Особенности индивида как субъекта политики
Вопрос о субъектах политики связан с вопросом о субъективном и объективном. Если речь идет о субъекте, то всегда имеется в виду познающий, обладающий сознанием и волей, активно действующий индивид или социальная группа, а понятие «объект» определяет то, на что направлена деятельность субъекта. Таким образом, в качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в определенном политическом пространстве.
Первичным и основным носителем политических и властных отношений в обществе является человек. Его интересы, цели, стремления, интегрированные в различные социальные и экономические структуры, определяют, в конечном счете, направление политического развития общества. И потому индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности и, конечно же, политической деятельности.
Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, государственным органам, другим лицам. Поскольку политология имеет дело с политическими отношениями, она рассматривает специфику и проблемы политического статуса личности или социальных групп. Субъекты политики имеют свои особые функции, не сводимые к правовым, хотя действия этих субъектов и регулируются правовыми отношениями и нормами.
Личность является основным субъектом политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие объединения. Субъектность в политике проистекает из способности, возможности и потребности личности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовать свои интересы абсолютно, в политике она осуществляет свои интересы как элемент каких-то общих, то есть политических интересов. Даже не понимая данного положения, например, голосуя на выборах, индивид, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости.
Личность в политике участвует в решении общих дел, что вызывает у нее ощущение причастности к человеческому роду, его институциональным образованиям. Через самостоятельную сознательную причастность к общему делу личность обретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что участие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.
Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выборы представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводимых партиями и общественно-политическими движениями, членство и активная деятельность в политических организациях и т.п. Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность.
Роль индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Поэтому недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.
Будучи исходными социальными элементами, из совокупности действий и отношений которых складывается общество, индивиды выступают особой целью деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека – этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти.
Организуя совместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство – это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.
Иными словами, государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное – возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между государством и индивидом сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношений, направляя государственную политику.
Реальное превращение личности в активного субъекта политики и властных отношений определяется современными социально-политическими условиями и развитием самой личности, в том числе ее психологическими и идеологическими качествами. Исследование мотивов участия людей в политической деятельности — одна из основных проблем политологии.
К индивидуально-личностным качествам, определяющим степень политической активности отдельного человека, относят:
· социальный статус личности, наличие у нее материальных возможностей и свободного времени для участия в политической деятельности;
· уровень политического сознания и политической культуры личности, проявляющийся прежде всего в ее устойчивых представлениях об основных сторонах политической жизни общества;
· наличие у личности определенных политических установок и стандартов политического поведения, учений и навыков политической деятельности, а также соответствующих волевых качеств.
Уровень политической активности граждан независимо от индивидуально-личностных качеств во многом определяется властью, теми условиями, которые ею создаются для политической деятельности. Последняя строится на установленной законодательной базе, при помощи которой регулируется весь комплекс прав и свобод человека, включая и право избирать и быть избранным. Не меньшее значение имеет и уровень благосостояния населения.
В предыдущих главах книги писалось, что субъектный подход к проблеме роли личности в политике не является единственным. В 50-60-е гг. XX в. многие западные политологи ввели в оборот термин «политический актор». Интересную по замыслу концепцию преодоления противоречия в существовании субъектов и объектов в политике разработал отошедший от классического структурализма французский конструктивист П. Бурдье [27]. Вместо терминов «субъект» и «объект» он ввел понятия «агент», его «позиция» и «диспозиция».
В то же время, рассуждая об «агентах политики», или ее «акторах» и преодолевая, на первый взгляд, дихотомию субъекта-объекта, многие постмодернисты, по мнению Н.А. Дегтярева, довольно далеко ушли от изучения самой политической материи. В том числе, от выяснения иерархии политических субъектов, отношений между политическими институтами, социальными группами, а также ролями отдельных индивидов в политической динамике [54 -106]. В этом плане очевидно различие между ролью отдельного избирателя, рядового обывателя в текущей избирательной кампании, отдающего свой единственный голос, и функциями в процессе этих же выборов таких специализированных и агрегированных субъектов. А к ним относятся политические партии, могучие профессиональные коллективы и электоральные команды, борющиеся за места в парламенте, получить которые можно, лишь завоевав тысячи, а порой и миллионы голосов избирателей.
Категории политического субъекта и объекта, вне сомнения, носят соотносительный характер, поскольку политические тела, выступающие в одном отношении как объект, в другом измерении могут выступать уже в роли субъекта или даже моментально меняться своими местами в ходе изменения политической ситуации. М. Вебер классифицировал политику по трем видам [30]. В зависимости от участия в каждом из них выделяют три типа личности-политика:
· политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политических акций;
· политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости и потребности, параллельно с другими видами его деятельности; для политиков «по совместительству» политическая деятельность не является основной;
· политика профессиональная есть профессия личности. Профессионал-политик - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти, способный дать политические консультации, советы и рекомендации по эффективной политической деятельности.
В зависимости от участия личности в одном из перечисленных видов роль политики может быть более или менее значимой. Очевидно, что от политики по случаю к политике профессиональной роль личности существенно возрастает, свидетельствуя о ее переходе от эпизодического участия к профессиональному.
Профессиональное занятие личности политикой имеет еще один важный аспект. Поскольку политика распространяет свои решения на большой круг общественно-политических проблем, то отсюда следует вывод: чем меньше в политике дилетантов, тем лучше для самой политики. Предпочтительнее не заниматься ею вообще, чем участвовать в ней непрофессионально, с использованием любых средств и методов.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 1308;