КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Литература
Правление Августа сопровождалось необычайным подъемом римской литературы. Поэт Вергилий стал пророком новой эры. Его «Энеида» была попыткой прославить Рим Августа и показать божественное происхождение империи. В его произведениях возвещается приход грядущего золотого века, а одна из его Эклог (четвертая) как бы указывает на некоторое знакомство автора с книгами Ветхого Завета. Гораций обогатил латинскую поэзию, привнеся в нее греческие формы. Поэзия Овидия является довольно адекватным отражением моральных взглядов римлян той эпохи. Период Августа был «золотым веком» для римской поэзии.
Ничего достойного не было создано в латинской литературе в период между Августом и Нероном. С царствованием Нерона связано творчество двух выдающихся писателей: Сенеки и Петрония. Первый из них — философ-стоик и учитель Нерона — оставил после себя философские трактаты, посвященные главным образом этической проблематике, и несколько трагедий. Петроний, получивший при дворе Нерона имя «Арбитр изящества», прославился тонкостью вкуса. Его суждение ценилось императором, желавшим прославиться как поэт и артист. Роман Петрония «Сатирикон» остается одним из лучших источников для понимания этого времени.
В последней трети I века Плиний Старший написал свою «Естественную историю», которая была одной из первых попыток научного описания природы. Это был обширный энциклопедический труд. В это же время Квинтилиан создал систематический труд, в котором тщательно разработал теорию риторики и грамматики. Следует упомянуть еще сатирика Марциала, чьи остроумные эпиграммы и ныне доставляют удовольствие читателю.
При Нероне, Траяне и Адриане в литературе начинает преобладать критический тон. Историки Тацит и Светоний описывают дела кесарей без всякой попытки прославить и приукрасить их. Особенно суров Тацит, кровно связанный со старой республиканской аристократией, не особенно дружелюбной к императорам. В его «Анналах» и «Истории» обнаруживается недовольство системой принципата, распространившееся в обществе. С критикой поведения и морали своих современников выступил Децим Юний Ювенал, прославившийся своими сатирами в начале II века. Даже если некоторые его описания преувеличены и носят явно карикатурный характер, они все же дают, видимо, адекватное представление о нравственном разложении римской элиты.
Искусство и архитектура
Императоры, правившие в I веке, вели постоянное строительство в Риме. Римляне не были оригинальны в своем декоративном искусстве, но преуспели в создании монументальных архитектурных сооружений. Они достигли многого в технике строительства, научившись использовать арочные перекрытия, широко применяя кирпич и цемент в качестве строительных материалов. Многие построенные ими мосты, акведуки, амфитеатры и бани стоят и сегодня.
В скульптуре у римлян преобладал портретный жанр. Известно множество созданных ими скульптурных изображений императоров, полководцев, политиков. Сохранилась погребальная резьба на гробницах и саркофагах, многочисленные барельефы, бюсты и конные статуи, а исторические скульптуры, такие как Арка Тита в Риме, были широко распространены.
Музыка и театр
Эти два вида искусства были предназначены для развлечения толпы. Сценическое искусство было очень сильно затронуто общим нравственным разложением и само в немалой степени способствовало ему. Фарсы и комедии времен ранней империи были грубыми и вульгарными, они показывали самые низменные стороны жизни и отличались цинизмом и развращенностью. Римский театр представлял резкий контраст с театром Эсхила, Софокла и Еврипида — великих греческих драматургов, создавших трагедии, насыщенные глубочайшим философским и богословским смыслом.
В Римской империи исполнялась разная музыка. Основными музыкальными инструментами были флейты и свирели, но известны были и ударные и медные инструменты, а самыми популярными были лира и арфа. Музыка обычно сопровождала религиозные обряды и процессии. Но кроме того, аристократы любили, чтобы музыка была фоном их разнообразных развлечений.
Арена
Амфитеатр оказывал наиболее пагубное влияние на публику. Императоры и претенденты на высокие политические должности, стремясь завоевать расположение толпы, устраивали на арене кровавые состязания, на которых люди сражались друг с другом или с дикими зверями. Участниками этих зрелищ были специально подготовленные рабы-гладиаторы, военнопленные, приговоренные к смерти преступники, а иногда и наемники, решившиеся искать на арене славы и денег. Некоторым из них удавалось успешно выступать в течение нескольких лет и благополучно уйти в отставку. Но большинство погибало на арене. Представления в амфитеатре приучали публику к кровопролитию и разжигали у нее жажду крови. Если сцена с ее грубыми фарсами воспитывала в римлянах развращенность, то арена учила их жестокости.
Языки
Мы можем выделить четыре основных языка Римской империи, употреблявшихся в интересующую нас эпоху: латинский, греческий, арамейский и древнееврейский. Латинский язык был официальным языком империи. На нем велось все судопроизводство. Это также был язык римской литературы. Как разговорный язык большинства населения он, помимо Италии, распространился в западных областях империи: в Северной Африке, Испании, Галлии, Британии. Народы покоренных римлянами стран, восприняв язык завоевателей, постепенно вносили в него некоторые элементы своих родных языков. Трансформированная подобным образом латынь стала основой для многих современных европейских языков. Греческий язык был языком античной культуры. На нем читали и говорили все образованные люди империи. Кроме того, он был разговорным языком для населения многих восточных провинций. Говорили на нем и в Палестине, вероятно, Иисус и Его ученики часто пользовались им, когда имели дело с язычниками. Арамейский язык был наиболее распространенным языком народов Ближнего Востока. На этом языке Павел обращался к жителям Иерусалима (Деян 22:2), когда произносил свою защитную речь на ступенях крепости Антония. Некоторые цитаты из речей Иисуса указывают, что Он тоже говорил на этом языке (Ин 1:42, Мк 7:34, Мф 27:46). Арамейские выражения были в ходу и в древней церкви — например, «Авва» (Рим 8:15) и «Маранафа» (1 Кор 16:22). По-видимому, многие из первых христиан говорили на арамейском языке. Классический еврейский язык, которому арамейский был родственен, перестал употребляться большинством населения еще во времена Ездры. В I веке он применялся лишь священниками и книжниками в богослужебной практике и богословских диспутах. Простой народ его не понимал.
Широкое употребление этих трех языков видно из того, что надпись на кресте над головой Иисуса была сделана «ѕпо-еврейски (по-арамейски), и по-гречески, и по-римски» (Ин 19:20). Даже в Палестине все эти три языка были общеприняты и широко использовались.
Такое разнообразие языков в самом центре возникновения христианства дало ему возможность универсального выражения. Ни латынь, ни еврейский язык не сыграли важной роли в истории Церкви в I веке н.э. в отличие от арамейского и греческого. Предание говорит, что в середине I века некоторые из самых ранних записей слов Иисуса были сделаны на арамейском языке. А наука располагает неоспоримыми доказательствами того, что весь Новый Завет почти с самого начала циркулировал в рукописях на греческом языке.
Наука
Римляне, владычествовавшие в мире в I в., мало интересовались серьезной наукой. Их отношение к ней было чаще всего чисто утилитарным. Большинство технических открытий, использовавшихся римлянами в строительстве и военном деле, было сделано греками.
Некоторые отрасли науки были уже очень хорошо развиты в Греции задолго до прихода Христа. Геометрия (буквально — измерение земли) вначале активно развивалась в Вавилоне и Египте и, согласно преданию, была принесена в Грецию Фалесом Милетским. Греки подняли эту науку на необычайную теоретическую высоту. Система геометрии, изложенная в «Началах» Эвклида Александрийского (около 300 г. до н.э.), и сейчас остается образцом математической теории.
Замечательные открытия в области механики и физики принадлежат Архимеду из Сиракуз (287-212 гг. до н.э.). Он разработал теорию рычага и установил закон гидростатики. Его работы в математике являются первым образцом использования метода бесконечно малых величин, лежащего в основе дифференциального и интегрального исчисления. Некоторые из его технических изобретений были применены во второй Пунической войне при обороне Сиракуз от римлян.
Астрономия шагнула далеко вперед в дохристианском мире. Еще в IV веке до н.э. греческие ученые считали землю шаром, вращающимся вокруг своей оси. Около 160 г. до н.э. Гиппарх, разработавший методы как планиметрии, так и сферической тригонометрии, вычислил размеры луны и ее расстояние до земли. Эратосфен Александрийский (273-192 гг. до н.э.) вычислил длину окружности земли, причем, несмотря на неточность измерительных приборов, сделал это с удивительной точностью. Наукой, получившей наиболее стремительное развитие в I веке, была география. В космологии того времени преобладало представление, что Земля находится в центре мироздания. Вокруг нее вращаются планеты и звезды. Птолемей Александрийский (127-151 гг. н.э.) написал свой знаменитый труд, который оставался главным авторитетом в этой области до открытий Коперника. Он же создал географические карты всех известных в греческом мире земель.
Медицина процветала во многих центрах римского мира. В
I веке был известен университет в Тарсе, связанный с больницей при храме Эскулапа.1 Школа греческой медицины была основана в Риме в правление Августа. Врач императора Тиберия Цельс написал трактат по хирургии, обнаруживший большие познания в этой отрасли медицины. Другой врач, Диоскорид, подробно описал шестьсот лекарственных растений. Особое место в истории медицины занимает Гален (129-200 гг. н.э.), который обобщил все медицинские знания античности и свел их в единую систему. Ему принадлежит множество открытий в медицине и биологии. Хотя многие его заключения были ошибочными, его труды использовались медиками вплоть до эпохи Возрождения.
Научные труды, оставленные римлянами, не отличаются оригинальностью и не свидетельствуют о любознательности авторов. Наиболее известна 37-томная «Естественная история» Плиния Старшего. Эта обширная энциклопедия естественно-научных знаний того времени включала все предметы от земледелия до зоологии. Плиний честно зарегистрировал все данные науки, которые мог собрать, но в ряде случаев он не умел отличить факты от вымыслов, и его заключения не всегда оказывались достоверными.
Евреи в эту эпоху мало интересовались теоретическими науками. Никто из них не отличился в математике или естественных науках. Зародившаяся в их среде Церковь не занималась наукой как таковой, потому что основные ее интересы лежали в сфере этики и религии. Однако в учении Церкви, которое основывалось на Откровении, не было ничего, что могло бы препятствовать науке. Павел писал о Боге, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). Между богословским исследованием божественного откровения, совершаемого силой Святого Духа, и научным исследованием Его откровения через рассматривание творений нет никакого противоречия. Книги Нового Завета не являются научными книгами, и их авторы не были учеными, по крайней мере, в современном смысле этого слова, но они не противоречат науке ни в своих утверждениях, ни по своему духу.
Образование
Нынешняя система бесплатного обязательного среднего образования, устанавливаемая государством для всех детей до шестнадцати лет, была неизвестна в Римской империи. Только со времен Веспасиана императоры стали серьезно поддерживать народное просвещение. Воспитание ребенка в среднем римском доме обычно начиналось педагогом — рабом, который должен был давать ребенку первые уроки и водить его в одну из частных школ в городе. До тех пор пока римский мальчик не признавался совершеннолетним, он находился под надзором наставника.
Сами школы были мрачными заведениями, располагавшимися в общественных местах, рядом с базарами и лавками. Учителя знали мало, а их педагогические методы не отличались разнообразием. Учение сводилось к зубрежке, подкрепляемой телесными наказаниями. За редким исключением, располагались эти классы в неуютных и холодных помещениях. Никакого школьного оборудования типа классных досок, схем и плакатов там не было.
Основу курса обучения составляла выработка практических навыков. Главными предметами были чтение, письмо, счет. Затем начиналось изучение греческих и латинских поэтов. Ученики выучивали наизусть длинные отрывки и должны были с выражением их декламировать. После этого некоторые ученики изучали риторику, учились составлять речи по правилам ораторского искусства. Иногда богатая молодежь отправлялась учиться в знаменитые греческие университеты Афин, Родоса, Тарса или Александрии. Были популярны также лекции странствующих философов. Образование еврейского мальчика происходило по той же схеме, только программа была более ограниченной. Читать и писать он учился по Ветхому Завету. Среди евреев диаспоры преподавание при синагогах велось на древнееврейском и греческом языках. Изучалось иудейское предание и богослужебные ритуалы. В некоторых случаях допускалось чтение языческой литературы. Если мальчик проявлял желание стать ученым, его посылали для дальнейшего образования к какому-нибудь известному раввину. Так, например, было с апостолом Павлом, который был воспитан «при ногах Гамалиила» согласно со строгим законом его отцов (Деян 22:3).
Нет достаточных данных, чтобы делать обобщающие выводы о состоянии образования во всей империи. По-видимому, в каждом городе существовала собственная система просвещения. Однако распространение письменности даже в беднейших районах Египта, подтверждаемое папирусами, свидетельствует о том, что писать и читать умели даже представители низших классов. Вероятно, средний уровень просвещения в ранней империи вполне сравним со средневековым уровнем или даже с уровнем Европы XVIII столетия.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1681;