Свойства фотопленок
Изображения, получаемые с помощью фотопленок, существуют на протяжении достаточно долгого времени, чтобы укорениться в нашем культурном сознании, С фотопленкой связаны определенные ожидания правдоподобия изображений.
Любое изобразительное средство наделяет изображение особыми свойствами, будь это масляная краска, уголь или фотопленка, В области фотографий использование эмульсий - как на пленке, так и на фотобумаге - доминировало так долго, что влияние их характеристик укоренилось в языке фотоснимков. Обратимся к истории черно-белых эмульсий. На протяжении конца девятнадцатого века и большей части двадцатого было изобретено немало эмульсий для монохромных фотопленок, и все они обладали разными качествами по части зернистости, контрастности и прочих свойств, благодаря которым пленки отличались друг от друга.
Зернистость фотопленки вызывается скоплениями частиц серебра. Фактически, когда мы говорим о зерне, обычно подразумеваем гораздо более крупные элементы, поскольку отдельные зерна невозможно разглядеть невооруженным глазом. Эффект зернистости возник с разработкой структуры эмульсии, представляющей собой кристаллы галогенида серебра в связывающем растворе. Эти кристаллы латентно (то есть не сразу в момент экспозиции) реагируют на свет, попадающий на пленку, и при обработке превращаются в металлическое серебро. Галогенид серебра является активным ингредиентом фотопленки и имеет форму кристаллов, равномерно распределенных в желатиновом слое, составляющем основу эмульсии. Размеры и распределение этих кристаллов, также известных как зерна, варьируются в зависимости от типа пленки, но обычно каждый из них имеет размер в поперечнике около 0,001 мм. Галогениды серебра удерживаются в кристаллической решетке электрическими связями; удары фотонов нарушают электрическое равновесие, наделяя кристалл дополнительной энергией.
Одно из особых свойств пленки, которого лишены цифровые матрицы, состоит в том, что она реагирует на яркость во многом аналогично человеческому глазу. По сути, пленка способна зафиксировать большой диапазон яркости (динамический диапазон, другими словами), замедляя свою реакцию - то есть когда на пленку воздействует все больше и больше света, реакция эмульсии замедляется.
Большая часть усовершенствований, которые старались внедрять в производство изготовители пленок, касались размера и формы зерен и способа их закрепления в эмульсии. Чтобы пленка была более чувствительна к свету, необходимо подвергнуть его воздействию более обширную поверхность каждого из зерен. Традиционно это достигалось использованием более крупных зерен, но более современный способ состоит в использовании сплющенных зерен; если они обращены плоской стороной к свету, то результатом становится более высокая чувствительность без увеличения плотности скопления галогенида серебра. Пленки с более крупными или плоскими зернами лучше реагируют на свет и, следовательно, являются более чувствительными. Однако платой за увеличение светочувствительности пленки становится слишком крупнозернистое изображение. Усиленное зернообразование ведет к созданию более зернистых изображений, и картинка может иметь выраженную пятнистую текстуру. Для повышения качества изображений производители пленок вводят более мелкие зерна в более тонкий слой эмульсии, чтобы уменьшить внутренние отражения. Такие эмульсии дают изображения с очень мелкой зернистостью, но хуже реагируют на свет. Плоские зерна используются в комбинации с зернами кубической формы в мелкозернистых эмульсиях, способных давать очень четкие изображения, чему способствует распределение кристаллов и внутренняя структура зерна.
В конечном итоге разным эмульсиям фотопленок были свойственны разные типы зернистости, и многие фотографы отдавали предпочтение определенным пленкам из-за специфической структуры их зернистости. Пленка Tri-X фирмы Kodak всегда ценилась за свою особую зернистость.
И хотя производители пленок старались свести зернистость к минимуму, она остается характерной частью фотоизображения. И, безусловно, можно найти множество примеров черно-белых изображений, на которых фотографы использовали и акцентировали это качество пленки.
Также существует несколько парадоксальная связь между зернистостью и резкостью. Резкость - субъективное качество, которое лишь отчасти зависит от такого измеримого параметра, как разрешение. На резкость влияют и другие факторы, включая контрастность, а оценка резкости в значительной степени зависит от личных предпочтений, что становится совершенно очевидным во время ее обсуждения. «Недостаточно резко», «очень резко», «слишком резко» - все оценки выражают вкусы людей. При таком увеличении, когда зерно становится различимым, и особенно при работе с очень чувствительными пленками зернистость может способствовать повышению резкости. И хотя чем менее заметно зерно, тем резче и детальнее выглядят изображения, и зернистость, привнося на изображение текстуру, придает ему своего рода резкость.
Однако зернистость на цветной пленке - совсем не то же самое. Во-первых, при увеличении вместо четко очерченных серебряных частичек мы имеем довольно размытые сгустки красителей. Во-вторых, трехслойная цветная эмульсия толще, и накладывающиеся друг на друга сгустки усиливают размытость. То, что на высокочувствительной черно-белой пленке выглядит как четкая структура, на чувствительной цветной имеет более аморфный вид.
Интересно, что некоторые производители программ для обработки изображений отозвались на желание фотографов воссоздавать вид, характерный для традиционных пленок.
В результате появились предустановки, благодаря которым изображение может выглядеть так, будто оно было снято на фотопленку той или иной марки. Здесь показаны примеры обработки в программе DxO FilmPack.
Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1515;