Это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т.д.
ЭДюркгейм видел первооснову устойчивого единства общества в «коллективном сознании». По М.Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К.Маркса, общество - это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в. целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.
Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Сторонники системного подхода к анализу общества, как отмечалось ранее, отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество, системное качество. Системное качество — это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество — это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество.
Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.
Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
2
Анализ общества с позиций детерминизма.
Следующим шагом в рассмотрении общества как системы является определение способа организации его элементов: На каких принципах происходит их организация? Каков характер связей устанавливается между элементами? При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархизированную структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности, в том порядке как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.
Однако марксизм — противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь «в конечном счете» определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие непосредственно связанных между собой социентальных систем носит диалектический характер. В результате такого подхода общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, для изучения которого ведущую роль играет анализ производственных отношений.
На основе детерминистского подхода в марксисткой социологии получило распространение следующее определение общества. Общество — это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев» традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
Марксизм не является единственным сторонником детерминизма. В учении К.Маркса и его последователей в наиболее яркой форме выражены идеи экономического детерминизма. Наряду с экономическим детерминизмом существуют, школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.
Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета. Примером политического детерминизма являются концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. В работе «Общество и общества: микросоциологический анализ» Э.Шилз вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.
1. Социальная система .является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной частив более крупное общество.
2. Бракизаключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняетсяпреимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию,которую считает своей собственностью.
5. Оно обладает собственной системой правления.
6. У него собственное названиеи собственная история, т.е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.
7. У него имеется своя собственная культура.
Э.Шилз осознает, что многие из этих признаков в той или иной степени могут быть отнесены к определенным социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества:«Для того, чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру» (Шилз Э. Общество и общества: микросоциологический подход» //Американская социология. М., 1972. — С.344-345). Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющем существование общества, является важной в концепции Э.Шилза. Но все же культуре, как и другими формам социальности, присуще вторичное по отношению к власти значение. Э.Шилз подчеркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью,которая осуществляет свой контроль над территорией,обозначенной границами,поддерживает и насаждает более или менее общую культуру»(Там же. — С.345).
Сторонники культурного детерминизма утверждают приоритетную роль в обществе культуры. Культурный детерминизм, как -правило, характеризуется чрезмерно широким толкованием понятия культура, под которой обычно понимается «совокупность обще-разделяемых символов и значений»; включающих в свое содержание функциональные общественные идеи и ценности, обычаи и традиции. Эти общеразделяемые символы и ценности нередко истолковываются как культурный «код», аналогичный генетическому коду, предопределяющий программу поведения индивидов и общностей.
Культурный детерминизм ведет свое начало от работ М.Вебера по социологии религии, в которых развитие общества ставилось в зависимость от господствующих в нем религиозных ценностей. В современной разновидности культурного детерминизма делается упор на решающую роль коммуникаций, стержнем которой является обмен информацией. «Мы должны несколько рискнуть при определении способа оперирования, при помощи которого общество производит и воспроизводит себя, — писал немецкий социолог Н.Луман, — Мое предложение положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы, вместо понятия действия. Это позволяет представить систему как операциональную закрытую систему, состоящую из собственно операций, производящих коммуникацию» (Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии. СПб. 1994. — С.31). В концепции Н.Лумана культура рассматривается как относительно автономная от индивида система трансляции коллективного опыта, поток сообщений, передающих социальную информацию. Общество же в таком случае предстает как поток самовоспроизводящихся информационных сообщений. Человек же (индивид) с этой точки зрения предстает как продукт культурного производства. Таким образом создается обратная перспектива: Люди образуют «среду», «фон», «контекст» общества, которое существует как система воспроизводства культуры посредством коммуникаций.
Концепция общества в функционализме и индивидуализме Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.Функциональная зависимость — это то, что придает системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.
Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующий людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.
Марксизм также является сторонником функционального подхода. В марксизме принято различать суммативные, органические и целостные системы. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.
Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда.Движущей силой этого процесса являются общественные потребности.Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей К.Маркс и Ф.Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил» их на этот вид деятельности, т.е. они становятся относительно самостоятельными по отношению к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.
Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г.Спенсером (1820-1903 гг.) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты американскими социологами А.Радклиф-Брауном, Р.Мертоном, Т.Парсонсом.
Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода:
1) Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.
В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т.Парсонса. Т.Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:
1. Оно должно обладать способностью к адаптации,приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.
2. Оно должно быть целеориентированным,способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.
3. Оно должно обладать способностью к интеграции,к включению в систему новых поколений.
4. Оно должна иметь способность к воспроизводствуструктуры и снятию напряженностив системе.
Таким образом Т.Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры — подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования.
Принципиальное различие детерминисткого и функционалистского подходов состоит не в выявлении функций. Сторонники детерминистского подхода, как показано выше, также выделяют функциональные элементы в структуре общества. Детерминизм состоит в признании одной из функций наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм же считает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества.Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установлению тоталитарной системы, которая придавит все формы свободного волеизъявления личности и объединений, размывания норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, ведет к социальной энтропии.
Проводимый на основе идей функционализма структурно-функциональный анализ общества как системы, без сомнения, имеет большие эвристические возможности. Однако он встречает и определенные трудности. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего научного объяснения остается и динамика развития общества. Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а следовательно, статичная система.
На решение этих проблем были направлены усилия Р.Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г.Спенсером и Т.Парсонсом, Р.Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:
1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
2) Р.Мертон вводит понятие дизфункции,то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дизфункцио-нальны по отношению к другим.
3) Р.Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция— это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция— это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.
Идеи Р.Мертона, без сомнения, расширили объективные возможности функционализма, в какой-то мере они решили проблемы объяснения социальных конфликтов, динамики общественного развития и т.д. Однако так же как и детерминизм, функционализм оказался неспособным должным образом отразить в социальном индивидуальное.
Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индивидуализма: Д.Хоманс, Дж.Линд, Г.Блумер и др. Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему: Всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальныхдействий. Следовательно, задача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.
С точки зрения представителей индивидуализма, схема действия включает в себя следующие элементы:
1) действующее лицо, т.е. индивида или группу;
2) вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;
3) преследование какой-либо цели через действие;
4) манипулирование ресурсами для достижении цели;
5) более или менее четко обозначенное поведение.
Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предлагают ряд теорий социального взаимодействия. Одной из таких теорий является теория социального обменаамериканского социолога Дж.Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:
1) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.
2) Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.
3) Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.
4) Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.
Модификацией теории обмена Дж.Хоманса является теория справедливого обменаДж.Адамса, Дж.Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:
1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.
2) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.
3) Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.
4) Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения».
Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм(от слова interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж.Мид учил, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в лице значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.
Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи коммуникации становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж.Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «МЫ». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «МЫ» —это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «МЫ». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «МЫ». Таким образом, общество оказывается как-бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.
Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме.
Тема 4
Культура в общественной системе
1/ Культура как объект социального познания.
Основные элементы культуры
2/ Типы и взаимодействие культур.
Субкультура, контркультура,
этноцентризм и культурный релятивизм
3/Взаимодействие культуры и экономики.
Социальные функции культуры
1
Культура как объект социального познания
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.
В социологии под культуройв широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».
Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.
Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Рассмотрим же более подробно эти основные элементы культуры.
Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат,который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке.Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Говорить об общении с использованием языка можно только в том случае, если каждому звуку или знаку придается специальное, только ему свойственное значение. Это соотношение знака и значения вырабатывается в культуре того или иного народа в течение длительного периода времени. В процессе взаимодействия и общения люди приходят к согласию относительно того, что определенный набор звуков или знаков должен соответствовать тому или иному понятию и только после этого этот набор входит в состав языка. Особого рода знаки, в которых в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого, называются символами.
Коротко языкможно определить как систему знаков и символов, наделенных определенным значением.Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Индивиды усваивают значения знаков и символов в процессе социализации, т.е. воспитания и образования.
Таким образом, первым базисным элементом культуры является смысловой знаково-символический элемент.С этих позиций культура предстает как совокупность накопленных обществом сообщений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуникации и ретрансляция человеческого опыта: знаний, смыслов и ценностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общие для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысловую детерминацию активности социальных субъектов.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания.Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. Убеждения и верования — это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Они представляют собой такое духовное состояние индивида, для которого характерна изначальная слитность интеллектуального, рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов
В основе убеждений и верований лежит знание. Убеждения и верования — это чувственные переживания знания как личностно-значимого, достоверного, которым следует руководствоваться в своем поведении. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убеждений и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей. Бедность, скудость культуры в немалой степени определяются узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. И хотя можно с определенностью утверждать, что не всякое знание превращается в убеждения и верования, но всякое знание входит в культуру, т.к. только на основе знаний формируются убеждения и верования. Ведь известно, что даже неприемлемое для нас все же предварительно осмысливается, включается в систему и аргументацию, а затем уже отвергается.
Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизмпредставляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.
Ценностно-нормативный механизм представляет собой ие-рархизированную систему, на вершине которой находится ориентация на ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры,ее ядро. Культура это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей. С позиций этого подхода, культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Разберемся же повнимательней, что представляют собой ценности.
Ценность — это понятие, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться.В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения,что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Несомненно, что для появления ценностного отношения первичную роль играет возникновение той или иной неудовлетворенной потребности. При этом следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовлетворения.
Здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло и т.д.
Ценностное отношение реализуется в акте оценки.Ценностная оценка — это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д. Для того, чтобы определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно и т.д., т.е. для выявления ценности необходимо применять определенные критерии, мерки, по которым будет проведена оценка объекта, явления. Вот эти критерии оценки действий, предметов, отношений, идей и т.д. представляют собой одну из важнейших характеристик культуры того или иного индивида, группы, общества.
Что же собой представляют эти критерии и откуда они черпаются? Критерием ценностных оценокявляются базовые ценности,входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д.
Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т. д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.
Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.
Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во времени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.
Для выделения из многообразия целей конечных употребляется понятие «идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.
Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. В определенном смысле социальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы — это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведенияв обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества.Иначе говоря, определяя границы возможного и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами в выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).
Социальные нормы связаны как с выражением интересов всего общества в целом, так и с интересами отдельных классов, социальных групп, организаций. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами.Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Примером таких норм являются нормы, установленные в вероучительных документах: Библии, Коране и др., «десять заповедей Моисея» (Декалог), Нагорная проповедь Иисуса Христа и т.д.
Социальные нормы, выражающие частные интересы классов, социальных групп, организаций, закрепляются в законах, уставах, положениях и иных нормативных документах, обеспечивающихся государственными и иными социальными учреждениями.
Социальные нормы выполняют в обществе ряд важных функций. Они: 1) служат образцами, эталонами поведения; 2) интегрируют индивидов в группы, а группы в сообщества; 3) регулируют общий ход социализации; 4) контролируют поведение.
Социальные нормы различаются по характеру формирования и способам воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют нормативную систему культуры,базовыми элементами которой выступают обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.
Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев.Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. В своей основе обычай представляет одобренный обществом массовый образец поведения людей,который рекомендуется выполнять. «Поступай так, как поступают другие» — основное правило обычая.
Строго говоря, поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой.Привычка в этом контексте — это твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся автоматически. Таким образом обычай — это привычная норма поведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом его существования. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от повседневных привычек обычаи — это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений.Например, обычай гостеприимства.
С обычаем тесно связаны и традиции. Традиции — это исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени.Без сомнения, в основе традиций лежат обычаи. Обычай это традиционно установленный образец поведения, закрепленный коллективными привычками.Однако следует отличать традиции от обычаев. Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ поведения. Этим понятием выражается горизонтальный, одномоментный срезкультуры. Традиция по сравнению с обычаем представляет собой более широкое образование. В качестве традиций передаются определенные идеи, ценности, социальные установления. Однако главное отличие традиции от обычаев состоит в том, что через понятие «традиция» отражается вертикальный срез культуры — вертикальная ось времени, то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем.
Таким образом под традицией следует прежде всего понимать механизм воспроизводства, процесс передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных норм и форм (языка, обычаев, ценностей и т.д.). Традиции — это как бы лифт, переносящий из прошлого через настоящее в будущее интеллектуальные и духовные достижения культуры. Наряду с обычаями традиции обеспечивают преемственность в общественном развитии, бережное отношение к социальному опыту, культурному наследию.
Обычаи и традиции проявляются прежде всего в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства.Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей, идей, но сопереживание их участниками обрядовых действий. Обряды и ритуалы совершались и совершаются во многих особо значимых для индивида и общества событиях личной и общественной жизни.
Обычаи лежат в основе формирования норм морали и права. Обычаи, приобретшие моральное значение называются нравами. В Древнем Риме понятием нрава (mores) обозначали самые уважаемые и освященные обычаи. Нравы или нормы морали—это правила поведения, которые установились в обществе в соответствии с нравственными представлениями. Нравственные представления это представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т.д. Нормы морали — это неписанные заповеди и требования, которые функционируют в общественном взаимодействии в виде принципов, понятий, идей, оценок. Хотя нередко с целью пропаганды и активного внедрения их записывают в относительно систематизированном виде в различные «кодексы» — Декалог—десять заповедей Моисея в Ветхом Завете Библии, Нагорная проповедь Иисуса Христа в Новом Завете Библии, «Кодекс строителя коммунизма» в Программе КПСС 1962года и т.д. Нормы морали не являются продуктом какой-то специализированной институциальной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе социального взаимодействия людей на основе их нравственных представлений. Эти нормы воздействуют на поведение путем формирования внутренних регуляторов личности, ценность мотивов, установок желательного поведения. Поэтому осуществление требований морали не нуждается в государственном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями (совестью) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение поступков.
Обычаи являются также одним из первоисточников норм права. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств некоторым обычаям стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, определенным образом систематизированные своды обычаев возводились в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи, «Русская правда» и др.).
В отличие от норм морали, правовые нормы являются институциальными, т.е. непосредственно связаны со структурными организациями общества и опираются на его важнейшие социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и санкционируются государством.Как институализированные регуляторы поведения людей они закрепляются в строго определенных документальных формах (нормативных актах, судебных решениях, нормативных договорах и т.д.). Регулятивное воздействие норм права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов.Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т.е. конкретных вариантов. Обеспечение правовых норм нередко требует применения мер государственного принуждения.При этом государственное принуждение может актуализироваться как действительное, т.е. непосредственное применение мер властного характера, так и потенциальное, т.е. угроза такого применения.
Смысловой, знаково-символический, ценностный и нормативный элементы в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом, подтверждают и подкрепляют друг друга. Культура такого или иного общества представляет собой целостное образование.Внутренняя целостность культуры проявляется в виде устойчивойлогически прослеживаемой в основных элементах сознания определенностивосприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, верований, ценностей, норм поведения — ментальности.
На основе всего вышеизложенного, культуру следует охарактеризовать как целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, объективируемых в знаково-символических формах, передаваемых из поколения в поколение и служащих решающим фактором социального взаимодействия, интеграции индивидов и общества и регуляций их деятельности и поведения.
2
Типы и взаимодействие культур. Субкультура, контркультура, этноцентризм
и культурный релятивизм.
Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных региональных, национально-государственных образованиях, социальных слоях, группах и т.д.
Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях и в определенных конкретных формах.
В социологии выработаны различные критерии типологизации культур под углом зрения их размещения в пространстве и действия в них различных социальных субъектов. С точки зрения горизонтальной типологизации культуры, позволяющей фиксировать как особенности культур, так и их место в более широких культурных пространствах, принято выделять следующие типы культур:
• цивилизационные — относящиеся к метаобществам, породившим в определенные периоды своеобразные культурные русла или парадигмы развития многих этнических и национальных культур. Например цивилизация Двуречья;
• региональные — относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенным природой и территориальной близостью условий проживания;
• этнические — относящиеся к государственно территориальным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху;
• национальные — относящиеся к полиэтническим , государственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах развития;
• локальные — относящиеся к сообществам, связанным условиями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территории.
Вертикальная типологизация позволяет рассмотреть культуры с точки зрения их иерархического взаимодействия. Для отражения этого взаимодействия в социологии используются понятия доминирующая культура, субкультура и контркультура. Рассмотрим конкретно, в чем же состоит смысл этих понятий. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культуройили всеобщей культурой. Ее содержание составляют общечеловеческие символы, ценности и образцы поведения. В то же время каждое общество структурировано на множество слоев, социальных групп, которые вырабатывают свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые не разделяются всеми людьми данного общества. Культурные символы, ценности и образцы поведения, тесно связанные с общей доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурой. Таким образом субкультура — это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью, религией, родом занятий, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. В соответствии с этим можно выделить национальную, конфессиональную, профессиональную, молодежную субкультуры, субкультуру правящей элиты и субкультуру социальных низов и т.д.
Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.
Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви.
На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.
Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.
Молодежная культураскладывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим положением. Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять и т.д.
В общем можно сказать, что каждый социальный институт, каждый социальный слой стремится создать и внедрить свои символы, ценности и поведенческие образцы, которые отличаются от подобных символов, ценностей и образцов поведения других институтов и социальных слоев. В результате образуется множество субкультур. Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику по-разному взаимодействующих культур. Жизнь каждого человека протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Для стабильного существования общества важно, как взаимодействуют друг с другом эти субкультуры: сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или имеют место культурные конфликты. Культурные конфликты в том или ином обществе могут иметь под собой различную основу. Они могут быть спровоцированы борьбой за выживание той или иной социальной группой. Так очень часто национальные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладает культура большинства населения, которая воздействует на все остальные культуры и даже подавляет их. Но нередко культурные конфликты возникают тогда, когда в обществе формируется особая культурная общность, бросающая вызов доминирующей культуре. На базе этой общности формируется контркультура. Контркультура — совокупность символов, ценностей и образцов поведения, противостоящих доминирующей культуре.В качестве контркультуры может рассматриваться субкультура какой-нибудь бандитской шайки, которая имеет совершенно определенные символы, ценности, образцы и нормы поведения своих членов, которые не просто отличаются от всеобщих, принятых в данном обществе символов, ценностей, образцов и норм поведения, но вступают в конфликт с ними.
Широкую известность на Западе приобрела в 60-70-годах контркультура «мятежных» социальных групп студенчества хиппи. Контркультура хиппи носила преимущественно полемическую заостренность против культуры массового, потребительского общества и выражалась в критике мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравственной строгости (ригоризма), социального конформизма. Хиппи проповедовали такой тип культуры, в котором труд представлялся нежелательным, а половая воздержанность ненужной и ограничивающей свободу, стремление к приобретению материальных благ—недостойным. Таким образом формировались и проводились в жизнь символы, ценности и образцы поведения полностью противоположные основным символам, ценностям и образцам поведения, принятым в современных западных обществах.
Итак, мы выделили ряд основных типов культур. Все эти культуры имеют не только классификационный оттенок, но и характер реального существования, сложного горизонтального и иерархического взаимодействия. Это взаимодействие может привести к взаимопроникновению, сосуществованию или разнообразным формам конфликтов. Важной проблемой взаимодействия культур является оценка людьми другой культуры. Наиболее распространенным подходом является стремление людей одной культуры оценивать другие культуры через призму собственной. Такая позиция называется этноцентризмом.В строгом значении этого слова этноцентризм — это свойство этнического сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму установок традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимальной модели. Этноцентризм ставит культуру своего народа, нации в центр культурного развития, делает ее эталоном, оптимальной моделью, на основе которой соизмеряются культуры других народов и наций. Проявлением этноцентризма в позитивном смысле являются такие оценки, как «избранный народ», «высшая раса» и т.д., а в негативном — «отсталые народы», «варвары», «примитивная культура» и т.д. Ярким выражением крайностей этноцентризма является национализм и нетерпимое отношение к другим культурам. Проявлением этноцентризма следует считать и миссионерскую деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» всему миру.
Вместе с тем этноцентризм является необходимым условием национального самосознания. На его основе формируется патриотизм. Социологи отмечают, что этноцентризм сплачивает социальную общность, оправдывает мужество, жертвенность, героизм во имя своего народа. Этнические общности с ярко выраженными проявлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны. Проявляя уважение к национальному самосознанию, чувству патриотизма, необходимо бороться с тем, чтобы он не превратился в национализм и был направлен на обособление народов, разжигание неприязни к другим народам, с этой целью воспитывать уважение к другим культурам, подчеркивать их самоценность.
Другой крайностью в оценке людьми другой культуры является культурный релятивизм,провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. С позиций крайнего культурного релятивизма плодотворный контакт между представителями различных культур невозможен, поскольку члены одной этнической общности не могут понять мотивов и ценностей других общностей: они говорят на разных «языках», у них различные системы ценностей и символов. Одним и тем же явлениям они могут придавать разное значение. Особую трудность с позиций этого подхода, представляет социальное взаимодействие представителей народов, чьи культуры формировались на различных религиозных основах, иначе говоря контакты народов буддийской культуры с народами христианской или мусульманской культуры и т.д.
Вывод о том, что ни один обычай, ни одна ценностная установка не могут быть полностью понятыми, если их рассматривать в отрыве от целого, культурной системы того или иного народа, бесспорно, верен. Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития, каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Следовательно, ценностное значение того элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая социокультурный процесс как общечеловеческий процесс развития мировой цивилизации в целом.
Следует отметить негативное значение крайностей этноцентризма и культурного релятивизма для процесса взаимодействия и развития культур. Если, как рассуждает этноцентризм, наша культура лучшая, то зачем нам что-то совершенствовать, развивать, изменять, а тем более заимствовать из других культур. Высокий этноцентризм в свое время был присущ политике японских и китайских императоров, пытавшихся отгородиться от всего мира, построить «китайскую стену». Разновидностью этого феномена являлась политика «железного занавеса» бывших руководителей СССР. Следствием культурного релятивизма также является культурный изоляционизм.
3
Взаимодействие культуры и экономики.
Социальные функции культуры
Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики. В понимании этого взаимоотношения выделяются две противоположные позиции. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. Как отмечалось ранее, с точки зрения марксизма, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Знаменитый тезис К. Маркса, выражающий сущность материалистического понимания истории, гласит: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т. п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т. д., то есть они должны производить материальные блага. Культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над ней, обслуживает эту деятельность. Но марксизм не исключает обратного влияния культуры на экономику, а, наоборот, подчеркивает наличие обратной связи. Но все же при этом он настаивает на первенстве, определяющем влияние экономики.
Противоположную позицию занимают Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные социологи. Они считают, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику. Эта позиция проходит красной нитью через все труды немарксистской социологии. Обоснованию решающего влияния культурного фактора на экономическое развитие посвящены многие работы М. Вебера и прежде всего его знаменитая книга «Протестантская этика и дух капитализма». В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что определенная субкультура — реформаторское истолкование протестантизма — создала такие мотивации поведения, которые стимулировали представителей этой субкультуры к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и, тем самым, способствовали формированию капиталистических производственных отношений. Вместе с тем, М. Вебер также не отвергает обратного влияния экономики на культуру.
Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 1584;