III. Информационное общество
В настоящее время мы подходим к завершению некоего десятитысячелет-него всемирно-исторического цикла, соответствующего периоду становления и развития мировой цивилизации в ее привычных для нас формах. Не зная будущего, не рискнем утверждать, вслед за Г.В. Гегелем, что "абсолютная идея" уже воплотилась в своем конкретно-историческом бытии или, вместе с К. Map-
54_____________________________Теоретические основы понимания всемирной истории
ксом, смотреть на прошлое как на "предысторию", полагая собственно историей человечества лишь то, что начинается сейчас. Ограничимся констатацией того, что человечество, благодаря усилиям Запада, впервые за всю свою историю в течение последних столетий превратилось в глобальную структурно-функциональную систему. В ее рамках Запад выступает в качестве локомотива мирового развития. Он занял доминирующее положение и, благодаря своим специфическим цивилизационным особенностям (сочетающим рационализм, индивидуализм, капитализм, прагматизм, техницизм и пр.), в течение двух столетий (с момента промышленного переворота в Англии) развил немыслимые для предшествующих эпох производительные силы. Он создал всемирную финансовую систему и (в результате компьютерного переворота) всемирное информационное поле. Это поле становится основой функционирования всей глобальной системы.
На планете сложилась жесткая иерархия, покоящаяся на трех формах доминирования Запада: финансовой (транснациональные компании, базирующиеся преимущественно в США), военно-политической (превращение НАТО под главенством США в единственного "мирового жандарма") и информационной (благодаря бесспорному лидерству США в соответствующей сфере технологий). Информационная гегемония в настоящее время начинает играть определяющую роль по отношению к двум первым. Поэтому новый тип общества, на наших глазах утверждающийся в наиболее развитых странах и играющий определяющую роль в планетарном масштабе, вполне можно называть информационным.
Информационная сфера начинает доминировать над производственной и определять характер последней точно так же, как производственная в земле-дельческо-скотоводческо-ремесленных обществах определяла характер присвоения природных богатств. Поэтому (с учетом наметившейся в последнее время перспективы) всемирно-исторический процесс можем разделить на три основные эпохи: присваивающую,производящую и информационную. Они достаточно четко коррелируются с фазами климатического и экологического состояния Земли (поздний плейстоцен и голоцен), в частности, в плоскости известной концепции ноосферы В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.
Появление человека знаменовало собою первый шаг на пути формирования ноосферы, однако вплоть до возникновения производящего хозяйства воздействие человека на природу носило сугубо негативный характер (поджоги степной растительности, массовое истребление промысловых животных и пр.)
С возникновением земледелия начинают появляться первые "островки" искусственных экосистем. В период поздней первобытности и на протяжении всей истории цивилизации они разрастаются, соединяются между собой и постепенно образуют огромные массивы искусственных ландшафтов (города, поля, дороги, в известном смысле пастбища и пр.). Постепенно массивы естественной природы оказывались охваченными искусственными экосистемами различного цивилизационного облика, сохраняясь в первозданном виде преимущественно в труднодоступных для человека местностях.
В течение XX в. массивы естественной природы стремительно приобретают рекреационный характер, оставаясь в качестве островков в различных местах земного шара среди преобразованного человеком пространства планеты Само "естественное" состояние этих островков непосредственно зависит от целенаправленных усилий человека для поддержания их в таком качестве. Че-Единство и стадиальность исторического процесса
ловечество определяет состояние природы на планете, все более приобретающей характер искусственной экосистемы.
Очевидно, в планетарном масштабе рубеж XX—XXI веков можно считать временем вступления человечества (в лице группы наиболее развитых, правящих бал в мировом масштабе стран) в информационную эпоху. Конечно, большинство государств еще всецело относятся (и неопределенно долгое время будут продолжать относиться) к предшествующей стадии развития. Однако, поскольку протекающие в них процессы все более определяются воздействием со стороны наиболее развитых стран (в том числе и в форме реакций на них), то и они оказываются принципиально сопричастными началу информационной эпохи — точно так же, как охотничье-рыболовческие этносы Сибири и Дальнего Востока были сопричастны производящему обществу царской России и СССР. Разрыв в уровне развития и качестве жизни между наиболее развитыми и отстающими странами с каждым годом все более возрастает. Но об этом речь пойдет в последних главах книги.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1646;