Философские и антропологические основы постнеклассической педагогики
Возрождение интереса к антропологической проблематике тесно связано с переживаемыми обществом кризисами. Так было в 60-ые годы XIX века, когда вековой уклад России начал меняться в связи с крестьянской и земской реформами, и в первые десятилетия XX века, когда в результате Первой Мировой войны и революции утверждается «советский строй». Наиболее длительный и до сих пор не завершившийся антропологический кризис связан со Второй Мировой войной и последующими попытками осмыслить возникшую «ситуацию человека» во всех ее аспектах («человекознание после Освенцима»). Выделим особенности нынешней («постнеклассической») антропологической ситуации.
1) Трансцендентность детства. Детство, равно как и человек, в целом, не может быть вполне выражено во внешнем понятии, детерминировано тем или иным внешним воздействием. В этой связи, любая тоталитарная установка в отношении детства (в том числе, попытки формулировки универсальной цели или модели воспитания, открытия фундаментального закона развития и пр.) отвергается. Другим проявлением этой тенденции становится возникновение множества наук и течений, рассматривающих детство и взросление на широком духовном, историческом и философском фоне («история детства»; «детский психоанализ»; «педагогическая антропология»).
2) Трансформация «руководящей» позиции взрослого – в «помогающую». В основе этой трансформации признание ребенка – человеком, обладающим духовной природой; собственным и самоценным взглядом на мир, самосознанием, биографией. Таким образом, обобщенной задачей педагогической деятельности становится не исправление или формирование детской природы в соответствии с внешним эталоном, но – поддержка процесса ее развития и создание условий для ее саморазвития, свободного и творческого действия.
3) Обращенность к экзистенциальному опыту ребенка. Педагогика, отказывающаяся от контроля сознания и поведения ребенка, обращается к ситуациям, обладающим эмоциональным и духовным содержанием: переживанием горя, утрат и разочарований; опытом самопреодоления; столкновения с «Другим» и «Чужим»; творческие и любовные переживания. В понимании этих феноменов педагогика взаимодействует с другими гуманитарными практиками: религией и медициной, психоанализом и психотерапией, музыкой и искусством.
Следствием этих установок выступают принципы диалога и полилога, гуманизма, сотрудничества, культуросообразности и культуротворчества, уважения личности и развития её сущностных сил. Таким образом, в современной педагогике укоренился ряд взаимно-дополняющих подходов, каждый из которых актуализирует определенный аспект понимания человека и его образования.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 428;