Инфракрасная фотография
Монохромные инфракрасные снимки - результат одного из самых вдохновляющих технологических прорывов в фотографии.
При продуманном использовании эта технология отводит тональные свойства фотографии от реалистичности дальше, чем просто черно-белые фотографии. Инфракрасная фотография существует с 1910 года, но как творческое средство она не развивалась в связи с ограниченным выбором эмульсий, и, следовательно, «облика фотографии» и трудностью расчета экспозиции. Однако с появлением цифровой инфракрасной съемки все изменилось. Сегодня существует несколько способов съемки с фиксацией этих более длинных волн, а компьютерная обработка позволяет внести множество изменений в полученное изображение. Более того, снятый кадр можно сразу увидеть на дисплее камеры, благодаря чему результаты съемки более предсказуемы.
Рассмотрим принцип получения инфракрасной фотографии. Чувствительность человеческого зрения имеет диапазон примерно от 450 нм до 700 нм (от фиолетового цвета до красного), и наиболее чувствительно оно к волнам в районе 550 нм - желто-зеленые оттенки. Ни галогенидосеребряные пленки, ни матрицы не способны запечатлеть такой же диапазон. Галогенидосеребряные пленки фиксируют больше фиолетовых и синих оттенков, чем зрение, но в районе 525 нм их чувствительность заканчивается. Чтобы повысить чувствительность пленки к видимому свету, необходимо добавление цветных красителей, и для расширения диапазона ближе к инфракрасному их требуется еще больше. Инфракрасные пленки чувствительны к видимому свету и к почти инфракрасному. Для инфракрасной фотографии компонент видимого света должен быть удален, для чего нужен светофильтр, например Wratten 89В или Hoya R72.
Причина, по которой я подчеркиваю творческую ценность инфракрасной фотографии, заключается в следующем: если вы согласны с тезисом о том, что черно-белая палитра высвобождает творческий потенциал фотографа, отходя от предполагаемой реалистичности цветности, то инфракрасная фотография обеспечивает это даже в еще большей степени. Конечно, хорошо известны типичные сюжеты инфракрасных монохромных изображений - например, белая листва на фоне чернильно-черного неба - но к резким контрастам прибегать необязательно. Поскольку объекты и поверхности отражают инфракрасные лучи иначе, нежели привычный видимый свет, тональность снимка для нас в какой-то мере неожиданна и необычна. Уже по одной этой причине не будет преувеличением назвать инфракрасную фотографию новым миром, который ждет своих исследователей.
В районе более коротких волн этого диапазона инфракрасные лучи начинаются там, где заканчивается чувствительность человеческого зрения, - около 700 нм. Глаза чувствительны в диапазоне примерно от 400 до 700 нм, и чувствительнее всего они в середине этого отрезка, где находятся желто-зеленые оттенки спектра. При термическом формировании изображений (тепловидении) регистрируются волны гораздо больших длин. Именно потому, что мы понятия не имеем о том, как выглядят предметы, освещаемые светом с длинами волн более 700 нм, инфракрасные изображения имеют необычный вид. Эти волны можно запечатлеть, но нельзя увидеть непосредственно потому, что чувствительность пленки превосходит чувствительность зрения. В цифровой фотографии ситуация аналогична: кремниевая микросхема имеет чувствительность в диапазоне примерно от 400 до 1200 нм с пиком в районе 1 000 нм. Матрицы камер столь хорошо улавливают инфракрасное излучение, что при производстве оснащаются инфракрасным режекторным фильтром, также известным как отражающий фильтр. Если его убрать (а так и поступают для переделки камеры под инфракрасную съемку), то на матрицу хлынет инфракрасное излучение. Видимые глазами волны при этом и дальше будут фиксироваться, так что второй этап трансформации - прикрепление светофильтра, блокирующего видимые волны. Самый популярный фильтр отрезает волны на длине 720 нм, пропуская вместе с инфракрасными лучами как раз достаточно видимого света, чтобы обеспечить возможность инфракрасной съемки. Для монохромной инфракрасной фотографии больше подойдет фильтр, отсекающий волны длиной менее 839 нм.
Помимо всего этого на камере нужно перенастроить фокус. Поскольку инфракрасные волны длиннее волн видимого света, они фокусируются в другой точке. Это еще больше осложняет дело, поскольку разные объективы преломляют инфракрасные лучи по- разному, но в общем коррекция должна быть такой, чтобы линза выдвигалась чуть вперед, как при фокусировке с более близкого расстояния. Даже при сдвиге в районе трети процента результатом может быть потеря приемлемой резкости при большой диафрагме. В процессе трансформации камеру перепрограммируют, но даже при этом для надежности лучше уменьшить диафрагму по крайней мере до 8.
Что можно сказать о практической стороне цифровой инфракрасной съемки? По сравнению со съемкой на пленку жизнь заметно облегчается.
Вы можете сразу видеть результаты на дисплее камеры (и если он зачастую неточно передает цвета, то информация о яркости, к счастью, точна), а настройки экспозиции в большинстве случаев допускают съемку с рук. Например, при ISO 100 в солнечный день вы можете выставить выдержку в районе 1/200 сек. при f/8. Также в большинстве ситуаций динамический диапазон сюжета хорошо охватывается, и, стало быть, реже происходит выбивание светов.
Хотя в рамках этой книги нас интересуют исключительно черно-белые инфракрасные фотографии, коррекция цветов изображения может быть очень важна. Хотя никто не запрещает вам просто обесцветить изображение, но используя инструменты настройки оттенков вы получаете дополнительные возможности коррекции тонов черно-белого изображения. Для этого нужно нейтрализовать подцветку. Поскольку большая часть фиксируемых данных приобретает красный оттенок и цвета смещаются от голубого к красному, типичные инфракрасные файлы выглядят залитыми красными оттенками и требуют существенной коррекции баланса белого - более радикальной, чем позволяет сделать большинство камер, поэтому важно снимать в формате Raw. Но даже при этом приложение ACR для Photoshop имеет ограничение коррекции цветовой температуры в 2000 К. Одно из решений - настроить баланс белого по поверхности, хорошо отражающей инфракрасные лучи, - например, по траве. Или же можно создать инфракрасный профиль, как показано здесь. Лично я предпочитаю последнее, поскольку это не отнимает времени в процессе съемки. Когда вы получите более-менее нейтрализованное изображение, к элементам, которые сильнее выделяются, например синим или желтым, можно применить коррекцию оттенка.
При инфракрасной съемке всегда присутствует определенная степень непредсказуемости, поскольку отражательная способность поверхностей на этом отрезке спектра может отличать их оттого, как они для нас выглядят, что отчасти и придает очарование таким фотографиям. Растительность выглядит очень светлой, почти как снег, поскольку хлорофилл в листьях сильно флуоресцирует под лучами, близкими к инфракрасным, в районе 700 нм.
Этот эффект проявляется меньше всего в зрелых больших листьях и сильнее всего в молодых растущих и вянущих листьях. Еще одна особенность - ясное небо получается очень темным, что обусловлено уменьшением рассеивания инфракрасных лучей по сравнению с видимым светом. Вероятно, наиболее типичный сюжет инфракрасной фотографии - зеленое дерево и травы на фоне ясного синего неба, и хотя это выглядит эффектно, такой сюжет уже превратился в клише. Человеческая кожа также выглядит иначе, поскольку инфракрасные лучи проникают сквозь нее на определенную глубину, и в результате кожа выглядит светлее, чем под видимым светом. В то же время глаза нередко получаются темными и сильно контрастируют с бледной кожей, что не всегда идет на пользу портретам.
Создание профиля для коррекции инфракрасного изображения. Важным аспектом создания инфракрасных изображений является баланс белого, который после преобразования обычно не дотягивает до нижнего лимита цветовой температуры программы для преобразования файлов Raw (например, лимит приложения ACR для Photoshop и Lightroom -2000 К). Вот один из способов возвращения баланса белого в подходящий диапазон посредством программы DNG Profile Editor фирмы Adobe.
Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1422;