ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. «ЛАОКООН»,скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей, прославленное произведение мастеров ро-досской школы периода
«Лаокоон»
«ЛАОКООН»,скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей, прославленное произведение мастеров ро-досской школы периода эллинизма (ок. 40 г. до н. э.). «Л.» — один из последних значительных памятников древнегреческого искусства. Его создателями были три скульптора с острова Родос — Агесандр, Афинодор и Полидор. Группа, дошедшая до нашего времени в оригинале, была обнаружена в 1506 г. среди развалин одного из императорских дворцов Древнего Рима и на протяжении нескольких столетий пользовалась непревзойденной славой и популярностью во всех европейских странах. Однако обнаружение впоследствии греческих произведений классического периода отчасти затмило эту славу. В современном искусствознании «Л.» — совершенный образец эллинистической пластики, являющий как высочайший уровень технического мастерства, смелость и психологическую убедительность, так и несколько поверхностную эффектность, рассчи-танность драматизма, его театральность.
Сюжет скульптуры заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. Согласно мифам, после безуспешной осады города греки оставили под его стенами колоссального деревянного коня, в котором был спрятан отряд воинов. Жители Трои вознамерились ввести коня в город, но Лаокоон пре-
дупредил их о грозящей опасности. За это богиня Афина, ■ покровительница греков, покарала мудрого жреца: из морской пучины выползли две огромные змеи и задушили Лаокоона и его сыновей. Троянцы восприняли их смерть как божественное знамение и внесли в город коня, уготовив тем самым себе погибель.
Эта полная трагизма и экспрессии скульптурная группа по стилю очень близка к произведениям мастеров пергамской школы, в том числе к знаменитому фризу Пергамского алтаря. В обоих произведениях, живописующих миг смертельной муки, воплощение боли и отчаяния в пластике напряженных тел и выражениях лиц персонажей не ведет к грубому натурализму; художественное решение отмечено тонкой взвешенностью, и создается скорее впечатление поиска авторами образа идеального благородства, красоты и величия, противостоящих ужасу и страданию. Однако трагической теме, призванной вызывать, по Аристотелю, «страх и сострадание», не вполне отвечает стилистика произведения с его чрезмерно тщательным выявлением малейших деталей, абсолютной законченностью проработки поверхности. Вероятно, поэтому современного зрителя «Л.» не столько потрясает и захватывает, сколько оставляет впечатление чуть холодноватого академизма и нарочитой виртуозности.
Вместе с тем неоценимо воздействие этого произведения на историю освоения античного наследия и становление ряда направлений в философии искусства. Найденная римская копия сыграла большую роль в формировании эстетики европейского классицизма XVIIв.; она оказала влияние на художественные воззрения писателей и философов Просвещения — Винкельмана, Лессинга и Гёте. Сопоставление «Л.» с другим художественным памятником — второй книгой «Энеиды» Вергилия, где используется тот же сюжет, — послужило исходным пунктом для описания законов изобразительного искусства и поэзии в эстетическом трактате Г. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». В то же время «Л.» восхищались и мастера эпохи барокко, ценившие в искусстве динамику и театрально-патетическую выразительность. Под впечатлением «Л.» на этот сюжет была создана одна из картин Эль Греко.
ЛЕКИФ(греч. 1екутпо8), древнегреческий керамический сосуд для ароматических масел или других парфюмерных снадобий. В Греции Л. изготавливались небольших размеров, на низкой ножке и с узким горлом, переходящим в раструб. Л. имел вертикальную ручку, обеспечивающую аккуратный разлив жидкости. Форма Л. претерпела изменения: она постепенно эволюционировала от сосудов с ко-
г о жар
АН ТИ Ч М ОС**
Полихромный белофонный лекиф. Середина V в. до н. э.
Т. н. Мастер Ахилла. Деталь росписи белофонного лекифа. Ок. 445 г. до н. э.
з'.лным туловом (чернофигурная керамика вто-
~ хтовины VI в. до н. а) к сосудам с туловом
:-:дрических очертаний (чернофигурные и крас-
т^фные Л, V в. до н. а). С середины V в. до н. а
также в употреблении Л. с росписью по бело-
г_юну, применявшиеся в погребальных обрядах.
-■пература:
--2тский В. Д. История античной расписной керами-' . 1953.
у'унова К. С, Передолъская А. А. Мастера греческих •чых ваз. Л., 1961.
1ЕОХАР (Ьеоспагез), древнегреческий скульп-злохи поздней классики. Работал в середине
= до н. э. в Афинах, Олимпии, Дельфах, Гали-: :-:асе (в украшении галикарнасского Мавзолея
-;-.!мал участие вместе со Скопасом). Расцвет
чества Л. — 350-320 гг. до н. э. Искусство
тносится к переходному для греческой классики : ' эду, когда на исходе эпохи обострился процесс
::-:а новых эстетических ориентиров. В творче-
Л., младшего современника Скопаса, наибо-
лоследовательно раскрывается искусство иде-
гпрующего направления. Л. был одним из .сворных художников Александра Македонско-
;: именно его произведения наиболее полно от--:али потребности в создании официального,
репрезентативного искусства. Так, ему принадлежит серия хрисоэлефантинных статуй царей македонской династии для Филиппейона (см. Олимпия). Представление о стиле произведений Л. дает римская копия с героизированной обнаженной статуи Александра Македонского.
Наиболее полно эстетика Л. реализуется в знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Бронзовый оригинал работы не сохранился, и до нашего времени дошла высококлассная мраморная копия римского времени. Найденная в эпоху Возрождения, она украшала ватиканский Бельведер, чему и обязана своим названием. Статую Л. отличает сочетание идеальности пластической формы с вполне ощутимым стремлением к парадной импозантности фигуры, несколько преувеличенной эффектности, не свойственной героическим образам зрелой классики. Чужды классическим традициям и надменный поворот головы, и искусная затейливость прически. Подобная прическа применялась и раньше в изображениях Аполлона Мусагета или Аполлона Кифареда, т. е. играющего на лире и одетого в жреческую хламиду. В изображении же обнаженного Аполлона-героя она гораздо менее вероятна и уместна. Приписываемые Л. работы, дошедшие до нас в римских мраморных копиях («Артемида Вер-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 860;