ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Пленение, 597-322 гг. до н.э.

Независимое еврейское государство прекратило свое существование в 597 г. до н.э., когда вавилонский царь Навуходоносор вторгся в Иудею и захватил Иерусалим. Иудейский царь Иехония был вместе со всем своим двором отправлен пленником в Вавилон. Вслед за ними была депортирована вся элита иудейского общества, а также те, кто владел какими-либо искусствами и ремеслами. На иудейском престоле был утвержден дядя низложенного Иехонии — Матфания, принявший по приказанию Навуходоносора имя Седекия (4 Цар 24:10-17).

С 597 по 586 год до н.э. Иудея находилась в зависимости от Вавилона и платила ему дань. Седекия дал вавилонскому царю клятву верности. Однако в конце концов он нарушил эту клятву и вступил в тайный союз с Египтом, рассчитывая добиться независимости. По поводу политики Седекии не было единства даже среди пророков. Анания, сын Азура, не раз заявлял, что Бог сокрушит иго Вавилона и что через два года после его пророчества золотые сосуды, унесенные Навуходоносором из храма, будут возвращены (Иер 28:1-4). Иеремия же обвинил Ананию во лжи и предсказал, что мощь Вавилона не поколеблется в ближайшее время. Радикальная партия надеялась на помощь Египта; консервативные группы, которые представлял Иеремия, не строили на этот счет никаких иллюзий (Иер 28:12-17).

В 590 г. до н.э. Седекия решил, что пришло время восстать против Вавилона. Египетский фараон Псамметих II, продвигаясь на север по палестинскому побережью, неуклонно приближался к владениям Навуходоносора. Седекия сделал ставку на силу египетского войска и «отложился от Навуходоносора» (4 Цар 24:20).

Навуходоносор не оставил без внимания этот вызов. Он двинулся на защиту Тира и в 588 г. до н.э. осадил Иерусалим. Вскоре, правда, осада была временно прекращена из-за наступления египетской армии. Однако затем египтяне отступили, а вавилонские войска вернулись к Иерусалиму. В 586 г. н.э. город был взят. Седекия пытался бежать, но был схвачен, ослеплен и отправлен в цепях в Вавилон. Иерусалимский храм был разграблен, а затем сожжен. Сожжены были также царский дворец и дома вокруг него. Вавилоняне разрушили городские стены, а население Иерусалима угнали в Вавилон (Иер 39:4-10).

Для обеспечения порядка на захваченной территории Навузарадан — командующий вавилонской армией — назначил правителем Годолию. Однако в стране не утихали волнения. В результате восстания, поднятого аммонитским царем Ваалисом, Годолия был убит. В ходе последовавшей за этим гражданской войны мятежники были разгромлены. Оставшиеся в живых бежали в Египет, захватив в вынужденное изгнание пророка Иере-мию (Иер 41-43).

Конец Иудейского царства вовсе не означал конца иудаизма. Скорее наоборот — эти события положили начало т.н. «ортодоксальному иудаизму». Многие иудеи, уходя в Вавилон, взяли с собой книги Закона и Пророков, которые они почитали как Священное Писание. Несмотря на разрушение храма и прекращение жертвоприношений в нем, религиозная жизнь продолжалась. Наиболее благочестивые и образованные из увезенных в плен иудеев смогли объединить своих соотечественников в общину, которая заняла место Иерусалима как религиозного центра.

Немалую роль в организации и дальнейшей деятельности этой общины сыграл Иезекииль — пророк и учитель нравственности, приведенный в Вавилон с первой волной пленников при царе Иехонии. Образность его проповеди поражает воображение и кажется несколько гротескной. Но он проповедовал своему народу незыблемые этические нормы и высокие духовные стандарты. Он предсказывал, что Израиль вернется в свою землю и возродится, очистившись от тех греховных дел, которые он совершил, находясь в изгнании (Иез 36:22-31).

Семьдесят лет вавилонского пленения привели к возникновению синагог и росту их значения в иудаизме. Группы верных своему завету с Богом иудеев собирались для чтения Писания и молитвы. Они выбирали из своей среды учителей, которые становились религиозными вождями народа, заменяя священников храма. Изучение Закона заменило жертвоприношения, а соблюдение моральных норм — ритуал.

В 539 г. до н.э. вавилонское царство пало. Вторгшийся в вавилонские владения персидский царь Кир приказал выкопать гигантский канал и отвести от Вавилона реку Евфрат. По высохшему руслу его войска подошли к стенам города и взяли его практически без боя. Господство над Средним и Ближним Востоком перешло к мидо-персам.

Кир оказался великодушным завоевателем. С покоренными народами он поступал, большей частью, милостиво. В первый же год своего правления он разрешил евреям вернуться на родину и восстановить храм. Для этого им были возвращены священные сосуды из храма и выделены средства из царской казны (Ездр 6:1).

Далеко не все евреи воспользовались разрешением Кира. Многие предпочли остаться в Вавилоне, где уже обзавелись собственными домами. В Иерусалим отправилось сорок две тысячи человек, в основном из колен Иуды, Вениамина и Левия. Они прибыли в город в 537 г. до н.э., предводительствуемые Шешбацаром — князем из рода Иуды, которого Кир назначил правителем (Ездр 1:3,5-11). Они приступили к восстановлению храма (Ездр 3:1-11), но не смогли завершить его. Им пришлось столкнуться с противодействием той части народа, которая оставалась все время в Палестине (Ездр 4:1-5). В течение семнадцати лет храм оставался невосстановленным, хотя вернувшиеся из плена построили дома для себя (Агг 1:4). Под воздействием проповеди Аггея и Захарии работы возобновились около 520 г. до н.э. (Ездр 5:1-2). Местные чиновники, не знавшие об указе Кира, приказали евреям прекратить строительство. Евреи обратились к новому персидскому царю — Дарию — и тот подтвердил привилегии, данные евреям Киром. Восстановление храма продвигалось довольно быстро и было завершено в 516 г. до н.э. К празднику Пасхи было возобновлено богослужение и служение священников.

О том, в каком состоянии находилось еврейское государство с 516 по 458 г. до н.э., нет никаких письменных свидетельств. В 458 г. до н.э. («в седьмой год царя Артаксеркса» — Ездр 7:7) в Иерусалим прибыла новая группа переселенцев из Вавилона, возглавляемая «книжником» Ездрой, потомком Хелкии, первосвященника при царе Иосии. Он привел с собой священников, левитов и певцов, а также имел при себе письмо Артаксеркса, дававшее ему право восстановить служение в храме и под страхом наказания обязывающее местных начальников оказывать ему финансовую поддержку.

Новые переселенцы слились с основным населением страны, не принеся существенных перемен в жизнь общества. В 445 г. до н.э. («в двадцатый год царя Артаксеркса» — Неем 2:1) к Неемии — иудею, служившему виночерпием у персидского царя, — прибыл вестник из Иерусалима по имени Ханани. Он сообщил, что стены Иерусалима разрушены, а ворота сожжены. Некоторые исследователи находят в этой записи очередное упоминание о последствиях взятия Иерусалима войсками Навуходоносора. Однако разумнее предполагать, что речь идет о разорении города, случившемся во времена Неемии, — какой смысл посылать гонца, чтобы сообщить о событиях, происходивших полтора века назад. Некоторые намеки, содержащиеся в книге Неемии, позволяют заключить, что восстановление иудейского государства вызвало враждебные действия со стороны других обитателей Палестины — в частности жителей Самарии. Бедствие, о котором сообщил Ханани, могло быть результатом партизанской вылазки, к отражению которой жители города не были готовы.

Сообщение Ханани имело непосредственный результат. Неемия упросил царя отпустить его на время для восстановления города. Артаксеркс дал ему письмо, предписывающее Асафу, хранителю царских лесов, обеспечить его деревом для строительства городских ворот. Неемия немедленно отправился в Иерусалим. На третий день после своего прибытия он осмотрел городские укрепления и решил как можно быстрее построить их заново. Чтобы ускорить строительство, работающих разбили на группы и каждой группе поручили восстанавливать свой участок стены. Работы пришлось вести под охраной вооруженной стражи, поскольку враждебный к иудеям правитель Самарии Санаваллат постоянно угрожал нападением. Под энергичным руководством Неемии восстановление городских укреплений было завершено менее, чем за два месяца (Неем 6:15-16).

Неемия провел некоторые социальные и экономические преобразования. В то тяжелое время многие люди вынуждены были отдавать в залог землю и имущество, чтобы найти пропитание. Высокие проценты, назначаемые ростовщиками, делали последующий выкуп практически невозможным. Неемия запретил взымать проценты с соотечественников и потребовал возвращения заложенного имущества. Он также провел перепись тех, кто вернулся из плена и их потомков (Неем 7:5).

Благодаря книжнику Ездре, занимавшемуся изучением и толкованием Закона, возросло знание Закона среди иудеев. Сам Ездра, по-видимому, учил по-древнееврейски, а его помощники переводили его слова на арамейский язык (Неем 8:2,7,8). Несомненно, за годы плена и восстановительных работ Закон был забыт, и его чтение произвело на евреев глубокое впечатление. «Весь народ плакал, слушая слова закона» (Неем 8:9). Был восстановлен праздник Кущей и утверждены соответствующие Закону моральные нормы (Неем 8:13-18).

Неемия был строг в соблюдении Закона. Для поддержания богослужений в храме им были установлены регулярные пожертвования. Были запрещены смешанные браки (Неем 10:30) и подтвержден строгий запрет на всякие торговые операции в субботу (Неем 10:31). Было установлено регулярное взымание десятины (Неем 12:44). За двенадцать лет правления Неемии основные принципы иудейской ортодоксальности глубоко вошли в сознание народа.

Во время правления Неемии был изгнан из страны Манассия, внук первосвященника, женившийся на дочери Санаваллата. Иосиф Флавий сообщает, что он бежал в Самарию, где построил храм на горе Гаризим и учредил культ, конкурирующий с культом Иерусалимского храма. Гора Гаризим стала религиозным центром самарян.

Реформы Неемии оставили неизгладимый след. Благодаря им вплоть до маккавейских времен (т.е. на протяжении периода персидского и греческого владычества) сохранялась группа людей, твердо придерживавшихся Закона, несмотря на сильное влияние язычества, которому оказались подвержены многие из народа и даже представители священства.

О периоде еврейской истории от Неемии и до II века до н.э. имеется очень мало свидетельств. Известно все же о некоторых очень важных переменах в жизни народа. Произошло почти полное разделение между иудеями и самарянами; еврейский язык был вытеснен из обихода арамейским; возникла серьезная угроза иудейской ортодоксии со стороны эллинизма. В этот период, по-видимому, укрепились «три столпа», на которых и сейчас держится здание иудаизма: 1 — священные книги (= Ветхий Завет), 2 — синагога (с новым типом богослужения, исключающим жертвоприношение), 3 — раввинизм (от слова «равви» — учитель).

Однако основной политической силой было священство. Иосиф Флавий пишет, что когда Александр проходил через Палестину по пути в Египет, его приветствовал первосвященник Иаддуй, который говорил с македонским царем о поклонении Единому истинному Богу. Многие современные исследователи считают этот рассказ чистейшим вымыслом.

Однако независимо от того, правда это или легенда, приводимый рассказ Флавия показывает, что первосвященник рассматривался как первое лицо в иудейском государстве. Царский дом Давида к этому времени исчез, и упоминания о нем в Новом Завете показывают, что потомки этого рода могли быть простыми ремесленниками — как Иосиф из Назарета.

Две существенные черты еврейской жизни исчезли в период господства персов и греков: монархия и пророческое служение. Вся духовная и политическая власть сконцентрировалась в руках первосвященника. После Малахии пророчества совершенно прекратились. Никаких следов реформаторской деятельности пророков в этот период рассеяния не удается обнаружить.

Священство, сохранив то влияние, которым оно издавна обладало в Израиле, обрело еще и политическую власть, которой у него не было в царский период. В религиозной жизни, кроме того, появились два новых существенных фактора. В связи с интенсивным изучением Закона, начавшимся в изгнании, в иудейском обществе выделился класс духовных наставников — книжников. Их появление было отчасти связано с тем, что появление большого количества общин (в том числе и в рассеянии) потребовал многократного копирования Писания — каждой общине нужно было иметь свой экземпляр. Профессиональные переписчики должны были изучать текст, чтобы точно передать его. Постепенно они стали подлинными специалистами по Писанию. Матфей свидетельствует, что когда Ирод захотел узнать все пророчества о Мессии, он позвал к себе первосвященников и книжников (Мф 2:4). Так что книжники почитались наравне со священниками в вопросах, касающихся Писания.

Другим важным фактором стало появление так называемой «Великой Синагоги» — совета из 120 членов, призванного наблюдать за соблюдением Закона («Великая Синагога» — предшественница Синедриона времен Иисуса Христа). Предполагается, что последним известным членом этого органа был некто Симон Справедливый, которого часто отождествляют также с первосвященником Симоном I, жившим в начале III в. до н.э. Все упоминания о Великой Синагоге содержатся в поздней талмудической литературе, которая не отличается точностью в передаче исторических фактов, так что само существование такого совета может быть подвергнуто сомнению. Вполне возможно, что религиозные старейшины обладали судебной и политической властью, но официальное образование такого рода организации — маловероятно.

Под властью Птолемеев, 322–198 гг. до н.э.

Смерть Александра Македонского привела к распаду его империи и войнам за раздел ее территории. Великий завоеватель не оставил достойного преемника, и его четыре полководца разделили между собой его наследство. Египет достался Птолемею, а Сирия — Антигону. Палестина стала полем битвы и добычей для воевавших между собой захватчиков. В 320 г. до н.э. Иерусалим был взят войсками Птолемея. В 315 г. его вытеснил оттуда Антигон, но три года спустя он был разбит при Газе и потерял контроль над Палестиной. В 301 г. до н.э. Антигон был убит в сражении при Ипсе, и Птолемей вновь захватил Палестину, а Сирия досталась Селевку.

О положении палестинских евреев в этот период известно немного. Они жили между двумя постоянно враждовавшими государствами и в равной мере страдали от обоих. В таком положении, правда, было одно достоинство — каждый из соперников пытался склонить евреев на свою сторону, поэтому не обладал над ними абсолютной властью. Случалось и так, что те из евреев, кто активно поддерживал одного из царей, в случае его поражения переселялся на его территорию. Так, уже при первом из Птолемеев значительная группа евреев поселилась в Александрии. Условия для работы и для ведения торговли оказались здесь настолько благоприятными, что за первой группой последовали и другие, и в течение нескольких лет в Александрии выросла значительная еврейская колония. Вероятно, евреев, за их энергию, трезвость и трудолюбие, охотно принимали тогда во многих городах на территории эллинистических царств.

При Птолемеях евреи Палестины обладали многими привилегиями и жили как свободная община. Правителем оставался первосвященник, который следил за исполнением Закона. Ему помогал совет, состоявший из священников и старейшин. Центром жизни нации был храм. На ежегодно отмечаемые праздники Пасхи, Пятидесятницы (Седмиц) и Кущей сюда съезжались многочисленные паломники со всего мира. Постоянно поддерживалось изучение Закона — его толкование в этот период стало особенно скрупулезным.

Экономическое положение народа при Птолемеях было, по-видимому, тяжелым. Они платили низкую подать, а, принимая во внимание алчность царей и сборщиков налогов, это означает, что с них попросту нечего было взять. Постоянные войны и миграции истощили страну. В конце правления Птолемеев Иосиф, племянник первосвященника Онии, убедил царя Птолемея III Евергета доверить ему сбор налогов. Его дипломатия была настолько успешной, что помимо полномочий по сбору налогов Птолемей выделил Иосифу еще и две тысячи воинов для помощи. Тот, кто отказывался платить, подвергался конфискации имущества. Птолемей был удовлетворен, Иосиф разбогател, но из страны были выкачаны последние ресурсы. Возможно, что невыносимый налоговый гнет побудил многих искать союза с врагом Птолемеев сирийским царем Антиохом III.

Птолемеи, как правило, хорошо обходились с евреями. При Птолемее Филадельфе (285-246 гг. до н.э.), преемнике Птолемея Лага, тысячи рабов-евреев были выкуплены из рабства за счет царской казны. Некоторые из них получили ответственные посты в государстве. Новые поколения евреев перенимали греческие привычки и начинали говорить на греческом языке, теряя свой специфический семитский облик, привычки и образ мыслей.

Мы уже упоминали, что при Птолемее Филадельфе был осуществлен перевод на греческий язык еврейской Библии. В книге Иосифа Флавия пересказывается история, как библиотекарь Птолемея Филадельфа Деметрий, собирая книги для библиотеки в Александрии, узнал о еврейской летописи, повествующей об истории этого народа. Он обратился к царю с просьбой помочь ему получить перевод этой летописи. Птолемей обратился к иудейскому первосвященнику Елеазару с требованием направить в Александрию по шесть старейшин от каждого колена, чтобы они могли сделать перевод. Елеазар послал к царю переводчиков, снабдив их одним экземпляром Писания. Легенда говорит, что 72 старца трудились над переведом 72 дня, и когда готовый перевод был зачитан иудеям, те одобрили его. Детали этого рассказа едва ли можно считать достоверными, но несомненно, что Септуагинта появилась при Птолемеях в Александрии в ответ на потребности говорящего по-гречески еврейского населения этого города. Во времена Иисуса греческий перевод Писания был широко распространен среди евреев диаспоры.

Под властью Ceлевкидов, 198–168 гг. до н.э.

В то время, когда в Египте царствовали Птолемеи, в Сирии правила династия Селевкидов. Столицей Сирии была Антиохия, стоявшая на реке Оронт. Постоянная вражда двух государств приводила к регулярным войнам между ними. Сирийский царь Антиох I (280-261 гг.) пытался захватить Палестину, но безуспешно. Его сын Антиох II женился на Беренике, дочери египетского царя (249 г.), в расчете получить в наследство часть его территорий. Однако после смерти тестя он развелся с Береникой, решив вернуться к своей первой жене Лаодикии. Она же подстроила убийство Береники с ребенком, отравив при этом и самого Антиоха. Птолемей III Евергет (246-222 гг.), желая отомстить, вторгся в Сирию и разграбил ее. Война продолжалась много лет с переменным успехом, пока в 217 г. до н.э. войска египетского царя Птолемея IV не разгромили армию Антиоха III под Рафией. Сирийцы были изгнаны из Иерусалима, и страна перешла под власть Египта. Однако в 198 г. до н.э. война возобновилась. На этот раз успех сопутствовал Антиоху III — Палестина перешла под контроль Селевкидов.

В Иерусалиме в этот момент существовало две враждебные группы. Одна из них, руководимая священниками во главе с Онией III, настаивала на сохранении верности Птолемеям. Другая — под руководством Тобии — предпочитала сирийцев. В стычках между ними верх взяли сторонники Онии. Они изгнали своих противников из Иерусалима. Те обратились за помощью к сирийскому царю Селевку IV, намекнув ему, что свою оскудевшую казну он может пополнить за счет сокровищницы Иерусалимского храма. Легенда гласит, что царь отправил в Иерусалим своего казначея Гелиодора с приказом конфисковать храмовые сокровища, но тот не смог выполнить приказ, испугавшись явившегося ему ужасного видения.

Селевка, умершего в 175 г. до н.э., сменил его брат Антиох IV — правитель энергичный, но исключительно взбалмошный. Многие называли его Епиман (сумасшедший), переиначив его официальный титул — Епифан (явленный бог). Он активно вмешался в палестинские дела, рассчитывая эллинизировать местное население. Ония III был по его указу низложен, а первосвященником стал его брат Ясон, который пообещал за счет храма вносить крупные суммы в царскую казну. За это Ясон потребовал, чтобы всем евреям было дано антиохийское гражданство. За назначением Ясона последовало сооружение в Иерусалиме, в непосредственной близости от храма, гимнасия. Священники были принуждены оставлять службу в храме и присутствовать на играх и состязаниях. Сам Ясон дошел до того, что принял участие в играх в честь тирского божества Мелкарта и послал дары для жертвоприношений. Даже ближайшие сторонники Ясона отказались участвовать в этом святотатстве. В конечном счете дары были использованы при строительстве сирийского флота.

Однако при очередном обострении отношений с Египтом Антиох, усомнившись в верности Ясона, заменил его другим эллинизированным иудеем — Менелаем. Предпринятое затем сирийцами вторжение в Египет провалилось — их принудило к отступлению вмешательство римского посланника. Озлобленный поражением Антиох излил свой гнев на евреев.

Множество жителей Иерусалима было обращено в рабство. Стены города были разрушены, храм разграблен, а затем превращен в капище Зевса Олимпийского. 15 декабря 168 г. до н.э. изваяние этого бога было водружено на алтарь храма, а десять дней спустя ему в жертву была принесена свинья. Языческие алтари воздвигались по всей стране. Сирийцы силой принуждали иудеев праздновать языческие праздники. Иудаизм был полностью запрещен. Всякого, у кого находили Тору, казнили. Было запрещено соблюдать субботу и совершать обряд обрезания (1 Макк 1:21-50).

Положение всего народа стало невыносимым. Конфликт был неизбежен. Искрой, от которой возгорелось пламя войны, стало выступление Маттафии, старого священника из селения Модин. В Модин пришел царский посланник, принуждавший приносить жертвы языческим богам, и предложил Маттафии награду, если тот, как самый уважаемый человек в селении, сделает это первым. Маттафия отказался, а когда кто-то из иудеев приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, он убил его прямо возле алтаря. Затем он убил и самого посланника и разрушил жертвенник.

Маттафия бежал в пустыню вместе с сыновьями и их семьями. Вскоре к ним присоединились другие евреи. В последовавших затем военных столкновениях восставшие сначала терпели поражения. Сам Маттафия вскоре умер и был похоронен в Модине. Восстание возглавил его сын Иуда, прозванный Маккавеем («Маккаби», т.е. «молот»). Первоначально сирийцы не придавали восстанию большого значения, но после того как они обратили в бегство сильный сирийский отряд, Антиох изменил свое отношение к ним. Он двинул в Иудею большую армию, уплатив солдатам на год вперед. Начальником он поставил Лисия, а сам отправился в поход на Восток. В ходе короткой, но решительной кампании, восставшие разгромили сирийцев и изгнали их из Иерусалима. Храм был очищен, сооружен новый алтарь. После обряда посвящения был установлен новый праздник в память об этом событии, называемый праздником Обновления или праздником Света (Ин 10:22). Иуда завершил войну захватом земель к востоку от Иордана, после чего вся Палестина оказалась в его руках.

Весть о поражении потрясла Антиоха настолько, что он вскоре умер. Войну продолжил его преемник. Иуда Маккавей обратился за помощью к Риму, но, хотя и получил оттуда дружественный ответ, никакой реальной поддержки римляне не оказали. Иуда вскоре погиб в сражении, его брат Ионафан заменил его. Война продолжалась до 143 года, когда Деметрий II, претендент на сирийский престол, признал третьего брата — Симона Маккавея — своим союзником. Деметрий гарантировал Иудее политическую свободу и освобождение от всех налогов.

Победа Маккавеев привела к независимости еврейского государства, сохранявшейся до прихода римлян. С влиянием Селевкидов в Палестине было фактически покончено. Эта война оказала значительное влияние на много поколений евреев. Они сплотились в тесную группу, ревностно отстаивающую свою национальную независимость. Народы, среди которых они была рассеяны на протяжении всей последующей истории, не смогли их ассимилировать.

Правление Хасмонеев, 142–37 гг. до н.э.

Симон Маккавей, завершивший борьбу за независимость Иудеи, стал пожизненным первосвященником. Его правление было успешным, но коротким. В 139 г. был подписан договор с Римом — римляне признавали независимость еврейского государства и предписывали всем своим союзникам и зависимым от Рима странам поддерживать с этим государством дружественные отношения. Улучшилось экономическое положение, стали работать суды, пробудилась религиозная жизнь.

Но период благополучия не был продолжительным. Сирийский царь Деметрий II был свергнут с престола и захвачен парфянами (139 г. до н.э.). Его брат Антиох VII, занявший сирийский престол, разорвал договор с Симоном и потребовал выплаты громадных налогов. При сыновьях Симона — Иуде и Ионафане — евреям удалось разбить сирийцев и ликвидировать опасность с этой стороны.

Положение осложнилось из-за внутренних распрей. Симон и два его сына были предательски убиты в 135 г. его зятем Птолемеем, пытавшимся захватить Иерусалим. Оставшийся в живых сын Симона — Иоанн Гиркан (135-104 гг. до н.э.) помешал этому и осадил Птолемея в его собственном замке. В конце концов Птолемей бежал в Египет.

Тем временем Иерусалим подвергся осаде войсками Антиоха VII. Евреи были вынуждены капитулировать и платить дань сирийскому царю. Но Антиох вскоре умер, и в Сирии началась война между претендентами на престол. Гиркан немедленно воспользовался случаем и захватил Идумею на юге и Самарию на севере, а также Медеву и соседние города к востоку от Иордана. Гиркан стал первосвященником и главой государства, а также основателем Хасмонейской династии.

Умирая, он передал управление своему сыну Аристобулу Иуде и своей жене. Аристобул, заключив свою мать и братьев в тюрьму, стал править единолично. Через год он умер, а правителем стал его брат Александр Яннай, женившийся на вдове Аристобула — Александре Саломее. Он продолжил завоевание Палестины. Его правление (103-76 гг. до н.э.) отмечалось очередным всплеском внутренних беспорядков, в результате которых он едва не лишился престола.

Аристобул II, сын Александры Саломеи, стал царем после ее смерти. Он лишил своего старшего брата Гиркана II поста первосвященника. Тем временем политический хаос в Сирии и Палестине привлек внимание Рима. Помпей направил в Иудею

МАККАВЕИ И ХАСМОНЕИ (166 г. до н.э. — 100 г. н.э.)

своего представителя Скавра. Скавр решил дело в пользу Аристобула, но тот вдруг оказал сопротивление вмешательству римлян в дела Иудеи. Римляне осадили Иерусалим. Сторонники Аристобула были готовы оказать им сопротивление, но Гиркан сдал город. Аристобул с семьей был увезен в Рим пленником. Сын Аристобула Александр бежал по дороге в Рим и попытался поднять бунт против Гиркана, но был разгромлен римскими войсками.

В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Гиркан принял сторону Цезаря. За это он получил подтверждение Цезарем его положения главы государства. Кроме того, ему были отданы некоторые приморские города. Его министр Антипатр получил римское гражданство. Именно Антипатру принадлежала в это время вся реальная власть. Он назначил своего сына Фазаила префектом Иерусалима, а другого сына — Ирода — префектом Галилеи.

Несмотря на превратности гражданских войн в Риме, Ироду всегда удавалось держаться на плаву и быть в хороших отношениях с правящей группировкой. Гиркан постоянно оказывал ему поддержку. Антоний назначил Ирода и его брата Фазаила соправителями Иудеи. Пока Антоний был занят в Египте, Иерусалим атаковали парфяне, захватившие в плен Гиркана и Фазаила. Ирод вовремя бежал из города, чем спас свою жизнь. Тем временем саддукейская партия возвела на престол Антигона, сына Аристобула II, считавшегося врагом Рима и пользовавшегося поддержкой парфян. Он выступил против Ирода, но его войска были разбиты римлянами, а сам он попал в плен. В знак расположения к Ироду Антоний приказал обезглавить Антигона (37 г. до н.э.). Со смертью последнего закончилось правление Хасмонейской династии.

Правление Иродов, 37 г. до н.э.–6 г. н.э.

Основоположником новой династии стал Антинатр. Его сын Ирод, прозванный Великим, унаследовал от отца способности правителя и дипломата. Он занял престол Иудеи, опустевший после смерти Гиркана II. Историк Фаррар писал: «Антипатр соорудил надстройку; Ирод добавил к ней карнизный камень и превратил шатер идумейских предков в царский дворец, который считался при его жизни одним из самых красивых зданий в мире».1

Ирод Великий, 37–4 гг. до н.э.

Ирод стал царем в 37 году. Тогда ему было двадцать два года. Когда в Палестину вторглись парфяне, поддерживавшие Антигона, он бежал вместе со своей матерью Кипрос, сестрой Саломеей и Мариамне — дочерью Гиркана, с которой он был помолвлен. Оставив их под опекой своего брата Иосифа в Масаде, крепости на берегу Мертвого моря, он пробился в Александрию, а оттуда отправился в Рим.

С помощью убеждения или интриг он добился того, что Антоний и Октавиан, совместно правившие в это время Римом, признали его иудейским царем. Возвратившись в Палестину, он освободил свою семью, осажденную в Масаде, и приступил к утверждению самого себя в качестве властелина страны. Сначала он утвердился в Галилее, которую освободил от изобиловавших там разбойничьих банд, а затем с помощью римских войск завладел Иерусалимом. Антигон стал пленником римлян, которые в цепях доставили его в Антиохию и обезглавили.

Одним из первых действий Ирода было назначение первосвященника. Сам он не мог занять эту должность из-за своего идумейского происхождения. С другой стороны он не хотел допустить, чтобы первосвященником стал наследник Хасмонеев, поскольку опасался их политического влияния. По его настоянию иудейским первосвященником стал Ананиил — выходец из вавилонской диаспоры, по всей вероятности, отождествляемый с Анной, упоминаемым в Евангелиях. Однако мать Мариамне — Александра, добившись расположения египетской царицы Клеопатры — любовницы Антония, уговорила ее оказать поддержку своему сыну Аристобулу. Не смея возражать Антонию, Ирод сместил Ананиила, и первосвященником стал Аристобул, который не достиг еще совершеннолетия. Юный первосвященник хасмонейского рода снискал исключительную популярность в народе, что возбудило в Ироде зависть и наихудшие подозрения. Он устроил в честь Аристобула пир в Иерихоне и там приказал своим слугам утопить его в ванне.

Это преступление не осталось без внимания Клеопатры. Ирод был вызван Антонием в Александрию. Уезжая, он оставил тайное распоряжение, чтобы в случае его осуждения его жена Мариамне и ее мать были убиты. Ответственным за выполнение этого чудовищного приказа он назначил Иосифа — дядю Мариамне. Благополучно вернувшись из Египта, где ему удалось помириться с Антонием, он обнаружил, что Мариамне узнала о его распоряжении. Ирод использовал неспособность Иосифа сохранить его секрет как доказательство неверности его и Мариамне и казнил его.

В 29 г. до н.э. римский сенат объявил войну Антонию и Клеопатре. Ирод оказался вынужденным делать выбор — предать своих покровителей или вступить в безнадежную битву против Рима. Эту губительную дилемму помогла разрешить Клеопатра. Опасаясь предательства Ирода, она убедила Антония отправить его в Аравию, где шли какие-то второстененныe военные действия. Ирод выиграл эту аравийскую кампанию, а тем временем Антоний был разбит в морском сражении при Акции. После этого поражения Ирод без колебаний отвернулся от своих прежних друзей и спешно отправился на Родос, чтобы встретиться с Октавианом и добиться его поддержки.

Октавиан, победивший Антония при Акции, признал Ирода иудейским царем и союзником римского народа, а со смертью Клеопатры исчезла еще одна угроза власти Ирода, ибо эта царица добивалась присоединения Иудеи к Египту.

Внешнеполитический триумф Ирода был омрачен ссорой с его женой Мариамне — единственной женщиной, которую он любил. Отправляясь на Родос, Ирод, как бывший друг Антония, не был уверен в своей судьбе. Перед отъездом он вновь распорядился, что Мариамне должна быть убита в случае его смерти. Она, в свою очередь, обвиняла его в убийстве ее родственников, представителей хасмонейского рода. Дело усугублялось интригами сестры и матери Ирода, ненавидевших Мариамне. В конце концов онa была арестована и казнена.

Эти события отразились на физическом и психическом здоровье Ирода. Он тяжело заболел, и Александра (мать казненной царицы) начала активно интриговать, стараясь обеспечить трон за своими внуками Александром и Аристобулом — сыновьями Ирода и Мариамне. Взбешенный известием о заговоре, Ирод приказал убить ее.

Справедливости ради нужно признать, что Ирод оказался очень способным правителем, сделавшим много блага для своего народа. Он предоставлял щедрые субсидии во время голода. Он построил целый ряд крепостей и укреплений, оградив страну от иностранных вторжений. Он реализовал обширную строительную программу, стимулировавшую рост торговли. При нем значительно улучшилось экономическое состояние страны. Поэтому, несмотря на интриги при дворе, его правление можно назвать весьма успешным.

Однако ему не удалось снискать расположения народа. Его идумейское происхождение делало его узурпатором в глазах евреев. Его лояльное отношение к языческим культам вызывало недоверие к его приверженности иудаизму. Несмотря на то, что он построил новый великолепный храм в Иерусалиме, он отнюдь не был благочестивым иудеем. Его циничное стремление сделать священство инструментом своей политики и его личная развращенность вызывали ненависть религиозных евреев.

В 23 г. до н.э. он вторично женился на женщине, которую, как и его первую жену, звали Мариамне, дочери Симона, сына Боэфа, священника. В угоду ей он сместил первосвященника и назначил на этот пост ее отца Симона. Новый первосвященник вскоре стал предметом всеобщей ненависти. Когда четырьмя годами позже из Рима, где они учились, вернулись два сына Ирода, народ встретил их с нескрываемым энтузиазмом. В них, наследниках хасмонейской династии, видели законных царей и избавителей от деспотии Ирода. Это признание со стороны народа в конце концов стоило им жизни. Они были убиты но приказу отца в результате интриг своего брата Антипатра.

Заговоры и казни, сопровождавшие все царствование Ирода, особенно усилились в его последние годы. Антипатр, пытавшийся ускорить смерть отца и овладеть троном, подвергся той же участи, что и его братья. Август, у которого Ирод испрашивал разрешения на казнь сына, мрачно пошутил, что скорее хотел бы быть свиньей Ирода, чем его сыном (в греческом языке эти слова созвучны). Ирод умер 1 апреля 4 г. до н.э. от рака кишечника и водянки, мучимый воспоминаниями о совершенных им убийствах.

Злобный и беспринципный характер этого человека объясняет его двуличное поведение с волхвами и жестокость приказа об убийстве вифлеемских младенцев (Мф 2:1-18). Отсутствие упоминаний об этом событии в других источниках вполне объяснимо — убийство нескольких детей в небольшой иудейской деревне могло остаться незамеченным рядом с другими преступлениями Ирода.

Преемники Ирода

По завещанию Ирода престол перешел к Архелаю. Чтобы получить подтверждение своих прав, Архелай решил как можно быстрее отправиться в Рим. Но перед отъездом он хотел по возможности успокоить страну, т.к. неприязнь к семейству Иродов была очень сильна. Волнения, происшедшие во время празднования Пасхи, удалось прекратить только с помощью войск.

Уезжая в Рим, Архелай оставил вместо себя своего брата Филиппа. Тем временем в Рим прибыл третий брат, Антипа, предъявивший свои права на престол, поскольку во втором завещании Ирода наследником был назначен он. Сложившаяся ситуация заставила Августа долго колебаться в принятии решения о правителе Иудеи.

Покуда в Риме шли прения, в Иудее вспыхнуло второе восстание. Прокуратор Сабин, назначенный Августом поддерживать порядок в стране пока не решен вопрос о наследниках, захватил Иерусалим и разграбил храм. Однако затем повстанцы нанесли поражение силам прокуратора и только легионы, приведенные наместником Сирии Варом, смогли выправить положение. Из Иудеи в Рим была направлена делегация с просьбой предоставить стране автономию и не назначать никого из семейства Иродов царем. Туда же прибыл Филипп, чтобы поддержать притязания Архелая.

После длительных слушаний Август принял решение: Архелай получал титул этнарха и получал в управление Иудею, Самарию и Идумею. Антипа становился тетрархом Галилеи и Переи. Филипп, также получивший титул тетрарха, стал правителем земель, находившихся к востоку от Иордана и к северу от Галилейского моря.

Архелай, 4 г. до н.э. – 6 г. н.э.

Архелай женился на Глафире, дочери каппадокийского царя Архелая. Он стал ее третьим мужем, поскольку до этого она была замужем за его покойным братом Александром и мавританским царем Юбой. Этот брак усилил неприязнь евреев к Архелаю, поскольку ради него он развелся со своей первой женой и поскольку Глафира имела сыновей от Александра.

Подобно своему отцу, Архелай поощрял строительство и общественные работы. Но его правление было столь непопулярно, что через девять лет его царствования в Рим отправилась делегация иудейских и самарянских старейшин с целым списком жалоб на него. Выслушав эту петицию, Август сместил его и сослал во Вьенну в Галлии (6 г. н.э.).

Косвенной характеристикой Архелая может служить упоминание о нем в Евангелии от Матфея:

«Услышав же, что Apхелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские»

(Мф 2:22).

Видимо Архелай, подобно своему отцу, боялся соперников в борьбе за престол и был опасен для всех, в ком можно было заподозрить претендента.

Филипп, 4 г. до н.э. – 34 г. н.э.

Территория, выделенная Филиппу, включала северо-восточный угол Палестины, ограниченный на западе Галилейским морем, верхним течением Иордана, озером Мером и ливанскими горами. На север эта область простиралась до границ Авиленеи близ Дамаска. На востоке и юго-востоке владения Филиппа упирались в пустыню, а на юге достигали границ Десятиградия. Значительную часть населения тетрархии составляли сирийцы и греки. Доля иудеев была сравнительно невелика.

Филипп был счастливым исключением в семье Иродов. Единственной чертой, унаследованной им от Ирода Великого, была страсть к строительству. По отношению к народу он был добр и справедлив. Кесария Филиппова, упоминаемая в Евангелиях (Мф 16:13, Мк 8:27), была построена на месте древнего Паниаса у истоков Иордана. Свое название она получила в честь римского императора и самого тетрарха Филиппа. Вифсаида Юлиева, расположенная на северо-западном берегу Галилейского моря, также была одним из его городов.

Он был женат на Саломее, дочери Иродиады. Иосиф Флавий писал о нем только хорошее. Он мирно скончался в 34 г. н.э. На три года его тетрархия была присоединена к римской провинции Сирия, а затем, в 37 г. н.э., Калигула отдал ее племяннику Филиппа — Агриппе I.

Лука упоминает Филиппа (3:1) как тетрарха Итуреи и Трахониты. Других упоминаний о нем в Новом Завете нет.

Ирод Антипа, 4 г. до н.э. – 39 г. н.э.

Ирод Антипа — тетрарх Галилеи и Переи — упоминается в книгах Нового Завета чаще других представителей этого рода. Иисус назвал его «лисицей» (Лк 13:32). Этот эпитет говорит не только о его хитрости, но и о мстительности.

За 43 года своего правления он построил новую столицу на берегу Галилейского моря — Тивериаду. Этот город был построен на месте древнего кладбища, поэтому ортодоксальные иудеи отказывались жить в нем. Тетрарху приходилось принуждать людей селиться в новой столице. Город был устроен по греческому образцу.

Тем не менее, Ирод Антипа не раз демонстрировал свою приверженность иудаизму. Он принял сторону еврейского населения, когда Пилат хотел поставить в Иерусалиме щит, посвященный языческим богам. Он присутствовал в Иерусалиме на празднике Пасхи (Лк 23:7).

В Евангелиях Ирод Антипа упоминается как убийца Иоанна Крестителя, а также в связи с его участием в осуждении Христа (Лк 23:7-12). Его жена Иродиада была дочерью его брата по отцу Аристобула и, первоначально, женой другого его брата — Ирода Филиппа I (Мф 14:13, Мк 6:17, Лк 3:19). (Этого Филиппа не следует путать с тетрархом Филиппом). Ирод Филипп жил в Риме, как рядовой гражданин, и Антипа, бывая там, влюбился в Иродиаду. Ради нее он развелся со своей первой женой, дочерью аравийского царя Ареты. Узнав о намерении Антипы жениться на другой, она бежала к отцу, а тот объявил Ироду войну.

Ирод перевез Иродиаду вместе с дочерью Саломеей в Тивериаду. Возможно, что именно тогда он посетил Махеронскую крепость в Перее, где услышал проповеди Иоанна Крестителя. Хотя Ирод уважал прямоту пророка, открыто обличавшего его в беззакониях, Иродиаду его обличения привели в ярость, и она стала добиваться казни Иоанна. Антипа оказался или слишком слабовольным, или равнодушным к правосудию человеком, чтобы спасти жизнь человеку, говорившему ему правду (Мф 14:1-12,

Мк 6:14-29, Лк 3:19).

В конечном счете брак с Иродиадой стоил Ироду Антипе царства. Когда в 37 г. н.э. императором стал Калигула, одним из первых своих актов он сделал царем Агриппу I, брата Иродиады и сына Аристобула, отдав ему во владение тетрархию Филиппа. Воодушевленная удачей брата, Иродиада уговорила мужа ехать в Рим и просить у Калигулы царского титула. Когда же он прибыл в Рим, там оказался представитель Агриппы Фортунат, обвинивший Ирода Антипу в заговоре против Рима. Калигула немедленно лишил его тетрархии и отправил в ссылку в Галлию, а тетрархию передал Агриппе.

Ирод Агриппа I, 37–44 гг. н.э.

Ирод Агриппа I был сыном Аристобула и его двоюродной сестры Береники, дочери Саломеи, сестры Ирода Великого.

Закончив свое образование в Риме, он возвратился в Палестину в 23 г. н.э. и получил от своего зятя, Ирода Антипы, должность надзирателя над рынками в Тивериаде. После ссоры с Иродом, а потом и с римским правителем в Антиохии, куда он бежал в поисках защиты, он вернулся в Италию. Ирод Агриппа стал учителем внука Тиберия и был близким другом Калигулы, которому однажды сказал, что он будет следующим императором. Тиберий, узнав об этом, заточил Агриппу в тюрьму. Агриппа пробыл в тюрьме недолго, т.к. вскоре последовала смерть Тиберия и он был освобожден.

Как только Калигула стал императором, Агриппа получил назначение. Питая добрые чувства к евреям и обладая влиянием на Калигулу, Агриппа сумел удержать последнего от установления его статуи в Иерусалимском храме. Этим он предотвратил яростное возмущение евреев.

В 41 г. н.э., когда Калигула был убит, Агриппа все еще находился в Риме. Он поддержал Клавдия в его притязаниях на власть, а Клавдий, в свою очередь, не только закрепил за Агриппой территорию, пожалованную ему Калигулой, но и прибавил еще Иудею и Самарию. Таким образом, Агриппа I получил во владение воссоединенное царство Ирода Великого.

По возвращении в Палестину, Агриппа выбрал Иерусалим как место своего пребывания. Он регулярно посещал храм, жил в строгом соответствии с еврейским законом и подавлял все попытки ввести языческие церемонии или изображения в синагоги. Его ревность и преданность иудаизму сделала его одним из первых гонителей христиан. Напряженность между фарисеями и христианами (которых в то время считали лишь новой сектой иудаизма) возрастала до тех пор, пока не вмешался сам царь. Агриппа приказал арестовать и казнить Иакова, сына Зеведеева, был заключен в темницу и Петр. Последний был освобожден чудесным образом, с Божьей помощью. Агриппа приказал казнить стражников, а сам отправился в Кесарию (Деян 12:11-19).

Смерть Ирода Агриппы I наступила внезапно в 44 году н.э. Иосиф Флавий и евангелист Лука сходятся в основных подробностях описания его смерти. Первый говорит, что на играх в честь императора, устраивавшихся в Кесарии, Ирод Агриппа был облачен в серебряную мантию. Сияние его одежды в лучах солнца побудило его поклонников открыто признать его богом. Вскоре после этого у него началось сильное кишечное расстройство, и через пять дней он умер.

Ирод Агриппа II, 50–100 гг. н.э.

Ирод Агриппа I оставил четверых детей: трех дочерей и сына. Одна из дочерей — Друзилла — вышла замуж за римского прокуратора Иудеи Феликса. Сын — Агриппа II — был в Риме, когда его отец умер. В 50 г. н.э. после смерти Ирода Халкисского, его дяди, он получил царство и право назначать первосвященника в Иерусалимский храм. В 53 г. н.э., отказавшись от царства в Халкиссе, он получил тетрархии Филиппа и Лисания. После смерти Клавдия (в 54 г. н.э.) Нерон присоединил к его владениям некоторые части Галилеи и Переи.

Когда прокуратором Иудеи стал Фест, Агриппа и его сестра Береника, ставшая его соправительницей, отправились в Кесарию, чтобы поздравить Феста со вступлением в новую должность. Там Агриппе пришлось взять на себя роль духовного советника Феста по делу апостола Павла, положение (статус) которого было загадкой для римлянина-язычника (Деян 25:13-26:32). Хотя Агриппа хорошо знал иудаизм, он не воспринимал его глубоко, и, соблюдая все церемониальные требования, он никогда не проявлял искренней убежденности в его истине.

Во время восстания 66 г. н.э. он открыто встал на сторону римлян, показал свою верность Веспасиану и вместе с Титом одержал победу над своим собственным народом. Его царство было расширено новым императором. В 75 г. н.э. Агриппа и Береника переехали в Рим. Тит намеревался жениться на Беренике, но разгорелся скандал, и ему пришлось отказаться от своих намерений, т.к. народная ненависть к ней и ее брату была слишком велика. В 100 г. н.э. Агриппа II умер.

Правление священников до падения Иерусалима, 70 г. н.э.

Все чужеземные правители, владевшие Палестиной, будь то Птолемеи, Селевкиды, Ироды или римляне — все они без исключения были для евреев захватчиками, которых приходилось терпеть, но их никогда не считали законными властителями. В представлении евреев только духовенство являлось настоящей, подлинной властью.

На протяжении всей истории Израиля в разные времена существовали различные виды гражданской власти. При Моисее старейшины представляли колена Израилевы, составляя его совет. В период судей никакого центрального правления не было, просто по мере необходимости появлялись вожди, обладавшие популярностью в народе, но не способные установить постоянный порядок. В периоды объединенных и разъединенных царств главой государства были цари. Но как бы то ни было, во все времена слово священника было решающим, т.к. он говорил от имени Бога. В еврейском государстве именно религиозная власть почиталась высшей. Очень многое зависело от состояния священства: если оно было развращенным, политическая жизнь тоже качественно снижалась; если же наступало духовное пробуждение, восстанавливалось поклонение Иегове, вместе с этим возрастал и авторитет гражданской власти.

Во время пленения священническое служение было временно прекращено из-за разрушения храма, однако сами священники не исчезли. Когда в 536 г. до н.э. пленники возвратились в Иерусалим, среди них были священники и левиты (Ездр 2:36-54). После восстановления храма, они приступили к исполнению своих обязанностей и продолжали служение с небольшими перерывами вплоть до 70 г. н.э., когда храм был вновь разрушен римлянами.

Все это время священство было наиболее авторитетной группой среди иудеев. Первосвященник получал свою должность по наследству и занимал ее пожизненно. Его власть была высшей после правителя. Нельзя установить точно, в какой мере первосвященник обладал свободой действий в периоды чужеземного господства, но скорее всего она была достаточно велика, поскольку и греческие, и римские власти обычно ограничивали свою компетенцию сбором налогов и внешней политикой.

Часть властных функций принадлежала совету старейшин, в который входили наиболее опытные и уважаемые религиозные и политические деятели. Некоторые из них были священниками, другие, как, например, Ездра, книжниками и знатоками Закона. В совет входили также наиболее образованные представители землевладельческого и торгового класса. Управление на самом деле было в руках высших религиозных кругов, к которым принадлежали члены Синедриона (позднее название совета старейшин).

Непрерывный ряд имен священников времен персидского владычества безо всяких комментариев дан в книге Неемии (Неем 12:1-11). Иосиф Флавий описывает такой эпизод: у первосвященника Иоанна (вероятно, Ионафана в Неем 12:11) был брат — Иисус, который был другом персидского военачальника Вагоса. Вагос пообещал своему другу помощь в получении священнического сана. Но два брата поссорились в храме, и в результате ссоры Иоанн убил Иисуса ко всеобщему возмущению народа и персидских властей.

У Иосифа Флавия есть еще два важных эпизода, свидетельствующих, что во времена завоеваний Александра Македонского именно первосвященник выступал как человек, уполномоченный говорить от имени всего еврейского народа. Когда Александр Македонский вторгся в Палестину и осадил Тир, он обратился к первосвященнику с требованием, чтобы евреи оказывали ему такую же поддержку, как ранее персидскому царю. Первосвященник отказался, сказав, что присягал Дарию и не может нарушить присяги. Александр ответил угрозой, что по окончанию войны он научит первосвященника, кому нужно присягать.

В том же месте Иосиф пишет, что когда Александр подошел к Иерусалиму, навстречу ему вышел первосвященник Иаддуй с процессией. Первосвященник показал царю содержащееся в Писании пророчество о его завоеваниях. Это произвело на Александра глубокое впечатление. Он держался очень уважительно по отношению к первосвященнику и мирно покинул Палестину, предоставив евреям самоуправление.

При Птолемеях священство оставалось ведущей политической силой. Иосиф высоко отзывается о сыне Иаддуя Онии I и его сыне Симоне I Справедливом. Но со временем пост первосвященника стал своего рода политическим призом, находящимся в руках светской власти. Этот приз продавался тому, кто мог заплатить за него больше. Счастливый кандидат должен был подчиняться желаниям политического вождя, чтобы не потерять своего места. Независимость священства была в значительной мере утеряна.

Ситуация переменилась после восстания Маккавеев. Прежняя династия первосвященников, служившая при Селевкидах, была смещена Хасмонеями. Основателем этой династии первосвященников считается Иоанн Гиркан — потомок Маккавеев. Как при Селевкидах, так и при Иродах первосвященнику принадлежала вся власть в религиозной сфере. Исключение составляют некоторые из них, назначенные Иродом Великим.

После смерти Ирода Великого и до падения Иерусалима первосвященник вновь становится главной политической фигурой в Иудее. С ним должен был советоваться римский прокуратор и нередко под его давлением римским властям приходилось менять свою политику. Первосвященник, пользуясь авторитетом в народе, имел возможность формировать общественное мнение и таким образом принуждать римских представителей к угодным ему решениям. В противном случае те могли быть смещены императором за неумение поддерживать порядок в своей провинции. Примером такого рода давления может служить крик возбужденной первосвященником толпы под окнами у Пилата: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин 19:12). Марк, описывая эту ситуацию, прямо указывает, что «первосвященники возбудили народ» (Мк 15:11).

Правление священников завершилось с взятием римлянами Иерусалима и разрушением храма в 70 г. н.э. После этого иудейское священство прекратило свое существование.

Власть римлян до восстания Бар-Кохбы, 70–135 гг. н.э.

Невозможно установить хронологические границы между сменявшими друг друга политическими режимами в Иудее. Так, власть священства существовала одновременно с властью Птолемеев, Селевкидов и Иродов. Правление священников и правление Иродов пересекались во времени с правлением римлян. После завоевания Иудеи Помпеем в 63 г. до н.э. Рим считал и Ирода, и первосвященника зависимыми правителями. Когда Ирода Великого сменил его сын Архелай, он оказался настолько непопулярным, что римскому императору пришлось сместить его. В Иудею был назначен прокуратор Колоний. С этого времени, за исключением кратких перерывов, римский прокуратор осуществлял прямое управление этой провинцией, вплоть до последнего неудачного восстания в 135 г. н.э.

Как правило, прокураторы были непопулярны в народе, и мало кто из них оставался в своей должности более трех лет. Дольше других находились на этом посту Валерий Грат (15-26 гг. н.э.) и сменивший его Понтий Пилат (26-36 гг.). Первый был крайне нелюбим за то, что нарушал преемничество первосвященников и назначал своих кандидатов. Второй — очевидно самый известный из римских прокураторов, так как он участвовал в суде и казни Христа. В самом начале своего правления он оскорбил евреев тем, что по его приказу войска внесли в Иерусалим знамена с изображением императора. Народ бурно протестовал против такого осквернения города. Пилат уступил только тогда, когда увидел, что его поступок неизбежно приведет к кровопролитию. В 36 г. он был смещен с поста прокуратора из-за своих распрей с самарянами. Его сменил Марцелл.

Вступление на императорский престол Калигулы в 37 г. н.э. привело к новому обострению обстановки. Возомнивший себя богом император, приказал установить свое изображение в Иерусалимском храме. Исполнение этого приказа было возложено на сирийского легата Петрония. Легат оказался перед дилеммой: либо навлечь на себя гнев императора, либо спровоцировать религиозную войну. Ему удалось отсрочить исполнение приказа, а в 41 г. н.э. затруднение разрешилось само собой — Калигула был убит в результате дворцового заговора.

Вплоть до начала иудейской войны в 66 г. н.э., между народом и римской администрацией существовало постоянное напряжение. Не были редкостью вооруженные выступления. Партия зилотов, особенно сильная в Галилее, открыто призывала к священной войне против Рима. Прокураторы, стараясь сохранить порядок, не останавливались перед насилием. Но от вооруженных столкновений с римскими легионерами ненависть к Риму разгоралась еще сильней. Вся страна находилась в крайне возбужденном состоянии, и появление человека, заявлявшего о своих мессианских притязаниях, почти всегда собирало многолюдную и фанатичную толпу последователей.

В Деяниях упоминаются прокураторы М. Антоний Феликс и Порций Фест (Деян 23:24-24:27, 25:1-26:32). При правлении Феликса намерения свергнуть власть Рима начали принимать наиболее явные формы. Иосиф Флавий описывает случай, когда какой-то египетский еврей собрал вокруг себя возбужденную толпу, утверждая, что стены Иерусалима могут пасть по его слову. Римские воины разогнали толпу, а вождь был вынужден бежать. Возможно, именно этот случай имел в виду центурион, охранявший апостола Павла, когда спросил его: «Не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи разбойников?» (Деян 21:38). Прокураторство Феликса было временем постоянных смут. Возможно, это было результатом злоупотреблений или плохого управления. Следует обратить внимание на контраст между началом обращенных к Феликсу речей Тертулла и Павла. Тертулл льстит прокуратору:

«Тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром,

а твоему попечению благоустроением сего народа»

(Деян 24:3).

Павел также начинает свою речь характеристикой Феликса, краткой и правдивой, без всякой лести: «Ты с давних лет судишь этот народ» (Деян 24:10, цит. по переводу епископа Кассиана, известному также как «Новый перевод с греческого подлинника»). Феликс крайне жестоко подавил бунты в Кесарии; во время его правления Иудея подверглась многим бедам. За это Феликса отозвали в Рим, где заступничество его брата Палласа, фаворита Нерона, спасло его от наказания.

Его преемник Порций Фест был, видимо, честным человеком и добросовестным администратором. Но через два года после вступления в должность он умер, а его преемники свели на нет все то хорошее, что он успел сделать.

После смерти Феста обстановка в Иудее неизменно менялась к худшему. Жестокость и жадность отличала как прокураторов, так и первосвященников. Жившие в Кесарии язычники вели себя провокационно, умышленно возбуждая негодование евреев. Прокуратор Гессий Флор расхитил сокровищницу храма. Доведенные до предела притеснением и издевательствами евреи подняли восстание.

В 66 г. н.э. в целом ряде городов римские гарнизоны подверглись ожесточенным нападениям местного населения. В ряде случаев римляне (поддержанные местными язычниками) оказались сильнее нападавших — на еврейское население этих городов обрушились жесточайшие репрессии. Но в целом ряде случаев римские отряды были перебиты повстанцами. Наместник Сирии Цестий Галл двинулся на Иерусалим с легионом римских солдат и осадил город. Однако вскоре он по неизвестной причине неожиданно снял осаду и в беспорядке отступил. Этот непредвиденный успех убедил восставших в том, что божественная помощь на их стороне. Они объединили свои силы для продолжения войны.

Нерон направил на подавление восстания Тита Флавия Веспасиана. В начале 67 г. н.э. он двинулся на Иерусалим во главе шестидесятитысячной армии. В это время началась междуусобная распря среди повстанческих лидеров. Один из них — зилотский вождь Иоанн из Гисхалы — вошел со своими отрядами в Иерусалим и начал в городе бои со своими противниками, чем вверг город в гражданскую войну. Воспользовавшись этим, Вес-пасиан захватил Перею, Иудею и Идумею и уже готовился к осаде Иерусалима, когда до находившихся в Палестине легионов дошла весть об убийстве Нерона и гражданской войне в Риме. В июле 69 г. н.э. воевавшая в Иудее армия провозгласила своего полководца императором. Оставив своего сына Тита руководить военными действиями в Иудее, Веспасиан уехал в Александрию, а оттуда в Рим, куда и прибыл в 70 г. н.э.

В это время в Иерусалиме шла борьба за власть между тремя руководителями повстанческих сил: Иоанном из Гисхалы, Симоном Бар-Гиорой и Елеазаром, сыном Симона. Между их сторонниками постоянно происходили кровавые стычки. Весной 70 года н.э. Тит усилил осаду. В августе римлянам удалось пробить стены и сжечь ворота города. Обессиленные голодом и внутренними распрями жители капитулировали. Вопреки приказу Тита, ворвавшиеся в Иерусалим легионеры сожгли и разрушили храм. Население города было перебито или продано в рабство. Сам город был разрушен до основания.

Еще три года после этого продолжалось сопротивление восставших, осажденных в крепостях Иродиум, Махария и Масада. Но борьба была уже безнадежной. С падением Иерусалима и разрушением храма еврейское государство прекратило свое существование.

При императоре Траяне в Египте и Кирене вновь начались волнения евреев. Периодически вспыхивали восстания, жестоко подавлявшиеся римлянами. Последняя попытка восстановить еврейскую независимость была ликвидирована в 135 г. н.э. с подавлением восстания Бар-Кохбы при императоре Адриане. Именем «Бар-Кохба», означающим «сын звезды», восставшие называли своего вождя, потому что его считали «звездой от Иакова» (Числ 24:17), предсказанной в пророчестве Валаама. Непосредственным поводом для восстания стал закон Адриана, запрещавший делать обрезание и предписывавший воздвигнуть храм Юпитера на месте разрушенного Иерусалимского храма. Бар-Кохба был изгнан из города и схвачен. На месте Иерусалима был построен новый, чисто римский город, входить в который евреям было запрещено под страхом смерти. На месте Иерусалимского храма был воздвигнут храм Юпитеру.1

С еврейским государством было покончено, но иудаизм не умер. В 90 г. н.э. иудейский учитель Ионафан Бен-Заккай открыл в Ямнии школу для изучения Закона. К нему присоединились другие учителя, преимущественно фарисеи. Хотя исчезло священство и прекратились жертвоприношения, но народ Израиля не исчез. Учителя Закона (раввины) продолжали свой труд, заменив жертвы, для которых больше не было жертвенника, добрыми делами и изучением Закона.

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НОВОЗАВЕТНОГО ПЕРИОДА

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1169;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.076 сек.