АНТИЧНОСТЬ. Художественные поиски скульптора ярче всего проявились в статуе «Апоксиомен» — фигуре юноши, счищающего с себя пыль после гимнастических упражнений
Художественные поиски скульптора ярче всего проявились в статуе «Апоксиомен» — фигуре юноши, счищающего с себя пыль после гимнастических упражнений. Статуя сохранилась в мраморной римской копии. Юноша опирается на левую ногу, правая отставлена назад, слегка наклоненный корпус дан в энергичном повороте. Л. стремился учитывать возможность восприятия скульптуры со зсех сторон и с разных точек зрения. В искусстве Л. преобладают сюжеты, связанные с подвигами мифических героев, войнами и охотой. Скульптора привлекала сложность человеческого характера, он часто изображал своих героев полными энергии, напряжения, в сложных движениях, достигая невиданных прежде эффектов в передаче внутреннего состояния человека.
При этом лисипповский герой вовсе не утверждает более своего превосходства над миром, не обладает он и неизменной идеальной сущностью; он подвижен и изменчив. Человек у Л. живет в окружающем его пространстве, связан с ним, он — часть большого мира. Поэтому и световая среда из нейтральной становится активным средством выражения. Светотеневая моделировка представляет
одну из важнейших художественных задач, решенных скульптором с новых позиций.
Значительное место занимает творчество Л. и в истории портрета. В своей серии семи мудрецов он стремится передать, пусть в самой общей форме, характер и духовную жизнь героев. Так, в образе философа Биаса (сохранилась копия, восходящая к портрету Л.) скульптор передает состояние глубокой сосредоточенности; в портрете Еврипида (произведение круга Лисиппа) воплощен образ великого трагика, размышляющего над смыслом отношений человека и неумолимой Судьбы. Патетической выразительности полна мраморная голова Александра Македонского, дошедшая до нас в превосходной римской копии. В обобщенном варианте здесь передана противоречивость и сложность характера Александра, контраст противоборствующих страстей и трагическая неудержимость. Среди достоверных произведений Л. (также дошедших лишь в римских мраморных копиях) — «Отдыхающий Гермес», «Атлет Агий», «Геракл со львом». Л. был мастером, выразившим, вероятно, наиболее глубинные потребности культуры своего времени. Динамика и острая выразительность творений Л.
Лисипп. Голова Александра Македонского из Пергама. Эллинистическая копия. I в. до н. э.
Лисипп. Отдыхающий Гермес. Римская копия. I в. н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 613;