Личность как субъект и объект общественных отношений

1/ Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества

2/ Структура личности

3/ Ролевые теории личности.

Социальный статус и социальная роль

4/ Формирование личности в процессе социализации.

Отклоняющееся поведение личности

1 Понятие личности. Личность как субъект общественных

отношений. Взаимоотношение личности и общества

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений яв­ляется личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение по­нятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» упо­требляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человечес­кий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизне­деятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный он­тологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид— это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых историиальных общностей,

 

 

 

Рис. 2б. Личность как субъект социальных отношений

изучением закономерной связи личности и обще­ства, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального по­ведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности всоциологии. Однако социо­логия содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Тео­рия личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марк­систской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендор-фа, Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сто­рону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных ка­честв человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индиви­де интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социаль­ную систему посредством активной предметной деятельности и об­щения.

 

 

Рис. 2а. Личность как объект социальных отношений

 

ческих эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и ис­торического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состоя­ния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных на­ук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процес­сов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личнос­ти связана с процессом формирования личности и развития ее потреб­ностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и обще­ства, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального по­ведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности всоциологии. Однако социо­логия содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Тео­рия личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марк­систской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендор-фа, Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сто­рону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных ка­честв человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индиви­де интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социаль­ную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

На рисунке 2а. в детальном виде показана связь «общие соци­альные условия — личность как объект». Эта схема дана в моногра­фии российского социолога В. А. Ядова «Социологические исследова­ния: методология, программа, методы». Общие социальные усло­вия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Социальная структура общества — это основа со­циальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества.

Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обусловливающим все социальные отношения и отношения в духов­ной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.

Важным компонентом макросреды являются социальные ин­ституты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологи­ческими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические соци­альные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к опреде­ленной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и со­держанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, эт­нической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в ка­честве определенной системы научных понятий, отражающих неко­торые существенные свойства нормативных требований, предъяв­ляемых социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии придается ис­следованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определен­ных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 26. развернуто содержа­ние системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через соци­альный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному поведению, т. е. люди действуют, преследуя опреде­ленные социально обусловленные интересы. При этом на основе ди­намической системы потребностей и предшествующего опыта субъ­ект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, инте­ресов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное пове­дение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Зна­чение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная(от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности.Зачинателями этой теории были американские социоло­ги Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности. Диспозиция личностиозначает предрасположенность личности к определенному восприятию ус­ловий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшиерегулируют об­щую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концеп­цию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуа­тивные социальные установки как предрасположенность к воспри­ятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие— поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных си­туациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом об­щих социальных условий и отвечая наиболее важным потребнос­тям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воз­действуют на низшие диспозиции.

2

Структура личности

 

Представленная в марксистской социологии модель личности позво­ляет говорить о личности как сложном, внутренне структурирован­ном образовании. На сложность, многоплановость структуры лично­сти в начале XX века обратил внимание австрийский психоаналитик З.Фрейд. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологичес­кие начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чув­ственно-аналитическую основу личности как социального субъекта.

З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психоло­гических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» — это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» — сфера сознания, «Сверх-Я» — сфера интериоризованной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.

Подсознание («Оно»)представляет собой компонент, где вла­ствуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых З.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и аг­рессивную. Так как удовлетворение этих потребностей наталкива­ется на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняют­ся, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Подсознанием правит принцип удовольствия.З.Фрейд считал, «что в каждом человеке как бы сидит такое сущест­во, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но, по­скольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые общест­вом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Сознание («Я»)— компонент личности, управляющий ее кон­тактами с внешним миром. В начале своего жизненного пути, когда человек появляется на свет, у него существуют только биологичес­кие потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, кото­рое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Од­нако по мере роста человек под влиянием окружающих людей учит­ся ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что от него требуется. Постепенно формируется сознание, или «Я», стремя­щееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобренного поведения.

Сферой сознания («Я») управляет принцип реальности. Он вы­нуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека рас­четливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.

Сверхсознание («Сверх-Я»)— это пересаженные в голову че­ловека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нор­мы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» — это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного са­моограничения личности. Данный слой психики личности формиру­ется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье ) и проявляется в виде совести.

Вычленив в структуре личности три основных компонента, З.Фрейд не считает их равноценными для ее существования. Опре­деляющую роль он отводит подсознательному компоненту «Оно». «Оно» — это самый крупный и глубинный слой человеческой лично­сти, психическая самость, то зерно, из которого произрастает в про­цессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Иначе говоря, это строитель­ный материал личности. «Я» — находится на поверхности жизни. «Я» — сфера сознательного, посредине между «Оно» и внешним ми­ром, в том числе между природными и социальными институтами. «Я» воспринимает бессознательные инстинкты и пытается реализо­вать их в приемлемой для конкретной ситуации форме.

Сверхсознание («Сверх-Я») — это сфера обитания нравствен­ных чувств, которые выполняют роль внутреннего «цензора», посто­янно контролирующее «Я».

В динамическом плане все эти три элемента структуры лично­сти характеризуются конфликтом. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойные осуждения», подавля­ются энергией «Сверх-Я», что создает для человека невыносимое на­пряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессоз­нательных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. А это значит, что если бессознательные ин­стинкты остановлены в одном из своих проявлений, то они неизбеж­но в другом должны произвести какие-то эффекты. Окультуривание этих эффектов производится на основе действия «Сверх-Я». «Сверх-Я» обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, тех раз­личных форм, в которые они выливаются, и, прежде всего, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искус­ства), является, по Фрейду, символизацией вытесненных в «подпо­лье» бессознательных потребностей.

Идеи З.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П.Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание.По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх-Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознатель­ного. Сверхсознание, по П.Сорокину, — это сфера абсолютных нрав­ственных законов, которые составляют содержание базовых ценно­стей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.

В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть че­ловеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в гори­зонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание — сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в ре­зультате которой осуществляется укоренение человека в непрехо­дящие абсолютные ценности.

3 Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности.Основные положения этой теории были сформу­лированы Г.Кули, Дж.Мидом, Р.Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в сво­ей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В про­странстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются по­ложением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами. Оп­ределенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или соци­альной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом.В статусе фик­сируется тот набор конкретных функций, который должен выпол­нять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общест­венных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жиз­ни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в уста­новках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной при­надлежности).

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительно с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набо­ром прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый чело­век включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отно­шений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.

Таким образом каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор»,которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.В этой совокупности чаще всего выделяют ключе-

вой, главный или интегральныйстатус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия опре­деляют главный статус человека. Это может быть также расовая при­надлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворя­нин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека высту­пает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной пози­ции человека: социально-групповой и личный.Социально-группо­вой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется по­ложение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студен­ческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в со­циальной стратификации общества. Личный же статус определяет­ся индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную ста­тусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предпи­санный и достигнутый. Предписанный— это значит навязанный об­ществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуслов­лен полом, расой, этническим происхождением, социальным поло­жением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый(приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, на­стойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный ста­тус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуще­ствлять определенный набор действий, которые необходимы для вы­полнения его функций. По определению Р.Линтона, ожидаемое по­ведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, назы­вается социальной ролью.Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответст­вии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблон­ный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязаннос­тей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социаль­ную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных инсти­туционализированных социальных нормах: юридических докумен­тах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются ста­тусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юри­дически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного ву­за. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отноше­нии со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с дру­гом поступков, черт личности.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью.В ролевых ожиданиях содержится именно столь­ко качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гаранти­руют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценнос­тей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целе­сообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное ме­сто занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представ­ление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.

Т.Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основны­ми характеристиками: 1) способом получения — одни предписывают­ся, другие — завоевываются; 2) эмоциональностью — одни роли тре­буют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 3)мас-штабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действия в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на общее благо, на лич­ную прибыль и т.д.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставни­ка. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учи­теля заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, приня­тии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь препода­ватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 2296;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.