Методологические основы современной педагогики.
Существует множество методологических оснований современной педагогики и любая их формулировка проблематична. Тем не менее, выделим некоторые характерные черты некоторых из наиболее распространенных методологических подходов.
Личностный подход (Бондаревская Е.В., Газман О.С., Сериков В.В., Якиманская И.С.) существует во множестве вариантов. В традиционной педагогике, личностный подход требует учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка в педагогическом процессе и, в этом смысле, близок принципу дифференциации и индивидуализации. Современная педагогика рассматривает личность как уникальное явление, обладающее духовной природой и включающее способность к выбору и творчеству, причастность культуре, истории, бытию. В практическом отношении, реализация личностного подхода в образовании означает:
1) признание ценности личности ребенка, взаимоуважение и сотрудничество с ребенком, направленность на его разностороннее свободное и творческое развитие, вера в его силы и добрую волю («педагогический оптимизм»);
2) углубленную психолого-педагогическую диагностику ребенка и, на этой основе, выстраивание его индивидуальной траектории взросления;
3) предпочтительность сотрудничества – совместной деятельности взрослого и ребенка по выработке и достижению педагогических целей по отношению к иным формам и методам работы;
4) стимулирование самоопределения ребенка в образовательном пространстве, поддержка его самостоятельности и инициативы, предоставление «пространства свободы»;
5) готовность корректировать свои представления о ребенке, принимать его помощь и учиться у него.
Диалогический подход – как в своих основаниях, так и в практической реализации диалогический подход тесно связан с личностным и коммуникативным подходами. В философской культуре XX века (Бубер М., Бахтин М.М., Библер В.С.) диалог рассматривается как основной модус бытия, по отношению к которому субъектность – есть лишь «остановка» бесконечного процесса общения. При этом, все гуманитарные феномены, в том числе, сознание, культура, личность, текст рассматривается как пространство непрекращающегося диалога разных голосов, их перекличек и противостояний. В практическом плане, диалогический подход в педагогике означает:
1) Переход от слушания – к слышанию, т.е. смена установки педагога от выявления информационного содержания речи ученика – к выявлению смысловой природы речи, «неповторимости голоса».
2) Переоценка «негативных атрибутов обучения» (несогласия, непонимания, неготовности): каждое из этих проявлений – атрибут необнаруженного смысла, который должен быть понят и озвучен.
3) Текстуальность общения. Все, сказанное человеком, рассматривается как текст, т.е. реальность, достойная понимания и осмысления и, напротив, письменный текст воспринимается как отраженная устная речь, обращенная к собеседнику.
4) Непрерывность личностной рефлексии происходящего (прислушиваться к собственной речи): важнейшим атрибутом профессионализма учителя является его способность/готовность опознать фундаментальные интенции собственной речи. В частности, имеет принципиальное значение, обращена ли речь к Другому, как субъекту (т.е. предполагает понимание и ответ) либо же – к объекту (т.е. должна быть воспринята и усвоена).
В последние десятилетия, диалогический подход рассматривается как философская предтеча практико-ориентированного коммуникативного подхода. Последний предполагает позиционность любого педагогического взаимодействия («взрослый и ребенок» или «старший и младший коллега» или даже «носитель истины и негодный сорванец») и необходимость учета ролевых ожиданий в педагогике.
Герменевтический подход (Шлейермахер В., Дильтей В., Хайдеггер М., Гадамер Х.-Г.). Традиционная педагогика ориентируется на построение алгоритмов действий, приводящих к заранее известному результату. Герменевтический подход не создает подобных технологий, что определяется обращенностью к тексту во всем многообразии и движении его значений и смыслов. Педагогическая герменевтика (Закирова А.Ф.) рассматривается как совокупность истолкования и интерпретации педагогических текстов, которые могут существовать как в письменной, так и в устной форме. Ниже мы приводим ряд ключевых понятий и принципов герменевтического подхода.
1) Уход от объективирующего понимания – к диалогическому пониманию-соучастию в жизни текста.
2) Взаимность текста и понимания: бытие текста – в его понимании, понимание объективируется в тексте; таким образом, герменевтика рассматривается в качестве способа бытия человеческого сознания, неотделимого от производства текстов и смыслов.
3) Дополнительность исторического (сравнительного) и дивинационного (эмпатического) понимания. В одном случае, текст понимается с учетом изменений контекста, словаря, эпохи, к которой принадлежит автор и читатель текста. Второй тип понимания – базируется на органическом вживании читателя в ситуацию порождения текста. Другой стороной этой пары является так называемый «герменевтический круг»: понимание детали текста – является ключом к пониманию его целостности и напротив, понимание смысла текста – ключ к детали.
4) Множественность языков описания. Традиционная педагогика базируется на представлении о превосходстве научно-философской рефлексии над обыденными представлениями (так называемом, «обыденном знании»). Герменевтика рассматривает разные способы и языки понимания (в том числе, язык религии, искусства, управления, науки и пр.) как дополняющие и обогащающие друг друга.
5) Метафоричность определений. Каждое определение в герменевтическом подходе – есть метафора, т.е. переносное значение, никогда не исчерпывающее всех смыслов слова. В этой связи, любой процесс понимания можно характеризовать как цепь метафор, а основной педагогической целью является вовлечение ученика в этот метафорический ряд.
6) Актуальность маргиналий. Категория «маргиналий» - заметок на полях понимается в современной герменевтики весьма широко – это любой текст, не обладающий статусом «центрального». В традиционной педагогике, такой статус закрепляется за программой и учебником, порождающий тексты более низкого статуса: конспекты лекций, студенческие записи и пр. Внимание к маргиналиям означает понимание каждого текста (в том числе, ошибочных записей, рисунков на полях и др.) как высказывания, достойного понимания и интерпретации.
Культурологический (аксиологический) подход. Классическая педагогика исходит из трансцендентного (выходящего за пределы всех и всяческих различий) единства всех педагогических процессов и Мира, в целом. Однако, в неклассической педагогике, обращенной к очевидности образования, актуализируется представление о культурных ценностях, как весьма противоречивых основаниях каждого педагогического процесса, в отдельности. Так, например, классическая педагогика ассоциируется с ценностями Науки, Знания, Культуры, Просвещения. Неклассическая педагогика рассматривается как производная от ценностей Политики, Идеологии, Равенства, а постнеклассическая – Личности, Свободы, Диалога, Развития.
Категориями культурологического подхода являются:
1) Диалектическая пара: ценности и смыслы. Смыслы имманентны человеческому бытию: любой предмет, вещь, событие, поступок или отношение, может стать ценностью, т.е. инвариантом духовной жизни человека или человеческого сообщества. Напротив, ценность становится таковой только через осмысление. Таким образом, общественные ценности и индивидуальные смыслы связаны отношениями взаимного превращения.
2) Наличие ценностного измерения в деятельности. Каждая деятельность (учебная, педагогическая) связана с никогда не прекращающимся процессом ценностного самоопределения, т.е. ответа на вопросы («во имя чего?», «какой в этом смысл?», «что это значит?»). Воспитание ценностного сознания, как способности и готовности отвечать на эти вопросы является принципом аксиологического подхода.
3) Аксиологическая экспертиза. Так определяется одно из направлений педагогической диагностики в отношении педагогических явлений (и, в особенности, инноваций). Смысл аксиологической экспертизы – в установлении культурного и ценностного статуса того или иного явления.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 825;