ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. ского мрамора ок 530 г. до н
Кратер
ского мрамора ок 530 г. до н. э., в длинном пеплосе с поясом и накидкой на плечах. Голову К. украшал несохранившийся бронзовый венок. Статуя была раскрашена: брови и ресницы — черной краской, глаза и губы — коричневой, края накидки — зеленой. К. могли также выполнять роль вертикальных опор в архитектурной конструкции (ср. портик кариатид в афинском Эрехтейоне).
Литература:
Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
КРАТЕР(греч. кгаг.ег, от кегаппугш — смешиваю), сосуд, типичный для античного обихода. Выполнялся из металла или глины. К. служил для смешивания вина с водой. Имел широкое горло, вместительное тулово овальной или конической формы, две ручки и подставку.
Глиняные К. ГХ-У вв. до н. э. украшались росписями, металлические —, рельефами. Иногда К. выполнялись из мрамора с рельефными украшениями.
Литература:
Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
Горбунова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
КРЕСИЛАЙ,греческий скульптор V в. до н. э., работал в Афинах, Эфесе, Дельфах. Автор портрета Перикла, сохранившегося в копиях в виде герм. Некоторые из них снабжены надписями. Работами К. также считаются статуя Диомеда, фигура юноши из Кирены, статуя Афины и др.
КУРОС(греч. кигоз), статуя обнаженного юноши-атлета, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Формирование этого типа статуи в конце VII в. до н. э. обусловлено развитием полисного идеала физически совершенного героя, воина или атлета. К. ставились в святилищах или на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли также служить и культовыми статуями, изображая богов и героев. Устаревшее название К. — «архаические Аполлоны». На некоторых статуях сохранились надписи; иногда о создателе К. говорится от лица статуи. На цоколе одной из статуй имеется следующая надпись: «Стой перед памятником мертвого Кройса, которого неистовый Арес погубил, когда он сражался в передних рядах».
К. отличаются строгой фронтальностью композиции, обобщенной трактовкой форм тела. Лица их оживлены т. н. архаической улыбкой. Один из наиболее ранних архаических К., выполненный из мо-
Краснофигурный кратер с изображением Посейдона и Амфитриты. Конец первой четверти V в. до н. э.
Краснофигурный кратер с изображением кентавромахии. V в. до н. э.
Курос
АНТИЧНОСТЬ
^М^>
Курос из Теней. Ок. 560 г. до н. э.
Курос из Аттики. 525 г. до н. э.
Курос Гетти. VI в. до н. э.
нолитной глыбы крупнозернистого мрамора на рубеже VII—VI вв. до н. э., был найден на мысе Суний Сунион) близ храма бога морей Посейдона. Размеры статуи намного превосходят человеческий рост (ок. 3 м высотой). Упрощенный геометризованный силуэт сообщает ей монументальность и величие. Поза юноши неподвижна, лишь слегка выдвинута вперед левая нога, как на канонических статуях Египта.
Не владея еще точным знанием анатомии, мастера К. лишь приблизительно намечают рисунок мускулатуры. Лицо обычно также передано сглаженными, обобщенными объемами, без детальной обработки. Условными завитками изображаются длинные ниспадающие волосы. Вероятно, вначале мастер придавал каменному блоку четырехгранную форму, затем наносил на каждую ее грань контуры будущей скульптуры и начинал высекать статую одновременно со всех сторон, снимая камень параллельными прямыми слоями. Такая манера, также близкая египетской, делала статую угловатой и замкнутой, сводя объемы человеческого тела к плоскостям профиля и фаса. В К. господствует не только закон фронтальности,
но и соблюдение принципов строгой симметрии при построении фигуры. Однако, в отличие от древнеегипетских канонических статуй, архаические К. призваны служить иной эстетической идее: они не возвеличивают богоподобного правителя, но утверждают и прославляют свободного, совершенного человека.
Образ К. проходит через все архаическое искусство. Статуи обычно создавались по заказу города, выражая при этом и личный идеал мастера, его представление о мужской красоте. Популярность образа К. как одного из знаковых для искусства Древней Греции такова, что этот тип статуи по сей день воспринимается в качестве символа архаической Эллады. Искусствоведческую проблему составляет вопрос о подлинности т. н. куроса Гетти, в котором отдельные элементы фигуры демонстрируют стилистические особенности, относящиеся к совершенно разным периодам в пределах VI в. до н а
Литература:
Алпатов М. А. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Кобылина М. М. Аттическая скульптура VII—V вв. до н. э. М., 1953.
Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М.. 1970.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 617;