ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Как в еврейском, так и в языческом обществе была своя аристократия. В еврейском обществе ее составляло священническое сословие и ведущие учителя Закона — раввины. С момента маккавейского восстания и до воцарения Ирода Великого во главе иудейского общества находился клан Хасмонеев. При Ироде и его сыновьях священники хасмонейского рода сохранили свои позиции в религиозной жизни — определенные свидетельства о ведущей роли можно найти в книгах Нового Завета. Они руководили всеми делами, связанными с деятельностью храма, получали часть доходов от торговли жертвенными животными, забирали себе часть денег, получаемых от сбора налога на содержание храма.
В числе членов Синедриона, высшего совета иудаизма, находились весьма богатые люди. Евангелия называют двоих из них: Никодима и Иосифа Аримафейского. Вероятно, они были крупными землевладельцами.
Прочие жители Палестины занимались земледелием, ремеслом или торговлей. В большинстве они были очень бедны. Однако они были свободными людьми — рабовладение не получило распространения среди иудеев. У некоторых из них, как, например, у рыбаков, ставших учениками Иисуса, были свои маленькие предприятия, дававшие неплохой доход.
Социальная дифференциация в еврейском обществе в известной мере сглаживалась благодаря Закону, требования которого были одинаковы для всех. Все были одинаково ответственны перед Богом. Хотя богатство и рассматривалось иудеями как особое божественное благословение и награда за праведность, но не было никаких оснований утверждать, что совершающий добрые поступки бедняк меньше достоин награды, чем богатый. Укорененное в иудаизме представление о равенстве перед Богом ограничивало еврейскую олигархию в ее стремлении к власти и угнетению народа.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 856;