Передача глубины и пространственной перспективы
Одно из самых ценных применений коррекции тонов в черно-белой фотографии состоит в изменении ощущения глубины на пейзажных фотографиях. Этот прием основан на пропускании или блокировании синих лучей, что изменяет пространственную перспективу.
Причина для блокирования синих оттенков заключается в неодинаковом рассеивании света атмосферой; поскольку волны синего цвета короче, они легче рассеиваются в атмосфере и потому лучше видимы.
Можно пойти двумя путями: сжать пространственную перспективу, затемняя синие оттенки и тем самым делая более отчетливыми отдаленные элементы сюжета, либо расширить ее осветлением синих оттенков, чтобы создать впечатление глубины. Для первого традиционно применялся красный светофильтр (или оранжевый и даже желтый для более мягкого эффекта), а для второго - синий. Однако пользователь цифровой фотокамеры может уже после съемки решать, по какому из путей пойти.
Большинство людей испытывают желание увеличить контрастность - вероятно, потому, что так изображения выглядят более резкими. Однако было бы ошибкой пользоваться этим приемом постоянно. Шаг в противоположном направлении к расширению воздушной перспективы может, например, усилить ощущение простора на пейзаже. Сравним две альтернативные обработки на примере двух пейзажей.
Первый из них, показанный на странице справа, - вид на древний город Паган в центральной Бирме, снятый на восходе с воздушного шара. Я выбрал этот снимок из-за синеватой дымки и шлейфов утреннего тумана, зависшего между деревьями, которые в сочетании с красноватой каменной кладкой и золотом в архитектуре храмов создают цветовой контраст. Но следует заметить, что большинство пейзажей не особенно пестрят яркими красками, и если в кадре присутствует много растительности, ее цвета могут быть сложными. В частности, зелень редко бывает сочной и яркой и может содержать желтые и даже красные оттенки, что может преподносить сюрпризы во время коррекции, и поэтому к ее виду нужно внимательно присматриваться.
При создании первой версии задача состояла в том, чтобы устранить туман и дымку, и отправным пунктом стало применение предустановки High Contrast Red инструмента Black and White для конвертации цветных снимков в черно-белые программы Photoshop. Затем ползунок красного был выдвинут еще дальше, результатом чего явился очень красивый пейзаж, на котором почти нет следов утреннего тумана, а видимость хорошая, до самых дальних холмов. Другая обработка направлена на усиление тумана и дымки, и первым делом нужно отрегулировать ползунок синего. Ограничение его смещения определяется реакцией неба в верхней части кадра - света этой области не должны быть выбиты.
Далее были уменьшены значения ползунков красного и желтого, чтобы подчеркнуть силуэты храмов, особенно самого большого, путем их затемнения. Верхушки деревьев в нижней части представляют некоторую сложность для коррекции, так как содержат голубые и синие оттенки. В итоге были выбраны такие настройки, чтобы тона деревьев поблекли от темных внизу слева до средних в центральной части снимка.
Цветовая гамма второго изображения менее насыщенна, однако вид простирается на несколько миль, и горы вдали являются важной частью сюжета. В ходе обработки было очень важно аккуратно поступить с белизной облаков и снега, и опасность выбивания светов ограничила смещение ползунков. Для сравнения вначале я обесцветил снимок с установками по умолчанию, и даже на нем выраженна пространственная перспектива.
Для версии со сжатой перспективой значения синего и голубого были радикально уменьшены (цвета изображения менее насыщенны, чем на предыдущем снимке, сделанном в Бирме, и потому реагируют слабее). Я решил, что эффективнее будет увеличить значение зеленого до совпадения тонов травы и отдаленных склонов, чтобы тона не блекли от переднего плана к заднему. Снимок получился эффектным, хотя летящая крачка выделяется недостаточно хорошо.
Для второго варианта обработки необходимо было внести минимальные изменения в настройки по умолчанию. Впрочем, увеличенное значение синего устраняет затенение на скалах слева и снижает контрастность области холмов, таким образом «сплющивая» перспективу. Синее небо стало бледнее. Чтобы акцентировать переход от переднего плана к заднему, я сделал траву темнее.
Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1387;