УПРАВЛЕНИЕ ПРОВИНЦИЯМИ
Было бы ошибкой представлять Римскую империю государством подобным США или ФРГ, где местное управление всеми штатами (или землями) организовано совершенно одинаково. В Римскую империю входили как самостоятельные города-государства (полисы), так и мелкие царства, управлявшиеся местными князьями, и территории под управлением римских чиновников. Все они подчинялись одному центральному правительству. Часть из них вошла в состав империи добровольно, а часть была присоединена в результате завоеваний. По мере расширения территорий, подчиненных Риму, совершенствовалась провинциальная система, формировался аппарат управления провинциями.
Первоначально слово провинция обозначало власть военачальника, ведущего войну на данной территории, а также аппарат, посредством которого он осуществлял эту власть. Постепенно название стало распространяться и на саму завоеванную и управляемую полководцем территорию. Присоединяя к себе все новые области, Рим превращал их в провинции и подчинял власти своей администрации.
Первой провинцией Рима стала Сицилия, которая была отвоевана у Карфагена в результате первой Пунической войны (264-241 г. до н.э.). Затем были присоединены Сардиния (237 г. до н.э.). две провинции в Испании (197 г. до н.э.), Македония (146 г. до н.э.). Африка (146 г. до н.э.). В 133 г. до н.э. царь Пергама добровольно передал Риму свои владения, и в 129 г. до н.э. на их месте была создана провинция Асия. Около 118 г. до н.э. в результате новых завоеваний возникли провинции Трансальпийская Галлия и Цизальпийская Галлия. Затем, после добровольного вхождения в состав империи, провинциями стали Киренаика (96 г. до н.э.) и Вифиния (75 г. до н.э.). В 67 г. до н.э. Помпей завоевал Киликию и Крит, а в 63 г. до н.э. он захватил Палестину и сделал ее частью провинции Сирия. Таким образом, все подвластные Риму территории, кроме самой Италии, были включены в римскую провинциальную систему.
Существовало два вида управления провинциями. Относительно спокойные территории, население которых было лояльно по отношению к Риму, включались в сенатские провинции. Такими провинциями управлял проконсул, ответственный перед римским сенатом. Беспокойные провинции управлялись непосредственно императором. Он, как правило, расквартировывал там войска и назначал своих собственных представителей — префектов, прокураторов или пропреторов. Эти последние командовали войсками и подчинялись только императору. К сенатским провинциям принадлежала, в частности, Ахаия, проконсулом которой во времена миссионерской деятельности Павла был Галлион (Деян 18:12). Палестина во время служения Иисуса подчинялась непосредственно императору, представителем которого на месте был прокуратор Понтий Пилат (в Мф 27:11 он назван hegemon, т.е. «правитель»). Проконсулы назначались сенатом на один год и, как правило, ежегодно сменялись. Прокураторы и пропреторы оставались на своем посту столько, сколько считал нужным император.
Под властью римской администрации население провинций пользовалось значительной свободой. Полисы сохранили самоуправление и даже имели право чеканить монету. Римляне никогда не вмешивались в религиозную жизнь покоренных народов, поэтому все традиционные культы продолжали существовать как и раньше. Римские правители часто пользовались помощью местных властей, а римские чиновники, плохо обращавшиеся с местным населением, лишались должности и подвергались наказаниям. Хотя проконсулы и прокураторы нередко старались использовать свое положение для личного обогащения, их деятельность, как правило, приносила провинциям гораздо больше прибыли, чем убытка. Римляне строили дороги, возводили общественные сооружения, развивали торговлю.
Чтобы теснее привязать провинции к Риму, в их стратегических центрах основывались римские поселения. В некоторых провинциях образ жизни и культура римлян получили столь широкое распространение, что эти провинции стали более римскими, чем сам Рим. Во II веке, когда Рим еще активно пользуется греческим языком, население Африки, Галлии и Испании говорит преимущественно на латыни.
В провинциях получил широкое распространение культ империи. Со времени правления Августа началось поклонение римскому государству. Он приказал римским гражданам, жившим в Ефесе (Эфесе) и Никее, построить храмы, посвященные Юлию Цезарю. Он также позволял жителям провинций устанавливать алтари, посвященные ему самому. Культ империи обычно поощрялся местными властями провинций, отвечавшими также и за направление (руководство) религиозной жизни.
Хороший пример деятельности местных властей имеется в Деян 19:31-40. Там изображены члены эфесского магистрата («асийские начальники»), ответственные руководители провинции, которые, возможно, являлись жрецами нового культа — культа империи. В данном отрывке они представлены людьми дружественно настроенными к Павлу и оградившими его и его спутников от ярости язычников.
В Новом Завете упоминаются следующие провинции: Испания (Рим 15:14), Галлия (2 Тим 4:10 — один из вариантов чтения), Иллирик (Рим 15:19), Македония (Деян 16:9), Ахаия (Рим 15:26), Асия (Деян 20:4), Поит (1 Пет 1:1), Вифиния (Деян 16:7), Галатия (Гал 1:2), Каппадокия (1 Пет 1:1), Киликия (Гал 1:21, Деян 6:9), Сирия (Гал 1:21), Иудея (Гал 1:22), Кипр (Деян 13:4), Памфилия (Деян 13:13), Ликия (Деян 27:5). Некоторые из них упоминаются несколько раз. Иллирик назван во 2 Тим 4:10 более поздним названием — Далматия. Павел обычно использует названия провинций, имея в виду административное деление Римской империи. Лука же часто выделяет местные названия различных территорий в пределах одной провинции. Например, он упоминает Ликаонию с городами Листра и Дервия (Деян 14:6,11), входившую в состав провинции Галатия.
Римские чиновники стремились получить должность правителя провинции, так как она считалась весьма доходной. Такие правители иногда оказывались настолько жадными, что их провинции буквально разорялись от непомерных поборов. Но были и более мудрые правители, заботившиеся о благосостоянии провинции. Они употребляли средства от сбора налогов на строительство дорог и портов, старались оживить торговлю и поднять уровень жизни. Но все же Рим рассматривал провинции как свою собственность, как объект неограниченной эксплуатации. Вплоть до правления Константина они существовали на положении данников Рима, а не равноправных субъектов федерации.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 2354;