НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
Некоторые историки рисуют состояние нравственности в ранней империи в исключительно мрачном свете. Однако едва ли все было столь однозначно. Как это часто бывает, порядочные люди оставались малозаметны, а преступники привлекали всеобщее внимание. Тем не менее, основываясь на данных истории, а также на литературе того времени, мы можем определенно утверждать, что в целом нравственность была существенно ниже, чем в последующих веках.1 Грозное предупреждение грешникам, содержащееся в Послании к Римлянам (Рим 1:18-3:20), изначально относилось именно к обществу ранней империи, и все имеющиеся источники подтверждают точность данной Павлом характеристики.
Падение нравов не означало, что в империи не было порядочных людей, или что добродетель совершенно исчезла. Но можно зафиксировать своего рода «отрицательную динамику» в развитии морали, постоянное движение в сторону вседозволенности и беззакония. Жизнь человека стоила крайне мало — убийства были довольно частым явлением. Развод считался естественным делом и добиться его было очень просто. Родители избавлялись от нежеланных детей — хорошо известно письмо некого Иллариона своей жене Алисе: «Если родишь ребенка и это будет мальчик, то пусть он живет, если же будет девочка, подкинь ее». Процветали суеверия, всякого рода обман и хитрости.
Моралисты того времени, как, например, Сенека — воспитатель Нерона, в своих книгах разрабатывали возвышенные нравственные идеалы, обличали пороки своих современников. Но их выступления не произвели каких-либо значимых перемен. Их идеи оставались только рассудочными схемами, не имеющими никакого практического применения. Языческое общество не имело сил само исправить себя. Сознание собственного бессилия вызывало пессимизм и депрессию. Безнравственность и жестокость в политике, распущенность в удовольствиях, обман в делах, лицемерие и суеверия в религии делали жизнь в Риме тяжелой для большинства, а для некоторых и вовсе невыносимой.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 908;