Базовая обработка снимка

Поскольку программы для преобразования файлов Raw постоянно совершенствуются и дополняются все новыми и новыми инструментами, легко упустить из внимания базовые принципы обработки фотографий.

Сегодня мы располагаем гораздо более широкими возможностями оптимизации снятого кадра, чем когда- либо прежде; однако если перед нами целая дюжина ползунков, и действие каждого влияет на остальные, то с чего начать? Несомненно, следует выяснить, на что направлено действие всех этих инструментов и какие результаты они дают, но не менее важно сперва хорошо обдумать приоритеты.

В оптимизации фотографий всегда существовали некоторые базовые принципы - еще со времен «мокрой» обработки и печати, и хотя их названия изменились, суть остается прежней.

Можно выделить всего три базовых свойства монохромной фотографии: яркость, контрастность и диапазон тонов. В процессе съемки, если только вы не применяете внешние осветители или отражатели, вы можете влиять лишь на первое свойство путем настройки экспозиции. Контрастность и диапазон тонов зависят от сюжета. Но в процессе обработки все три параметра можно изменять, и они взаимосвязаны. Но для ясности на этих страницах мы рассмотрим каждую из базовых коррекций по отдельности.

Как мы скоро увидим, порядок изменения трех базовых свойств зависит от того, работаете ли вы с файлом Raw или обработанным файлом TIFF. Под понятием «контрастность» подчас подразумевают разные вещи. Во времена съемки на пленку этим словом нередко обозначали динамический диапазон.

Тональный диапазон. При стандартной обработке обычно стараются подогнать тональный диапазон изображения под полную шкалу тонов. По сути, это значит, что самые темные тона изображения будут чуть светлее абсолютной черноты, а самые светлые тона будут немного не дотягивать до абсолютной белизны.

Это совершенно не обязательно, но, по правде говоря, большинство черно-белых фотографий выглядят более эффектно при соблюдении этого условия.

Гистограмма - главный индикатор, рассматриваете ли вы ее в программе-преобразователе Raw-файлов (как ACR), в окне Levels или Curves.

В терминологии пленок и мокрой печати, когда тональный диапазон как раз умещается на шкале гистограммы, ваше изображение является полноценно выдержанным. Если фотографируемый вами сюжет как раз соответствует диапазону матрицы - от теней до светов - и если ваша экспозиция настроена правильно, то весь тональный диапазон должен идеально умещаться в гистограмме. Если сюжет освещен слабо, то есть его динамический диапазон меньше диапазона матрицы, то снятое изображение будет «недодержанным» и скорее всего нуждается в расширении диапазона. Однако чаще всего диапазон сюжета шире, чем под силу зафиксировать матрице, так что пиксели нагромождаются на оконечностях шкалы. Более серьезная проблема - это выбивание светов, поэтому при съемке сюжетов с широким диапазоном тонов для надежности лучше качественно экспонировать именно света. Тем не менее, как показывает приведенный здесь пример коррекции файла Raw, обычно есть возможность скорректировать экспозицию при его обработке.

Яркость.Хотя существует разница между такими понятиями, как светимость, сила света, яркость и освещенность, с точки зрения качества изображения они, откровенно говоря, представляют собой чисто академические понятия. Для оценки внешнего вида фотографии «яркость» - абсолютно адекватное понятие. Конечно, точным замерам она не подлежит, поскольку представляет собой субъективно воспринимаемую светимость.

Изменение яркости уже обработанного изображения сводится к понижению или повышению значений тонов, обычно посредством ползунка или смещения точки кривой. Способы изменения яркости зависят от используемой программы, но все инструменты коррекции яркости затрагивают значения в рамках тонального диапазона и не сдвигают крайние точки. Вот почему, выполняя стандартную цифровую обработку, вначале устанавливают точки черного и белого, а уже затем корректируют общую яркость изображения. Коррекция яркости с помощью преобразователей файлов Raw происходит сложнее в связи с возможностью изменить экспозицию. Если матрица вашей камеры фиксирует 12- и 14-битные изображения, а ваша конечная цель - 8-битное, то по части настройки экспозиции у вас есть поле для маневра.

Контрастность. Дать точное определение контрастности стало сложнее после изобретения алгоритмов локальной обработки - то есть в рамках небольшого участка изображения. Этот термин часто неверно употреблялся во времена съемки на пленку - им называли общий динамический диапазон. Цифровая обработка побудила фотографов давать более точные описания таким качествам изображения, как контрастность. Контрастность фотографии - это соотношение более темных и более ярких тонов на ней. Однако необязательно самых темных и самых ярких, так как они могут присутствовать в незначительном количестве.

Традиционно контрастность регулируют с помощью кривой. Выберите одну точку в верхней части кривой и тяните ее в сторону яркости, затем вторую точку в нижней части тяните в противоположном направлении, и вы получите классическую S-образную кривую и увеличение общей контрастности. Обратные действия дают понижение контрастности.

Однако необязательно корректировать все изображение. Если на вашем снимке присутствуют и темные, и светлые области (как на примере с женщиной в дверях), может быть, вы захотите по-разному настроить их контрастность. Простой способ сделать это вручную - выделить каждую из областей, затем к одной области применить S-образную кривую, повышающую контрастность, а ко второй - обратную S-образную кривую, понижающую контрастность. Еще проще применить один из алгоритмов тональной компрессии локальной контрастности. Инструмент Shadows/Highlights (тени/ света) программы Photoshop был одним из первых таких средств (Image > Adjustments > Shadows/Highlights...).

От цветов к тонам

Самой важной особенностью черно-белой фотографии, привнесенной цифровыми технологиями, пожалуй, стала возможность полного контроля над отображением каждого отдельного цвета в монохромном представлении.

При съемке на цифровую фотокамеру вы можете сделать объекты любого цвета более темными или более светлыми на черно-белом снимке. Сам принцип не нов - профессиональные фотографы-пейзажисты, снимавшие на пленку, десятилетиями пользовались цветными светофильтрами, чтобы сделать небо темнее или осветлить растительность. Новшеством стала возможность точной настройки тонов черно-белого изображения уже после съемки, позволяющей наблюдать результаты изменений на экране.

Здесь немаловажны два фактора. Первый - чувствительность наших глаз к волнам разной длины (или цветам) а второй - относительная яркость разных цветов. Два эти фактора соединяются, образуя шкалу яркости цветов, представляющуюся нам естественной. По умолчанию мы считаем желтый цвет ярким, а фиолетовый - темным. Наши глаза улавливают цвета потому, что их рецепторы-колбочки бывают трех видов: чувствительные к красному, зеленому и синему оттенкам (отсутствие одного из этих видов приводит к дальтонизму). При их совокупном действии наибольшая чувствительность проявляется к оттенкам желтого и зеленого.

В результате для нашего восприятия цвета имеют разную степень яркости. Немецкий поэт и драматург И. В. фон Гёте попытался создать систему измерения яркости цветов и предложил следующие относительные значения яркости: желтый - 9, оранжевый - 8, красный и зеленый - 6, синий - 4, и фиолетовый - 3.

Мы ожидаем, что ясное синее небо на черно-белом снимке получится довольно темным, кожа европейца будет бледной, а зеленые листья и трава будут довольно светлыми и так далее. Чувствительные к синему и ортохроматические фотопленки обычно давали изображения, на которых синее небо получалось бледным, а кожа европейцев - слишком темной. Разработка панхроматической пленки была направлена на «исправление» как раз этих неожиданных результатов, интуитивно воспринимавшихся зрителем как «неправильные».








Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1406;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.