Социальные институты

1/Понятие «социальный институт».

Институционализация общественной жизни

2/ Виды и функции социальных институтов

3/ Семья как важнейший социальный институт

1

Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

 

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить неко­торые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общест­венной жизни являются социальные институты.

Социальные институты (от лат. institutum— установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выпол­няющие общественно-значимые функции. Термин «социальный ин­ститут» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, ин­ституте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относи­тельно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуете» общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмот­рим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты и каковы их наиболее существенные характеристики.

Основное предназначение социальных институтов — обеспе­чить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, ин­ститут семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве челове-ческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между по­лами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из ко­торых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, со­циализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспе­чивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институ­том религии.

Социальные институты образуются на основе социальных свя­зей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социаль­ных групп, слоев и иных общностей. Но они, как и другие социальные системы, не могут быть связаны с суммой этих лиц, общностей и взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный ха­рактер, обладают собственным системным качеством. Следователь­но социальный институт представляет собой самостоятельное обще­ственное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся ус­тойчивостью структуры, интегрированпостью их элементов, опре­деленной изменчивостью их функций.

Социальные институты способны выполнять свое предназна­чение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации об­щественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упоря­дочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является возник­новение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение» Другой предпосылкой процесса институционализа­ции является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек; как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный инсти­тут образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отно­шений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу ре­ализации тех или иных жизненно важных потребностей.

. Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят от­бор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стан­дартизированные обычаи.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкциони­рования формальными органами власти. На этой основе разрабаты­вается, система санкций. Таким образом Институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепле­ния социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в на­правлении удовлетворения определенных жизненно важных по­требностей.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласо­вывает и направляет в русло их определенные стремления, устанав­ливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает кон­фликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечива­ет состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутрен­него мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средст­вами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупно­сти лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют а рамках таких учреждений, как вузы, минис­терство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценнос­тями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется нали­чием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечи­вающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизло­женного можно дать следующее определение социального институ­та. Социальные институты — это организованные объединения лю­дей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняе­мых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

2

Виды и функции социальных институтов

 

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социаль­ную функцию. Совокупность этих социальных функций складывает­ся в общие социальные функции социальных институтов как опреде­ленных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифициро­вать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. • Социальные институты отличаются друг от друга своими функ­циональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты— собственность, об­мен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения об­щественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты — государство, партии, профсою­зы и другого рода общественные организации, преследующие поли­тические цели, направленные на установление и поддержание опре­деленной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологи­ческих ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе соци­ально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят це­лью освоение и последующее воспроизводство культурных и соци­альных ценностей, включение индивидов в определенную субкуль­туру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту опреде­ленных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие—механизмы морально-этиче­ской ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую ос­нову. Эти институты утверждают в сообществе императивные общече­ловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социаль­ную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обяза­тельность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенцио­нальные институты. Эти институты основаны на более или менее длите льном принятии конвенциональных (по договору) норм, их офи­циальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруп­пового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного пове­дения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, дея­тельность каких-то объединений.

Основной содержательной функцией каждого конкретного со­циального института, как отмечалось выше, является удовлетворе­ние тех социальных потребностей, ради которых он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы каждый ин-ститут выполняет в отношении своих участников функции, обеспе­чивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций:

1. Функция определения, закрепления и воспроизводства свя­зей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценнос­тей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирую­щих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуе­мым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в ко­торых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.

2. С этой функцией тесно связана регулятивнаяфункция, кото­рая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулиро­вание взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.

3. Интегративнаяфункция включает в себя процессы сплоче­ния, взаимозависимости и взаимоответственности членов социаль­ных групп, общностей, происходящих под воздействием институцио­нальных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в инсти­туте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.

4. Коммуникативнаяфункция осуществляется на основе лич­ного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные свя­зи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институциализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдени­ем норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

5. Транслирующаяфункция проявляется в порядке социаль­ного опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения.

Наряду с явнымифункциями социальных институтов суще­ствуют скрытые, латентные,функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов. Так один из основоположников учения о социальных институтах Торстейк Веблен указывал, что основная функция экономического институ­та — производство предметов потребления для удовлетворения жизненно-важных потребностей в обеспечении пищей, жильем и т.д. Однако материальные блага, производимые в результате функ­ционирования данного института, могут удовлетворять потреб­ность в престиже. Точно так же к явным функциям института об­разования относятся приобретение знаний, подготовка к будущей профессиональной деятельности и т.д. Но у института образова­ния есть и скрытые функции: приобретение определенного соци­ального статуса, позволяющего человеку , получившему хорошее образование, подняться на более высокую ступеньку в социальной лестнице и т.д.

Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:

1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции того или иного института оп­ределены нечетко, он не может включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные проти­водействия.

2. Деперсонализация действий. Предполагается, что офици­альные лица, представляющие институт, будут выполнять свои функции в строгом соответствии с закрепленными нормами, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений о своих правах и обязанностях.

3. Признание и престиж, каким должен обладать социальный институт в глазах общества или преобладающей его части.

4. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политического ин­ститута западной демократии в общество, где преобладают родовые, племенные связи.

Нарушение нормального взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального ин­ститута является удовлетворение той или иной социальной потреб­ности. В условиях интенсивного протекания общественных процес­сов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситу­ация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может воз­никнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопреде­ленности функций, в падении его социального престижа и авторите­та, вырождении его отдельных функций в «символическую», риту­альную деятельность, то есть деятельность, не направленную на до­стижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального инсти­тута является персонализация его деятельности. Социальный инсти­тут, как известно, функционирует по своим, объективно действую­щим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов по­ведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объек­тивно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вы­звать к жизни стихийное появление нормативно неурегулирован­ных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию ин­ститута, однако за счет нарушения существующих норм и правил.

В своих крайних формах активность подобного рода может вы­ражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некото­рых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созда­нием нового социального института, удовлетворяющего данную об­щественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социаль­ных институтов: простую и сложную. Простые социальные институ­ты — организованные объединения людей, которые выполняют оп­ределенные социально значимые функции, обеспечивающие совме­стное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выде­лилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функцио­нирования социального института.

3

Семья как важнейший социальный институт

 

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. По­этому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодейст­вий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизвод­ства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подвержен­ных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последне­го ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из се­мьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специ­фическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья пре­дусматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нук-леарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в бра­ке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обус­ловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандар­тами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти цен­ности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном об­ществе исторически изменяющуюся форму отношений между муж­чиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санк­ционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между муж­чиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулиро­вались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкциони­рующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществ­ляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определе­ния А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспро­изводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, под­держание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная рег­ламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнеде­ятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представи­телями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, ду­ховное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного со­циального статуса членам семьи, воспроизводство социальной струк­туры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимо­обогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмо­циональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое зна­чение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные ро­ли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпо­коленные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Инди­вид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, ка­кие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точ­но определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролево­му статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи нема­ловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого по­ведения, которая проявляется в способности без особых затрудне­ний выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого по­требует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансо­вое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согла­сием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых обра­зов, что связано с неправильным их формированием у одного или не­скольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором про­тиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, ис­ходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения од­новременно являются и детьми и родителями и должны соответст­венно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего при­сущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хо­зяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с со­временной ролью, предполагающей равное участие супругов в обес­печении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высо­кий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функций своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибко­му переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недоста­точная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. На­пример, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается ве­сти прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления се­мьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспе­чивал экономическую самостоятельность семьи, заменились роле­выми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в произ­водственной, политической деятельности, экономическом обеспече­нии семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функцио­нирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало рос­ту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 

 


Тема 11








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 383;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.