Колизей
изводят ритуалы, связанные с культом священного быка, который был одним из важных образов местной религии. Это косвенно подтверждается и установленными возле южного входа каменными рогами посвящения, а также изображением игр с быком на предметах в минойских погребениях. Ответ на этот вопрос будет получен, когда появится возможность расшифровки линейного письма А — древнейшей письменности минойской цивилизации. Планировку К. д. частично повторяли дворцы в Фесте, Закросе и Маллии. Впервые они подверглись разрушению ок. 1700 г. до н. а, после чего были отстроены заново с еще большей пышностью (т. н. поздний дворцовый период). Ок. 1470 г. до н. э. цепь природных катаклизмов (вероятно, это были землетрясения, сопровождавшиеся пожарами) вторично разрушила К. д и др. В восстановленной резиденции критских владык обосновались представители чужеземной династии, начав последворцовыи период в древней истории Крита.
Литература:
Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры. М., 1961.
Ривкин Б. 14. Античное искусство // Малая история искусств. М., 1972.
КОЛИЗЕЙ(от лат. соЬззеиз — громадный, колоссальный), амфитеатр Флавиев в Риме, выдающийся памятник древнеримской архитектуры, крупнейший из античных амфитеатров, созданный в эпоху Флавиев (75~80 гг. н. э.). Сооружение отличается гигантскими размерами и в плане представляет собой эллипс длиной ок. 190 м и шириной 156 м Места для зрителей, поднимающиеся уступами в четыре яруса вокруг арены, были рассчитаны на 50 тыс. человек. К. был предназначен для гладиа-
торских боев, травли диких зверей и других зрелищ. Постройка выполнена из туфа, с облицовкой наружных стен более твердыми породами; для
Кора
АНТИЧНОСТЬ
конструкций сводчатых галерей были использованы кирпич и бетон. Трибуны К. были покрыты мрамором и множеством скульптур (украшения К. не сохранились). С наружной стороны К. имеет три яруса величественных аркад тосканского, ионического и излюбленного в Риме коринфского ордеров, а также венчающий аттик, разделенный плоскими пилястрами. Ярусы аркад скрывали за собой трибуны и бесчисленные подсобные помещения, в том числе клетки и загоны для зверей; помещения со сценическими механизмами; комнаты гладиаторов.
Наметившееся в годы республики стремление к рациональной конструктивности получило в архитектуре К. полное выражение. Прочность сооружения обеспечивалась жесткой связью 80 радиальных и семи эллиптических стен. Таким образом, в римской архитектуре формировались принципы, которые позднее будут развиты в готическом зодчестве. В архитектурных формах К. и других амфитеатров нашла воплощение идея величия Рима, достигшего зенита своего могущества.
Литература:
Цирес А. Г. Архитектура Колизея. М., 1940.
КОНТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ,вид фигурного или орнаментального изображения на поверхности (например, на стенках сосуда), при котором наносился контурный рисунок, а пустоты оставались свободными. Очерченная кистью часть изображения в некоторых случаях штриховалась или покрывалась рисунком в виде пунктира. Иногда часть контура (на вазах УП-У1 вв. до н. э.) окрашивалась в другой цвет.
КОРА(от греч. коге — девушка), современное название архаической статуи стоящей девушки в длинном пеплосе. Были во множестве найдены в афинском Акрополе и в других культовых центрах Древней Греции. К. служили даром, приносимым в святилище по обету. Появились в Малой Азии, в архаической ионийской пластике второй четверти VI в. до н. э., затем проникли в искусство Аттики.
Различаются К. ионического и аттического типов. Первые представляли собой статуи в пышно задрапированных одеждах с декоративной, тщательно обработанной поверхностью. Аттических К. отличают более пластично изображенные формы тела и обобщенная передача одежды. Оба типа скульптур, так же как и куросы, исполнены неподвижности и бесстрастности в сочетании со строгим изяществом. Аттические К., видимо, изображали юных жриц Афины и стояли на Акрополе возле храма богини. Многие из них созданы ионийскими мастерами. Широко известна аттическая К., выполненная из парос-
Кора мастера из Хиоса. Ок. 520 г. до н. э.
Кора. Деталь. Ок. 520 г. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 620;