Обесцвечивание снимка
Говоря простым языком, обесцвечивание изображения повышает значение других композиционных элементов. Это происходит неизбежно, наподобие действия закона Бойля- Мариотта, - уменьшившиеся в числе элементы изображения привлекают к себе больше внимания.
Цвет - настолько неотъемлемая составляющая нашего визуального восприятия, что большинство людей не отделяют его в своем сознании от других свойств окружающего мира. Чтобы понять, что происходит, когда мы убираем цвет и создаем черно-белое изображение, нам нужно понять, какое место занимает цвет среди остальных качеств фотографии.
Более того, цвет вызывает эмоциональную реакцию не так, как другие качества изображения. Если не задумываться, обычно нам просто определенной степени нравится или не нравится тот или иной цвет или комбинация цветов. Субъективная реакция на цвет является очень сильной и глубокой и доминирует в восприятии зрителем многих фотографий. Если цвета изображения красивы, необычны или просто бросаются в глаза, то они могут полностью захватить внимание. Многие фотографы - может быть, даже слишком многие - делали ставку именно на цвет, делая его главным элементом изображения. Когда в начале 1960-х были налажены процессы производства цветных фотопленок и печати с них, немало фотографов были вдохновлены возможностью сконцентрироваться на цвете как на качестве фотографии. К самым влиятельным из них относился австриец Эрнст Хаас, особенно известный умением придавать изображениям темные насыщенные цвета, что обеспечивалось пленкой Kodachrome при некотором недоэкспонировании. В отличие от него Элиот Портер работал в более сдержанной палитре, но ключевым элементом его снимков тоже зачастую были цвета.
И поскольку цвет вызывает эмоциональную реакцию, распространено мнение, что он относится к категории красивого или, по крайней мере, привлекательного. Сказать «до чего живописный закат», «посмотрите на эту синеву океана», «розовый цвет прекрасно подчеркивается этим серым оттенком» или дать еще какую-либо оценку цвета - значит признать, что его воздействие может быть приятным и привлекательным для нас.
Эта рефлекторная реакция на цвет свойственна подавляющему большинству людей, и, таким образом, цвет обособлен от прочих композиционных составляющих изображения, которые нам предстоит рассмотреть. Существуют разные способы классификации композиционных элементов снимка, но наиболее общепринятыми являются такие категории: линия, форма, текстура и цвет. Для описания их сочетания и взаимодействия на фотографии мы вводим понятия контраста, равновесия и движения. Удаление цвета усиливает выразительность оставшихся элементов изображения. На практике это означает, что главную роль играют такие качества, как форма объектов, линии и переходы тонов, а также свойства, подчеркивающие глубину сюжета, - объемность и текстура.
Форма снимка
Избирая форму ключевым элементом снимка, можно двигаться в двух направлениях. Первое - запечатление двухмерных, простых, четко очерченных форм, выглядящих словно аппликации.
Второе направление - создание впечатления объемности и трехмерности. И в том, и в другом случае упор делается на визуальную структуру объектов. Вот как выразился Джоэл Мейеровиц, еще один фотограф, перешедший с черно-белой фотографии на цветную: «Отказ от черно-белой фотографии с целью сосредоточиться на цветной стал очень серьезным шагом. Фактически, ты меняешь собственное видение мира. Это игра совершенно по другим правилам. На черно-белых фотографиях сильнее проявлена структура. Изображения выглядят так, словно они пронизаны плотной формальной структурой, связывающей элементы воедино. На цветных снимках структура размыта. Переключившись с одного на другое, я занялся совершенно новым делом».
И хотя здесь я рассматриваю качества черно-белой фотографии по отдельности, все они взаимосвязаны. Форму можно использовать, чтобы обозначить структуру. Это, в свою очередь, привносит ощущение объемности объекта. Форма тесно связана с очертаниями, которые определяются контрастом контуров и фона. Контраст контуров на монохромных изображениях выражен сильнее, чем на цветных, и он определяется резкостью, плавностью тональных переходов и наличием артефактов.
Структура снимка
Композиция фотографии может быть выстроена столь утонченно, что зритель этого даже не осознает. Впрочем, она может быть и явно выраженной, и это зависит от желания фотографа подчеркнуть конкретный композиционный аспект изображения и возможностей, которые содержатся в конкретном сюжете.
Сюжеты, потенциально удачные для акцентирования на снимке структуры, включают в себя линии и формы, нередко подчеркнутые контрастом. При соблюдении этого условия возникает то, что Анри Картье-Брессон назвал «геометрией» фотографии, сказав: «[Если] я воспринимаю то, что вижу, как геометрические формы, это значит, что композиция снимка требует правильного построения». Также он писал, что выстраивать композицию - значит ценить «...красоту форм, геометрию, порожденную сюжетом».
Черно-белая палитра благоприятствует акцентированию текстуры, потому что цвета не отвлекают, и больше внимания уделяется контрасту вдоль контуров, что иллюстрируют примеры на этих страницах. Что касается интерьера музея Гуггенхайма, то он не особенно красочен, но даже несмотря на это разные оттенки белого из-за смешанного освещения отвлекают от его формы. В черно-белом варианте фотография намного эффектнее. На второй фотографии, сделанной в крестьянском поместье в Южном Китае, деревянная конструкция, положение теленка и буйвола и использование широкоугольного объектива (с фокусным расстоянием 27 мм) дает возможность подчеркнуть выраженную геометрию сюжета. И здесь снимок портит контраст между прохладными оттенками тени и теплыми оттенками освещенных участков. Обработка позволила подчеркнуть композицию снимка.
Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1340;