Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, при­надлежащего данному человеку, называется ролевым набором.

Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уни­кальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой инденти-фикацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями(связан­ными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуще­ствляется чаще. Другие роли являются ничегопсзначимымидля че­ловека. Нередко наблюдается также дистанцированиеот роли, ког­да человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожи­даниями, то он вступает в определенный конфликт с группой или об­ществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если роди­тель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому другу и не по­лучаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним от­ношения.

Данный конфликт индивида с группой, обществом или други­ми индивидами следует отличать от ролевого конфликта,который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса; Так, напри­мер, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого кон­фликта в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожиданиями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, напри­мер, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — раз­бито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, что­бы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не донес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал это­го нарушителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требованию и назвал нарушителя. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их ис­полнению придается приоритетное значение.

 

4 Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности

 

Теперь, когда мы рассмотрели основные характеристики личности, необходимо уяснить, как же происходит ее формирование. Меха­низм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация».Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усво­ения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек ста­новится дееспособным участником социального взаимодействия. Ко­ротко говоря, социализация — это процесс становления социально­го«Я». Социализация охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социаль­ного исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризациейв данном случае понимается переход внешних по своей форме процес­сов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при ко­торых они претерпевают соответствующую трансформацию: обоб­щаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ран­них стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) осмыс­ление своего «Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два раз­ных момента в процессе обретения самостоятельности личности, фор­мирования «Я-образа». Осознание своего«Я» происходит в раннем детстве. Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков слож­ной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — таковы основные стадии в осо­знании своего «Я».

Осмысление своего«Я» — это процесс становления ценност­ного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «други­ми людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируют­ся представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духов­но-нравственные и мировоззренческие установки.

Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность— это ощущение существования уни­кальной индивидуальности, отделенной, отличной от других инди­видов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуваже­ние— осознание себя в качестве личности, человека, у которого ин­дивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с об­щественной.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каж­дом из этих уровней действуют различные агенты и институты соци­ализации.Агенты социализации — это конкретные люди, ответст­венные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направ­ляют сего. Первичная социализацияпроисходит в сфере межлично­стных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов со­циализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом мес­те по степени значимости. Вторичная социализацияпроисходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: пред­ставители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализа­ции универсальны. Их воздействие охватывает практически все сфе­ры жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют уз­ко специализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами.Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качест­венными этапами становления социального «Я» — дошкольный пе­риод, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (тру­довой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового соци­ального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация— это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация— процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и прави­лам поведения взамен старых.

Одним из первых выделил элементы социализации индивида З.Фрейд. В соответствии со своей теорией структуры личности, включающей «Оно», «Я» и «Сверх-Я», З.Фрейд представил социализацию как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление всех этих трех со­ставляющих элементов личности.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зави­симости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменя­ют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-мо­торная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверж­дают, что социализация взрослых отличается от социализации де­тей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изме­няет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рас­считана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные на­выки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотива­цией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение дет­ской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологи­ческие приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентифи­кацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная по­пытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образ­цами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежно­сти к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их цен­ности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация является позитивными механиз­мами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа по­ведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведе­ния. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются опреде­ленные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих по­ступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирую­щей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрей­дом, к теории социального действия и социальных систем. Они опре­деляют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительно­го отношения с «моделью». Идентификация же для них означает вну­треннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется ха­рактером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массо­вой информации и коммуникации.

Механизм социализациичерез групповой опыт в рамках ро­левой концепции личности раскрывает теория «зеркального Я». Ос­новоположник этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед собой задачу исследования процесса посте­пенного понимания личностью отличия своего «Я» от других лично­стей. Каждый человек, по предположению Ч.Кули, строит свое «Я», основываясь на восприятии или реакции других людей, с которыми вступает в контакт. Это индивидуальное «Я», открывающееся через реакцию других , получило известность как «зеркальное «Я». Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение и внешность дает образ со­циального «Я». Первоначально роль социального зеркала выполня­ют родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок и другие лица из непосредственного или ближайшего окружения индивида. Раз­виваясь, личность становится более строгой при выборе референт­ной группы и осуществляет отбор образцов, оказывающих на него влияние.

Теория «зеркального «Я» Ч.Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды и отмечая избира­тельный характер, не в достаточной мере учитывала активность лич­ности в этой избирательности. Развитием теории «зеркального «Я» является концепция, «обобщенного другого» Дж.Мура. В соответст­вии с данной концепцией «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, кото­рые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я — образ». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индиви­дов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обоб­щенного другого».

Это опознание «обобщенного другого» развивается через про­цессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли— это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или другой роли. Принятие роли претендует на игру. В детских играх их участники принимают на себя различные роли. Классический при­мер — игра в «дочки-матери»: ты будешь мама, ты будешь папа, ты будешь ребенок и т.д. Исполнение ролисвязано с действительным ролевым поведением.

В соответствии с этой концепций выделяются три стадии обу­чения ребенка: подготовительная, игровая, исполнения роли. В ходе подобного процесса индивид проходит последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собст­венное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других людей. В сознании личности формируется «обоб­щенный другой». Повторяя и принимая роль «обобщенного другого» индивид постепенно формирует образ своего «Я».

Уточнением концепции Дж.Мура является концепция «значи­мого другого» А.Таллера. «Значимый другой» — это та личность, одо­брение которой добивается индивид и чьи указания он по преимуще­ству принимает. В качестве «значимых других» могут выступать ро­дители, замечательные учителя, наставники, товарищи, популярные личности.

Процесс социализации достигает определенной системы за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, ко­торая характеризуется обретением личностью главного, интег­рального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбой, неудачи. Проявлением недостатков социализации является откло­няющееся (девиантное) поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нор­мам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в широком и узком значении. В широ­ком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют неписанным или писанным нор­мам. Этим термином в социологии чаще всего обозначают сферу нрав­ственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, нар­команию, преступность. В узком смысле девиантным поведением на­зывается поведение, отклоняющееся от неписанных культурных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательно закрепленных норм называется делинкветным поведением. Деви­антное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином со­обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуж­даются, а другие — одобряются. Например, странствующий монах в буддийском обществе считается святым, а в советском обществе — бездельником, тунеядцем. Делинкветное поведение абсолютно, по­скольку существуют однозначно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.

К основным формам отклоняющегося поведения принято от­носить пьянство, наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание от­клоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе ценностных оснований этого общества, конфлик­те между личностными и общественными интересами. Отклоняюще­еся поведение — это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состоя­ние неуверенности и напряжения через определенные компенсатор­ные формы.

 

 


тема 8








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 646;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.