Quot;Подделки" как объект купли-продажи
Все специалисты как в нашей стране, так за рубежом в качестве объекта купли-продажи рассматривают подлинные архивные документы или их официально изготовленные копии. Но ни в одних методических разработках, рекомендациях не идет речь о подделках, фальсифицированных раритетах, в том числе памятников письменности (фальсификатах).
Исторические документы подделывали всегда - порой, чтобы доказать древность собственного рода или право на недвижимость.
"Сознательная фальсификация исторических источников в России берет свое начало по крайней мере с конца XVII в. "Завещания" Петра Великого, Екатерины II, "Соборное деяние на мниха Мартына Арменина", "Требник" митрополита Феогноста, подлоги Бардина, Сулакадзева, Кавкасидзева, Минаева, Иванова - достаточно хорошо известны и изучены каждый по отдельности, а совсем недавно - и в специальном исследовании" [19, с. 32].
Когда появился спрос на них, появились и сами коллекционеры таких "памятников".
***
Например, московские коллекционеры первой половины XIX в. хорошо знали антикварную лавку Антона Ивановича Бардина. Антиквар, изготавливая на заказ копии старинных манускриптов, позднее стал выдавать их за оригиналы. Его перу приписывают пять списков "Русской правды", "Поучение Владимира Мономаха" и другие. Или, например, петербуржец историк-любитель Александр Иванович Сулакадзев, желая ввести в научный оборот рукописи для объяснения вопросов, не дающих покоя историкам, изготавливал фальшивые описания древнерусской культуры - быта, торговли, обрядов, сочетая подлинность с собственными вымыслами.
В данном контексте важно другое. Фальшивки, оказавшиеся в государственных и частных коллекциях, установить порой сложно. Но сами эти подделки начала XIX в. уже сами по себе представляют определенную ценность.
***
Не только в контексте купли-продажи можно говорить о фальсификации документов, о чем много пишет член-корр. РАН В.П. Козлов. Несколько лет тому назад произошло сенсационное событие, а именно возвращение в страну дневника Соколова Н.А. - судебного следователя по особо важным делам Омского окружного суда - о последних днях жизни и расстреле царской семьи Николая II в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Материалы этого дневника ранее, в 1925 г., были опубликованы в Берлине под названием "Убийство царской семьи". Позднее появляются воспоминания бывшего военнослужащего австрийской армии И.П. Мейера, опубликованные на страницах западногерманского журнала "7 дней" с 14 по 25 июля 1956 г., подробно описывающего практически те же события.
Сравнивая два этих исторически важных документа В.П. Козлов доказывает фальсифицированный характер так называемых воспоминаний И.П. Мейера.
Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио.
- М., РоссПЭН, 2001.
Далее автор пишет: "Воспоминания Мейера" напоминают нам подлоги В.С. Кавсакидзе, который стремясь восстановить истинную картину смерти сына Петра Великого - царевича Алексея, прибег к фальсификации переписки Румянцева с одним из близких ему людей.
Козлов В.П. Тайны фальсификации: анализ подделок исторических
источников XVIII-XIX веков. - М., 1994. С. 186-192.
***
Но не стоит считать, что лишь документы, отнесенные к рангу "исторических реликвий", представляют интерес как объект купли-продажи и столь высоко ценятся во всех странах мира.
Справедливости ради надо сказать, что наиболее полно разработана оценка документов уникальных, особо ценных и тому подобных, а также документов за дореволюционный период. Это понятно, так как в первую очередь это делалось для государственных архивов рукописных отделов музеев и библиотек. А документы, с точки зрения их стоимости, действующих учреждений, организаций и предприятий, тем более "среднего звена", не представляли для специалистов никакого интереса. Но жизнь меняется, вносит свои коррективы и уже можно говорить о необходимости совершенствования методики стоимостной оценки документов современных организаций.
В любом современном учреждении, организации или предприятии на самом деле нет ничего ценнее документов, даже документов современных, находящихся в делопроизводственном процессе.
Пройдут годы, так и хочется сказать: века, устареет морально вся современная техника, а ее парк обновляется стремительно быстро, выйдет из моды мебель или превратится в труху мебель, сделанная из ДСП (древесно-стружечных плит), уже не будет в коллективе людей, когда-то здесь работавших, но останутся лишь документы как молчаливые свидетели когда-то кипевших "учрежденческих страстей".
Можно привести банальное сравнение, но оно легко запоминается: "Чем отличается документы от продуктов питания? А тем, что продукты, чем дольше лежат, тем больше портятся, а документы чем дольше лежат, тем больше растут в цене".
Парадоксально, но факт: даже уничтожаемые сегодня в ходе плановой экспертизы ценности документы спустя годы могут оказаться куда более ценными, нежели мы сегодня это представляем.
***
Печально-поучительная история произошла несколько лет тому назад с бортовым журналом космонавта Юрия Гагарина. Он совершил свой легендарный полет в 1961 г. И вот в начале 2000-х гг. этот документ вдруг был выставлен за рубежом на продажу на аукционе. В чем же дело? А оказывается, в свое время по перечню аналогичные документы (но с самолета) имели срок хранения 5 лет, да только по истечении срока хранения данный документ не был уничтожен. Сегодня на международном уровне дневники Ю. Гагарина стоят около 200 тыс. долл.
Правильно говорили старые архивисты: "Лучше лишнее сохранить, нежели нужное уничтожить". Этот постулат должен помнить каждый работающий с документами, ибо в итоге от учреждения ничего не остается кроме его документов.
Это хорошо понимают архивисты, архивные учреждения Российской Федерации в последние годы действительно приобрели значительный опыт коммерческого использования документов, одним из аспектов при оценке которых является установление цены документа, копии документа или документной информации. И несмотря на очевидный разрыв в ценовой политике зарубежных стран и отечественного рынка в России все больше изучают и стараются использовать международный опыт оценки исторических реликвий, в том числе и архивных документов.
Контрольные вопросы
1. Какие документы могут быть объектом купли-продажи?
2. Какие критерии денежной оценки использовались в стране в 1980-1990-е гг.?
3. По каким группам документов устанавливались примерные (базовые) цены в стране в 1980-1990-е гг.?
4. Какие объекты стоимостной оценки могут быть выделены в процессе купли-продажи?
5. С какими целями устанавливаются цены в процессе купли-продажи документов?
6. Каково назначение продажи микроформ на мировом рынке?
7. Какие современные критерии применяются в мировой практике стоимостной оценки документов?
8. Как устанавливается цена на документы и другие объекты в процессе купли-продажи?
9. Как устанавливаются цены при страховании документов и других объектов?
10. Как оцениваются фальсифицированные раритеты в настоящее время?
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 707;