Социальные общности как источник самодвижения

I/ Понятие социальной общности и ее разновидности.

Характерные черты массовых общностей 2/ Социальные группы — основная форма социальных общностей.

Виды социальных групп

3/ Этнические общности.

Основные черты и этапы формирования русской нации

1 Понятие социальной общности и ее разновидности.

Характерные черты массовых общностей

 

Общество как целостная социокультурная система состоит из мно­жества подсистем с различными системо-образующими интеграль­ными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность — это реально существующая, эмпири­чески фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся отно­сительной целостностью и выступающая самостоятельным субъек­том социального действия, поведения. В данном определении следу­ет подчеркнуть ряд моментов.

Во-первых, что социальные общности не являются умозри­тельными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобст­ва анализа общественной жизни или экспериментальными искус­ственными образованиями, а существуют реально, в самой дея­тельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

Во-вторых, социальные общности — это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.

В-третьих, социальные общности являются объектами соци­ального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источ­ником своего развития, самодвижения. Становление и функциони­рование социальной общности происходит на основе социальных свя­зей, социального взаимодействия и отношений.

Каковы же критерии выделения общностей, те необходимые и достаточные основания, которые позволяют сформироваться и функционировать общности? Если систематизировать взгляды со­циологов по этому вопросу, то можно вычленить шесть таких осно­ваний:

1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;

2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидар­ности между ними;

3) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;

4) формирование своей собственной культуры, системы внут­ренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;

5) укрепление организации сообщества, создание системы уп­равления и самоуправления;

6) социальная идентификация членов общности, их самопри­числение к данной общности.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимо­действия двух людей (диад) до многочисленных международных по­литических и экономических движений. По времени продолжитель­ности существования — от длящихся минуты и часы (аудитория кон­кретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма рас­плывчатых, аморфных образований (болельщики команды «Манче­стер Юнайтед») и т. д.

Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и груп­повые общности.

Массовые общности характеризуются следующими призна­ками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределен­ным качественным и количественным составом, не имеют точно обо­значенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуа­тивный способ существования, т. е. они образуются и функциониру­ют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняю­щимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разры­вают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследст­вие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных еди­ниц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, про­тив ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, чле­ны любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г.Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.). Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г.Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определен­ном месте и объединенных чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения.., она мелочно самолюбива. Крити­ковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Бороться с тол­пой таким образом это все равно, что бороться с циклопом. Она кри­ком, воем, топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. Причем, чем многочисленнее ее рациональный уровень. Короче говоря толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индиви­дуальность.

Толпе Г.Тард противопоставляет другой вид массовых общно­стей — публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой ду­ховную общность:индивиды физически рассредоточены, но духов­но связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мнений. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она полу­чает возможность самовыражения. По мнению Г.Тарда, публика про­дукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлениягазет, а позже — радио и телевидения. Через средства массовой ин­формации и коммуникации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

 

2

Социальные группы — основная форма социальных общностей.

Виды социальных групп

 

Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные харак­теристики субъектов общественных связей.

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа — это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредством которой он участвует в жизни об­щества. Членство в различных группах определяет статус и авто­ритет человека в обществе.

Под социальной группойпринято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих об­щественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются: 1) устойчивым взаимо­действием,которое способствует прочности и стабильности их су­ществования в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности;3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, вхо­дящим в группу; 4) вхождением в более широкие общностив каче­стве структурных элементов.

В социологии существует множество классификаций социаль­ных групп по различным классификационным критериям. В зависи­мости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первич­ные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого ин­дивида играют первичные социальные группы.Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоцио­нальной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы яв­ляются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость чле­нов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценнос­тей норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в груп­пу; 6) неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосред­ственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социаль­ных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д. Через первичную группу осуществляется пер­воначальная социализация индивидов, освоение ими образцов пове­дения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посред­ством ее участвует в жизни всего общества.

Вторичная социальная группа — социальная общность, со­циальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер.Первичная группа все­гда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без со­мнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тес­ных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Что­бы разобраться в различиях между первичной и вторичной социаль­ной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Приме­ром первичной группы является так называемая «дворовая коман­да». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут уча­ствовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение вы­соких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мас­теров», профессиональные объединения спортсменов (в данном слу­чае футболистов), объединенных в команду для получения опреде­ленных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.

Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются неболь­шие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты между которыми носят эмоциональный и более частный характер). Основ­ным видом больших социальных групп являются организации (по­литические, производственные и т.д.).

Первичные группы являются разновидностью малых соци­альных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредствен­ном устойчивом общении друг с другом.Минимальная численность малой группы два человека (диада). Например, семья из двух чело­век: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возмож­ность совместных действий и решения простейших проблем. Макси­мальная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков человек. Однако социологи установили, что оптимальным, с точки зрения закономерностей функционирования малой социальной группы, является состав 5-7 человек.

Какова же отличительная особенность малых социальных групп? По определению Г.М.Андреевой «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредст­венных личных контактов» (Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. С.227). С точки зрения Г.М.Андреевой, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личност­ные контакты каждого с каждым. Американский социолог Р.Мертон расширяет количество специфических признаков малой социальной группы. По его мнению, малой социальной группой является сово­купность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принаждежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом Р.Мертон выделяет в малой социальной группе три основ­ные черты: взаимодействие, членство и единство.

Малые группы чаще всего это те же первичные группы — се­мья, круг друзей, спортивная команда, первичный производствен­ный коллектив — бригада и т.д. Для них характерны близкие, эмоци­онально окрашенные, неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления сов­местной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в вы­работке группового мнения и контролировать поведение его членов. Однако возможно формирование малых групп для решения каких-либо специфических задач с определенным целевым назначением: производственная бригада, творческий коллектив для решения ка­кой-либо задачи, спецгруппа военных — «коммандос» для осуще­ствления какой-либо диверсии и т.д. В таких группах сохраняются все принципы взаимодействия малых групп, но значительно ослаб­лены принципы взаимодействия первичных групп.

Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества лю­_ое в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьша­ется возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляет­ся групповая самоидентификация. Люди непосредственно не осознают своей принадлежности к единой общности. Для отражения своеобра­_ое_ взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие больших социальных групп. Большие социальные группы — это ус­тойчивая совокупность значительного количества лиц, действую­щих совместно в социально-значимых ситуациях.Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этничес­кие общности (народность, нация, раса), демографические объедине­ния (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т.д. В силу их мно­гочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности со­циально-значимых признаков. Как отмечалось ранее, малая социаль­ная группа может быть как первичной, так и вторичной, большая соци­альная группа может быть только вторичной.

В зависимости от наличия или отсутствия официального соци­ально-юридического статуса и связанного с этим характера отноше­ний социальные группы подразделяются на формальные и нефор­мальные. Формальная группа — это социальная общность, положе­ние и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документами(юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т.д). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного кру­га задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастаю­щего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятель­ность и отношения ее членов регламентируются специальными пра­вилами. Формальные группы имеют строгую структуру, упорядо­ченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответствии с нормативным регламентом их деятельности.

Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников. Неформаль­ные группы представляют собой разновидность малых групп.

Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее члена­ми. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разде­_ое_ труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формальной группы (организации), так и помимо нее. В пер­вом случае она вторична по отношению к общей групповой организа­ции. Это различные группировки — «клики». Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на осно­вании пространственной близости (соседи), общности интересов (ры­боловы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единст­ва психологии (сверстники-подростки), просто межличностных сим­патий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. По­рядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный кон­_ое_ко осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Особой разновидностью социальных групп являются рефе­рентные группы. Референтная группа — реальная или воображае­мая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ори­ентируется в своем поведении и самооценке.Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, чле­ном которой он хотел бы быть или был раньше.

По выполняемым функциям выделяют нормативные и срав­нительныереферентные группы. Нормативная референтная груп­па выступает источником норм, регулирующих поведение индиви-да, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Сравнительная референтная группа является для индивида этало­ном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Одна и та же социальная группа может вы­ступать как нормативная и как сравнительная.

По факту членства различают группы присутствия и идеаль­ные группы.Группа присутствия — это референтная группа, чле­ном которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентиру­ется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъек­тивных отношениях с другими людьми, но в состав которой он не вхо­дит. Идеальная референтная группа может быть как реально суще­ствующей в социальной среде, так и вымышленной, воображаемой.Воображаемая референтная группа — это существующие в созна­_ое индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жиз­ненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных этало­нов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации . «имиджи» — стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.

3

Этнические общности.

Основные черты и этапы формирования русской нации

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этнос, которые могут быть представлены различными социальны­ми образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это ис­торически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также созна­нием своего единства и отличия от других подобных образований (са­мосознанием). Внешней формой выражения этноса является этно­ним — самоназвание (русские, немцы и т. Д.). Естественной предпо­_ое_кой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного об­щения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформи­ровался, этот признак приобретает второстепенное значение и мо­_ое_, совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земно­му шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Изра­иль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного зна­чения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических и дру­гих связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы по­ведения, а также связанные с ними социально-психологические ха­рактеристики сознания и поведения людей.

Значительную роль в формировании этнической общности игра­ет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. Д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность. Религия же как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить глав­ным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов — этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. Д.

Интегративным же показателем сформировавшейся этничес­кой общности служит этническое самосознание — чувство принад­лежности к определенному этносу. Видную роль в этническом само­сознании играет представление об общности происхождения и исто­рических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных вра­гов), на связь с «родной землей», с «родным языком».

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный со­циальный организм и постепенно воспроизводится путем внутрен­них браков и через систему социализации. Для более устойчивого су­ществования этнос стремится к созданию своей социально-террито­риальной организации племенного или государственного типа.

С течением времени отдельные части сформировавшегося эт­носа могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. Например, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Рос­сия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы при­надлежат к одному русскому этносу.

Русский этнос формируется на базе славянского этноса. По­_ое_кой его формирования служит территория Северного Причерно­морья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиня­ется всем вышеописанным закономерностям.

Как отмечалось ранее, важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духов­ной культуры, как мировоззренческий, включающий в себя мифоло­гические и религиозные представления. В этих представлениях про­исходило единение природного и духовного начала, природного и ду­ховно-нравственного мира человека. Мировоззрение русского этноса начало складываться на основе языческих верований славян, кото­рые нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах в догосударственный период его существования. Наиболее значительным в языческих верованиях древних славян был культ бога Рода, олице­творяющего начало жизни, продолжение рода. Род в этих веровани­ях представлялся в качестве вселенского божества, носящего косми­ческий характер. Наряду с Родом древние славяне выделяли трисферы: небесную, земную и подземную. Небесная сфера была пред­ставлена Даждь-богом — божеством света, солнца, подателем благ, родоначальником русских людей, а также Перуном — богом грозы и молнии, покровителем волков. Земная сфера включала Мокошь — мать урожая, хозяйку «рога изобилия», и Ладу — покровительницу весенней, пробуждающей силы. Подземный мир, в котором покоятся предки, представлен богом Белесом. Верования древних славян во­площались в обрядах, праздниках и т. Д.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IX в. С этого времени начинает формироваться, считают ис­следователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Ориги­нальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину, нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере отча­сти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного госу­дарства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую террито­рию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчер­кивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана об­щим языком и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с мо­мента образования Русского государства в середине IX в. Совокуп­ность основных черт русской нации включает ее сравнительно дли­тельное существование, огромную жизнеспособность, замечатель­_ое упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исто­рической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X века православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 988 г. кня­зем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, ос­новные черты русского сознания и все компоненты русской культу­ры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII века. Позднее на формирование русской нации на­чали оказывать влияние различные моменты светской сферы жиз­ни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея еди­нения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоле­ния феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравст­венное достоинство русских людей. Позднее развитие духовно-нрав­ственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие рус­ской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В род­ной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою го­сударственную самостоятельность (татаро-монгольское завоева­ние), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» XVI в. Или период революции и гражданской войны начала XX в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и вый­ти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю на­ция сохраняет высокий потенциал для своего развития.

 


Тема 7








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 838;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.