ЯЗЫЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аристократия

В языческом мире I века расслоение общества было гораздо отчетливей. Социальная структура претерпела серьезные изменения в результате Гражданских войн в Риме. В Италии практически исчез класс свободных земледельцев, владевших небольшими участками земли. Многие представители древней сенатской аристократии погибли. Их место быстро занимала новая аристократия, богатевшая за счет скупки земель разорявшихся землевладельцев. Другим источником доходов стала эксплуатация провинций — государственные чиновники и спекулянты делали там баснословные состояния. Богатеющая на глазах аристократия утопала в роскоши. В обществе господствовали цинизм и развращенность. В то же время низшие классы постоянно беднели, т.к. труд не давал никакой гарантии от разорения и нищеты.

Средний класс

Постоянные войны давали неизменный приток рабов. Вследствие этого средний класс империи постоянно сокращался. Многие его представители были убиты в войнах или пострадали от репрессий. Другие не могли выдержать конкуренции крупных предприятий, основанных на рабском труде. Они продавали за бесценок свои фермы и имения, пополняя толпы безработных в больших городах, особенно в Риме, голодные и опасные, готовые на все, чтобы выжить.

Плебеи

Плебеи, или городская беднота, были весьма многочисленны. Их ряды регулярно пополнялись разорившимися представителями среднего класса. У большинства не было постоянной работы и в известной мере им было хуже, чем рабам, которые хотя бы имели гарантированный кров, еду и одежду. Толпы безработных ежедневно заполняли улицы больших городов, выпрашивая пропитание и бесплатные развлечения. За деньги они готовы были поддержать любого политика, чем регулярно пользовались многочисленные авантюристы, покупая их голоса на выборах или формируя из них вооруженные отряды, терроризировавшие население.

Рабы и преступники

Рабы составляли значительную часть населения Римской империи. Точных цифр на этот счет нет, но, вероятно, свободными были менее половины ее жителей, и лишь немногие из них являлись полноправными гражданами. Войны, массовые разорения, сравнительно высокая рождаемость вели к быстрому росту количества рабов. Впрочем в их рядах тоже существовала дифференциация. Многие из них были врачами, учителями, управляющими имениями, искусными ремесленниками. Известный философ-стоик Эниктет был рабом. Рабы служили чиновниками в государственных учреждениях. Издатели использовали труд рабов для переписывания книг. Домашняя прислуга в богатых домах тоже состояла из рабов. Самым тяжелым было положение сельскохозяйственных рабов. Имея в своем распоряжении дешевую рабочую силу, владельцы имений не заботились об усовершенствованиях и облегчении человеческого труда. Поэтому рабам приходилось выполнять исключительно тяжелую работу.

Рабство унижало человека. Рабовладение делало хозяев настолько зависимыми от труда рабов, от их усилий и их искусства, что сами они, в конце концов, теряли всякую способность к труду. Праздность разъедала свободное население империи. С другой стороны, нравственность и понятие о собственном достоинстве невозможны среди тех, для кого произвол хозяина является единственным законом. Хитрость, ловкость, лесть, обман, притворное послушание стали естественными качествами раба. Во многих семьях рабы становились няньками и воспитателями детей. Им они передавали все свои пороки, обучали их лжи и хитрости. Нравственное разложение сверху донизу пронизывало античное общество.

Конечно, не следует спешить с обобщениями. Многие хозяева хорошо обращались со своими рабами, а многие рабы честно служили своим господам и были им по-настоящему преданы. Некоторым из них удавалось скопить некоторое состояние и выкупить себя на свободу. Отпуск рабов был достаточно частым явлением. Вольноотпущенники, составлявшие в римском обществе особую социальную группу, стали со временем достаточно многочисленны. Многим из них удалось достичь весьма высокого положения и играть заметную роль при дворе императора и в правительстве. Из них в значительной мере формировался растущий бюрократический аппарат империи.

Институт рабства нашел свое отражение в книгах Нового Завета, где термин «раб» употребляется достаточно часто. Нигде в Новом Завете рабство не осуждается и не защищается. Судя но посланиям Павла, верующие и это время были как среди рабов, так и среди рабовладельцев. Павел призывает рабов повиноваться господам, а рабовладельцев не быть жестокими по отношению к рабам. Несомненно однако, что именно распространение христианства привело к постепенному исчезновению рабства.

Обилие безработных, отсутствие у множества людей средств к существованию, привычка к праздности — все это составляло плодородную почву для роста числа преступников. Было бы несправедливым говорить, что римское общество было целиком преступным — большое число граждан оставалось честными и порядочными людьми. Однако известно также, что и среди императоров, и среди их окружения, и среди сенаторов, и правительственных чиновников было много бессовестных и нечестных людей, отвратительных преступников. Все римское общество было пропитано злом. Жуткое описание, представленное в Послании к Римлянам, ничего не преувеличивает (Рим 1:18-32). Язычество не могло выработать внутри себя никаких средств, сдерживающих моральный упадок общества.

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1130;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.