Теория гуманистического воспитания
Теория гуманистического воспитания, во многих отношениях, является диалектическим продолжением теории коллективного воспитания, отличаясь лишь приоритетами: если первая рассматривает развитие личности в качестве следствия развития коллектива, то вторая говорит о достоинстве человека, свободной и ответственной личности и развитии ее способностей как высших ценностях средствами реализации которой может выступать коллективная деятельность. Этим объясняется тот факт, что большинство отечественных создателей теории и практики гуманистического воспитания (В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Л.И.Новикова) могут быть также отнесены к приверженцам коллективного воспитания.
Однако, в западной педагогической мысли (Дж.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Э.Эриксон) различия идеологических оснований марксистской и либеральной педагогики приводит к различиям критериев воспитанности, в качестве которых утверждаются: самостоятельность; готовность задавать вопросы и критически воспринимать информацию; уважение прав и интересов других людей без намерения их «переделки»; индивидуальная ответственность и готовность к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству. В контексте гуманистической культуры, представление о целесообразности воспитания уступает место идее ценностного обоснования педагогического действия.
Принципами гуманистического воспитания являются:
1) генетический принцип: в своем воспитании и развитии ребенок проходит в свернутом виде те ступени, по которым развивалась культура и человечество, в соответствии с чем, задача воспитания – не «перепрыгивать» через этапы, а помогать ребенку в проживании каждого возраста;
2) принцип индивидуальности и личности: воспитание не должно «возделывать» или «переделывать» человека, но создавать пространство его развития и самоопределения;
3) принцип активности (деятельности) и успеха: ребенок воспитывается только в результате собственной активности, осмысления и оценки своих достижений;
4) принцип диалога: воспитатели и воспитанники – есть свободные люди, субъекты, отношения между которыми строятся на принципах равноправия и диалога;
5) педагогический оптимизм: негативные проявления ребенка (неумение, неспособность, неготовность) носят ограниченный характер, но его возможности безграничны;
6) принцип гармонизации: основным условием воспитания является гармонизация разных проявлений ребенка, его отношений с миром и самим собой.
Особое значение в контексте гуманистического воспитания приобретает личность воспитателя: он уже не может быть исполнителем чьей-то воли, «винтиком» в некотором общем деле. Важнейшим аспектом его профессионализма становится личностная зрелость и состоятельность, наличие богатого поведенческого и коммуникативного репертуара, опыта творческой деятельности.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1112;