Предмет и объект познания социологии. Понятие социального

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента, различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наи­более влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регио­нах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logos-слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социо­лог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно аб-страктное определение, поскольку общество в его различных аспек­тах изучается значительным количеством гуманитарных и социаль­ных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить то методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает опре­деленная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического аб­страгирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объек­та, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъек­тивной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокуп­ность тех или иных свойств и особенностей общественных отно­шений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляюще­еся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индиви­да оказывается под воздействием другого индивида пли их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способст­вуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, со­циальные связи, социальное взаимодействие, социальные отноше­ния и способ их организации являются объектами социологическо­го исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей ис­тории существования этой науки менялось. Представители различ­ных школ и направлении высказывали и высказывают различное предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых

Основоположник социологии французских мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгрейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгрейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая пози­ция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это от­ношение является поведением, когда субъект связывает его с опреде­ленным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования явля­ется научное изучение общества как социальной системы и составля­ющих его структурных элементов — личностей, социальных общнос­тей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей оте­чественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в це­лом, функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы: личности, социальные общности, институты. В учеб­ном пособии «Социология» (М.: Мысль, 1990. — С. 25) Г. В. Осипова, на­писанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных зако­нах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

 

 

Социология и другие науки об обществе

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмо­треть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обще­стве, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, не­обходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленялась из фило­софии. В течение длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию "отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с социальной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная филосо­фияпредставляет собой раздел философии, посвященный осмысле­нию качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной сте­пени могут служить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет себя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широкими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая об­ласть совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социаль­но-философских размышлений является исследование общест­венной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззрен­ческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изу­чаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опыт­ной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных матема­тических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерно­стей, выработала определенные процедуры эмпирического исследо­вания. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отно­шении конкретных социальных наук и отраслевых социологии, на­пример демографии и социологии брака и семьи, экономической тео­рии и экономической социологии и т. д. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и соци­ологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схе­ме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуаль­ного «Я», сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия — «Мы». В той мере, в какой ученые исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных по­зиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоя­тельная наука? Содержательному рассмотрению этого вопроса бу­дет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формаль­ными критериями и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой атри­бутов социального института.

В этом процессе можно выделить ряд необходимых момен­тов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознания ученых, специализи­рующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они име­ют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических из­даний; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, коллед­жей, университетов и т. д.; 4) создание специализированных учеб­ных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организа­ционной формы объединения ученых данных дисциплин: нацио­нальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

 

 

3

Структура социологии

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институциона­лизации. Внутренняя институционализация означает совершенст­вование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследо­вательских методов и приемов. Все это должно обеспечить дейст­вительный процесс производства и систематизации знаний в опре­деленной области познания. Одно из важнейших мест в этом про­цессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уро­вень фундаментальных исследований,задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрыва­ющих универсальные закономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований,в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инженерия— уровень практического внед­рения научных знаний с целью конструирования различных тех­нических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социоло­гии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социоло­гию социальную инженерию.

 

 

Уровень Элементы Примеры
Межличностный Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностные связи Игра в футбол Тренер - игрок Адвокат — собственник Студенты института
Групповой Первичная группа Организация Групповое отношение Компания друзей Больница Труд - управление
Социетальный Институт Социальный порядок Класс и слой Город и общность Религия Монархия Дворянство Москва
Мировые системы Международные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость ООН   Гринпис   Ислам Производство нефти

Рис. 1 . Уровни социологического анализа

 

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное по­ведение людей в их непосредственном межличностном взаимодей­ствии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напро­тив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседнев­ное поведение людей осуществляется в рамках определенных соци­альных систем, структур и институтов. На рис. 1 детально показано, каким образом различные уровни социологического анализа пересе­каются в разных плоскостях человеческого взаимодействия. Напри­мер, группа — это люди, объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отноше­ниями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. На­пример, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа, Рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с дру­гим государством.

 

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней высту­пают такие структурные элементы социологии, как отраслевые со­циологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, со­циология города, социология деревни, социология образования, со­циология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Методологическую базу для формирования отраслевых соци­ологии разработал американский социолог Р.Мертон. В 1947 году, по­лемизируя с Т.Парсонсом, который ратовал за создание в социоло­гии всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод, Р.Мертон выдви­нул идею о необходимости создания теорий среднего уровня. Эти те­ории, по его замыслу, призваны выполнять промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изоби­лии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей соци­ального поведения. Задачи такого рода теорий — аккумуляция эм­пирических данных. Они могут возникать в отдельных отраслях со­циологии как специальные теории или же могут быть результатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может слу­жить созданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая раз­личные типы отклоняющегося поведения.

Все крупные сферы общественной жизни исследуются на осно­ве социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны тео­рия и практика социального управления трудовой деятельностью лю­дей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует раз­личные социально-психологические механизмы включения работни­ка в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности, производительности труда и т. д.

4

Функции социологии

 

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее обществен­ное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социология, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социаль­ной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теорети­ческие изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фак­тический материал, так и непосредственно эмпирические исследо­вания, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной ЖИЗНИ.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ори­ентирована на решение практических проблем. В этом плане на пер­вое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические ис­следования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социаль­ного напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавля­ющем большинстве стран органы исполнительной и представитель­ной власти, политические партии и объединения широко использу­ют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом про­является прогностическая функциясоциологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возмож­ностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных ре­шений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговремен­ные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование со­циологических исследований для планирования развития разнооб­разных сфер общественной жизни. Социальное планированиераз­вито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных про­цессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регио­нов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социоло­гов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию.Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социаль­ных целей. Социологическое знание зачастую служит средством ма­нипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию об­щественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.


тема 2








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 612;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.