ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ
В наши дни профессиональный и политический навык сам по себе еще не обеспечивает успешное осуществление коммерческих и политических проектов и не создает достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию, партнеров, заказчиков и клиентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж.
Деловой имидж — это то представление, которое вы создаете сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать у них признание и должное уважение. Опыт мирового цивилизованного сообщества со всей очевидностью свидетельствует, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на серьезный коммерческий и политический успех и должный авторитет в деловых кругах.
Удачный деловой имидж влияет не только на восприятие вас окружающими, но и на ваше восприятие самого себя. Если вы выглядите хорошо, это придает вам смелость быть самим собой и чувствовать себя более уверенным. Другими словами, ваш облик воздействует на вас в той же степени, в какой он воздействует и на окружающих вас людей.
Не только в коммерческой и политической деятельности, но и в любых других профессиях, требующих личного контакта, удачный имидж становится решающим фактором. Такой имидж очень важен и для служебной карьеры. Современные исследования показывают, что имидж либо повышает, либо разрушает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по служебной лестнице.
Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что деловой имидж следует считать важной составной частью культуры делового общения, а обладание им - существенной личностной и профессиональной характеристикой любого серьезного бизнесмена и политика.
Суть создания такого имиджа состоит в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш образ положительно. Основная цель этих усилий состоит в том, чтобы предельно использовать все то хорошее, что в вас заложено, и научиться избегать тех отрицательных проявлений, которые принижают вашу • профессиональную, политическую и чисто человеческую репутацию. Чтобы реализовать на практике эту цель и научиться выражать все самое лучшее, что в вас есть, необходимо, прежде всего, уяснить основные принципы построения делового имиджа.
Принципы построения делового имиджа
Прежде чем приступить к созданию своего личного делового имиджа, необходимо достаточно реалистично осознать, кто вы для окружающих и каков ваш нынешний образ в их глазах. Редко кто может достоверно описать самого себя. Чаще всего собственная самооценка бывает или абсолютно отрицательной или совершенно положительной. Это, как правило, самообман. Вы должны научиться непредвзято оценивать самого себя.
Важно выяснить, что в данный момент думают о вас окружающие. Не следует решать, какой образ желательно явить миру или как вы должны изменить свой теперешний имидж, пока хорошо не уясните, каким вас видят другие. Этих «других» в вашей деловой жизни будут представлять различные группы людей из ваших коллег, партнеров, клиентов, посетителей. И хотя вы нуждаетесь в стабильном имидже,
вам все-таки нужно представлять себя этим различным группам в соответствующем образе, что в итоге поможет вам четко определить различные аспекты вашего имиджа для разных категорий людей. Поэтому вам не следует демонстрировать один и тот же имидж для разных людей.
Из этого следует, что вы не должны вести себя во всех ситуациях и со всеми одинаково. Так, стиль поведения, избранный вами в повседневном общении с коллегами, может не принести успеха при разговоре, например с вашим начальником.
Поэтому прежде всего надо учитывать, на какую группу людей вам необходимо произвести хорошее впечатление в той или иной ситуации. Нужно также четко уяснить, что именно впечатляет вас в других и заодно прикинуть, по силам ли вам адаптировать подобные качества к собственному имиджу.
При создании делового имиджа необходимо учитывать ожидания людей. Если они считают, что вам следует проходить в дверь первым, вы так и должны поступать, даже если это противоречит вашей природной вежливости. Если вы хотите, чтобы вас уважали, надо вести себя так, как, по мнению людей, вы должны себя вести в вашем положении. Если вы станете поступать наоборот, все начнут конфузиться, не зная, чего же от вас можно ожидать дальше. Значительная часть вашего имиджа должна ясно указывать, что вы неизменно учитываете ожидания окружающих.
Решите, как бы вам хотелось, чтобы люди вели себя с вами на различных уровнях, и определите, как следует вести себя с ними. Будьте внимательны, не слишком отклоняйтесь в поведении от группы к группе. Если будете часто менять свое поведение от неофициального к сверхофициальному, вы будете невольно озадачивать людей, вызывая у них беспокойство, - ведь они перестанут понимать, как реагировать на вас в той или иной ситуации.
Но вам следует делать не только то, что требуется для приспособления своего личного имиджа к различным группам людей. Необходимо еще ясно понимать, какой аспект своей работы вы желаете улучшить и кому должно быть адресовано такое улучшение, а также установить, приведет ли оно к положительным изменениям
в вашем профессиональном или политическом облике. Он имеет много граней, и потому весьма желательно обнаружить именно те достоинства, которые и могут составить ваш капитал.
Чтобы создать капитал на собственных достоинствах, надо прежде всего выявить их у себя, чтобы «заставить работать». Чем больше вы сконцентрируетесь на них, тем быстрее будут устранены ваши слабости и недостатки.
В вашей работе все важно для вас. Но только ее отдельные аспекты важны для других. Поэтому, если хотите, чтобы вашу деятельность ценили, вам надо быть уверенным, что различным группам окружающих вас людей вы представляете именно ту ее сторону, которая больше всего интересует не только вас, но и их.
Если вы хотите скорректировать свой имидж так, чтобы произвести хорошее впечатление и на вашего начальника, то вам прежде всего надо знать, чего он хочет в данный момент. Однако во всех случаях, в том числе и в последнем, вы должны показывать, что в основе вашего имиджа лежат только деловые качества, что вы можете позволить гордиться собой настолько, насколько это позволяют делать результаты вашей работы, и не более того. При этом желательно «показать товар лицом» -выставить себя и свои идеи в наиболее привлекательном виде и постараться дать знать об отличном качестве вашей работы и вашем высоком профессионализме. Для продвижения по службе или политического роста необходимо понять существующие тенденции в вашей компании, фирме, партии, чтобы своевременно воспринять большинство из них и адаптировать к ним свой имидж. Обратите внимание на то, какого плана люди продвигаются на первые роли.
Изменяя свой имидж в сторону большего профессионализма, следует иметь в виду, что он не моделируется по единому плану, для его создания нет одинаковых путей. Его следует создавать во многих направлениях. Для вашего руководства вы должны проецировать его как бы вверх, для коллег — в стороны, для рядового персонала - вниз, для широкой публики и клиентов - наружу, для себя — внутрь. Другими словами, вы обязаны приспосабливать свой имидж и к ситуации, и к участвующим в ней людям. Не ожидайте положительных результатов, если покажете своему шефу то же легкомысленное отношение к работе, которое вы можете позволить себе, к примеру, общаясь с друзьями.
Деловой имидж (как и всякий другой) следует строить на вашем искреннем «я». Основа его привлекательности для людей, с которыми вы встречаетесь, заключается в том, что они должны видеть вас настоящего, а не какую-то искусственную модификацию вашей личности. Вы, конечно, можете радикально изменить свой имидж, оторвать его от вашего естественного «я», но это будет продолжаться очень недолго. Вас выдадут непредусмотренные мелочи.
Если же вы создадите обновленный имидж на вашем истинном «я», тогда то новое, что увидят в вас люди, будет воспринято ими как расширение сути вашей личности. Они не посчитают такое неуместным, хотя и заметят перемены. Так что не бойтесь вносить в свой имидж изменения, которые необходимы в первую очередь. Помните только, что какой бы имидж вы ни старались явить окружающим, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. И самое главное, чтобы он основывался исключительно на лучших чертах вашей истинной личности.
Вопреки представлению, будто общий образ окончательно складывается по истечению довольно продолжительного времени, большинство людей составит о вас мнение в первые же минуты встречи и потом лишь немного будет корректировать его, узнавая о вас больше. По мере более глубокого узнавания первое впечатление может либо окрепнуть и утвердиться, либо напротив, развеяться.
Если оно окажется обманчивым, наступит разочарование, и уже никакой внешний блеск, учтивость и расточаемые любезности не спасут вашу репутацию.
Отсюда несложно сделать вывод, что при создании положительного делового имиджа необходимо твердо придерживаться установленных рамок выбранного вами образа и в конце концов заставить его стать неотъемлемой частью вашей внутренней сути. Поэтому стабильность такого имиджа должна постоянно поддерживаться всеми имеющимися средствами, и прежде всего созданием и сохранением своего доброго имени, профессиональной чести и политического кредо. Важно не только решить, какой имидж вы хотели бы обрести для себя и своей работы, но также быть последовательным в его повседневной демонстрации.
Построение делового имиджа предполагает наличие ясных целей такой работы. Создание его наугад может сработать на короткое время, но долгосрочного эффекта вы не получите, результат может оказаться даже неблагоприятным. Вам нужно создать имидж, который будет соответствовать не только вашей внутренней сути, но и долгосрочным политическим целям.
Основные формы выражения делового имиджа
Имидж, как и сама личность человека, весьма многогранен, поскольку в разных деловых ситуациях человек предстает перед окружающими в довольно несхожих ипостасях. Однако при всем своем различии эти ипостаси - лишь разные точки зрения на одну и ту же личность. В каждой конкретной ситуации и для разных групп людей деловой имидж должен быть им адекватен и складываться из возможно большего числа конкретных форм его выражения. Окружающим вас людям не безразлично, как вы смотритесь, в какой мере знаете и соблюдаете правила и условности делового этикета, владеете искусством устной и письменной речи, из каких этических принципов исходите в своей деятельности, как используете средства и приемы поведенческой техники и тактики, в какой мере проявляете заботу о собственном здоровье.
Таким образом, если говорить более обобщенно, то деловой имидж заключается в единстве всех указанных выше форм его выражения. Именно их гармоничное сочетание и постоянство проявления делают стабильным доверие и уважение к деловому человеку со стороны его коллег, партнеров и клиентов, создают у них уверенность в его компетентности, деловитости, моральной и физической надежности. Поэтому рассмотрим эти формы делового имиджа более подробно, и в первую очередь те из них, которые позволяют составить окружающим первое впечатление о вас.
Очень часто люди на каждую конкретную деятельность проецируют массу стереотипов, распространенных среди широкой публики. Известно, например, что клиентура всегда склонна видеть прямую связь внешнего вида с честностью и качеством обслуживания. Особенно это касается одежды, поскольку наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя через одежду. От того, как вы себя оденете, будет в значительной мере зависеть отношение к вам со стороны окружающих вас людей.
Одежда является как бы внешней формой выражения делового имиджа, она связана с характером и образом жизни человека. Поэтому очень важно убедиться, что одежда соответствует ситуации, иначе ваш имидж поблекнет, и никто не станет воспринимать вас всерьез.
Стиль одежды всегда должен соответствовать конкретной деловой ситуации. Если, например, вы будете постоянно придерживаться в одежде либо неофициального, либо официального стиля, независимо от ситуации, то ваши коллеги и клиенты будут не столь доверительны с вами, как могли бы. Простейший способ изменения вашего имиджа - снять пиджак. Если вы пришли на собра-
ние, а там все расслаблены и сидят в одних рубашках, не «цепляйтесь» за свой пиджак. Снимите его, и вы тут же станете частью коллектива.
Точно так же, если вам нужно выглядеть более официально, наденьте пиджак. Это особенно полезно знать женщинам, которые в отличие от мужчин не всегда находятся на работе в неизменном пиджаке. Но если они держат его под рукой, то могут мгновенно принять официальный вид.
Манеры поведения как форма выражения делового имиджа весьма существенно влияют на его создание. Однако ими нужно пользоваться умело, поскольку, если ваше поведение по отношению к разным людям одинаково, это не всегда пойдет вам на пользу. Например, если вы постоянно придерживаетесь веселого и напористого стиля поведения, это может сойти с вашими коллегами, но будет раздражать начальника или клиентов.
Хорошие манеры начинаются с понимания нужд других и стремления оказать им посильную помощь. Вы всегда должны адаптировать свой личный стиль поведения к различным группам людей и отдельным личностям, чтобы обеспечить их расположение. Если требуется смягчить ваше поведение, пойдите на это. Лучше приспособиться, чем потерять клиента или потерпеть неудачу в попытке добиться политического успеха.
Простая вежливость демонстрирует ваше понимание, что окружающие вас люди тоже ранимы и заслуживают уважения. Хорошие манеры по отношению к каждому, включая клиентов и широкую публику, жизненно необходимы. Ваш имидж может серьезно пострадать, если люди распознают в вас человека в целом грубого и вежливого только в определенных ситуациях. Большинство из них желает видеть перед собой не только специалиста, а прежде всего приятного и любезного человека. Лишь немногие из них попадают под влияние чистой логики аргумента. Не только то, что вы скажете, убедит людей, но и то, как это будет сказано.
Положительный образ в глазах окружающих людей во многом зависит от соблюдения Вами правил и условностей делового этикета. Благодаря наличию этой формы выражения делового имиджа Вы приобретете оттенок личного обаяния. Соблюдение правил этикета не является
чересчур обременительной обязанностью. Вам не придется круто ломать себя и вносить в свой характер радикальные изменения. Нужно лишь провести его небольшие «регулировки».
Практикой делового общения доказано, что никакая другая способность, которой может обладать деловой человек, не дает ему такого авторитета и возможности быстро сделать карьеру, как умение хорошо говорить и грамотно писать. Человек, обладающий этими качествами, всегда более авторитетен, чем тот, кто ими не обладает. Однако научиться хорошо говорить и грамотно писать - большое искусство. Оно требует мобилизации мышления, памяти, большого словарного запаса, всей духовной сферы и психологической устойчивости. Из всех форм выражения делового имиджа это, пожалуй, та, которая достигается с наибольшим трудом.
В деловом мире принято осмысливать свое поведение и заранее просчитывать его успех, исходя из ответной реакции на произведенные действия. Вот почему очень важно развивать в себе коммуникативную привлекательность, основанную на законах поведенческой стратегии, соблюдение которых является одной из важнейших форм выражения личного делового имиджа. Такая стратегия предполагает следование нормам деловой этики, соблюдение правил служебной субординации и требований культуры деловых взаимоотношений, а также учет этических и социально-психологических ситуационных особенностей.
Другой коммуникативной формой выражения делового имиджа является поведенческая техника, выражающаяся в умении использовать приемы и способы поведения, которые обеспечивают наибольший успех. К ним относится умение создавать благоприятный психологический климат деловой беседы или коммерческих переговоров, аргументировать свои высказывания, опровергать доводы оппонента и умело его выслушивать, защищаться от некорректных собеседников и партнеров, ставить вопросы и отвечать на них, использовать приемы психологической разрядки и т. п.
Однако использование этих приемов и способов поведенческой техники может не дать ожидаемого успеха, если не выбирать из них наиболее подходящие для данной деловой ситуации, т. е. если не овладеть искусством поведенческой тактики, которая, так же как поведенческие стратегия и техника, является важной коммуникативной формой выражения делового имиджа. Действительно, если не применять необходимую для данного случая тактику поведения, не учитывать психологические особенности собеседников и не уметь выбирать нужную форму поведения в конфликтных ситуациях, то рассчитывать на успех просто нереально.
Подобно тому, как привлекательный внешний вид, хорошие манеры, умение хорошо говорить и правильно вести себя в различных деловых ситуациях соответствуют представлениям об образе преуспевающего человека, так и правильно оборудованный и хорошо оформленный интерьер рабочего офиса способствует повышению делового статуса его хозяина, являясь как бы его своеобразной визитной карточкой. Это позволяет с полным основанием считать оборудование и оформление делового офиса одной из внешних форм выражения делового статуса любого солидного бизнесмена или политика.
Действительно, интерьер и оборудование офиса говорят о многом: о достатке фирмы, ее надежности и основательности, солидности политической партии. Поэтому при построении делового имиджа надо стремиться к тому, чтобы место, где вы принимаете людей, производило на них как можно лучшее впечатление, чтобы атмосфера этого места способствовала повышению
вашего делового статуса, а не снижала его.
У здорового и жизнерадостного человека всегда больше шансов
приобрести имидж привлекательной личности, излучающей обаяние и доброжелательность. Учитывая чрезвычайно напряженный характер труда в политической сфере и бизнесе, вряд ли стоит рассчитывать на успех человеку с плохим здоровьем. К тому же большинство бизнесменов и политиков практически всегда обращают внимание на физическое состояние своего партнера, чтобы быть уверенными не только в его финансовой и профессиональной, но и физической надежности. Поэтому вопросы здоровья имеют непосредственное отношение к формированию делового имиджа и их можно отнести к особой форме его выражения.
Такова наиболее общая характеристика основных форм выражения делового имиджа. Рассмотрим теперь их более обстоятельно и начнем с тех из них, которые позволяют окружающим людям составить первое впечатление о деловом человеке с позиций как его деловых, так и чисто человеческих качеств.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Внешний вид
Ведение любого дела - это прежде всего установление контактов, в которых, по подсчетам психологов, в 80 случаях из 100 свое отношение к другому человеку люди строят на основе первого впечатления, важнейшей составной частью которого является внешний вид. Поэтому в деловом мире требованиям к внешнему виду отводится весьма важное значение, поскольку именно от него в значительной мере зависит отношение со стороны окружающих. Клиенты, например, всегда склонны видеть прямую связь внешнего облика бизнесмена с его честностью и качеством обслуживания. Отсюда вполне логично заключить, что внешний вид - это одна из главных внешних форм выражения делового имиджа.
Особенности внешнего вида выступают у многих людей носителями определенной информации о человеке. Особенно большое влияние на восприятие человека оказывают его физические данные. В деловых отношениях следует учитывать, что у людей сфор-
мировались определенные стереотипы, в соответствии с которыми какая-либо особенность внешнего вида воспринимается ими как признак черты характера.
Впервые увиденного человека мы обычно пытаемся соотнести с определенным стереотипом, существующим в нашем сознании, произвольно приписываем ему некие черты, пытаясь свести неизвестное к известному. Приведем типичные оценки-штампы, которые связываются у людей с восприятием впервые увиденного человека.
Так, принято считать, что люди с квадратным подбородком -это люди волевые,' с большими лбами - интеллектуалы, с жесткими стоячими волосами - непокорные, с морщинками у глаз - дружелюбные. По представлениям многих пожилые мужчины более надежны, верны слову и опытнее молодых, женщины с сочными губами - сексуальны, а с тонкими - холодны, люди, носящие очки, - умные и т. п. Подобные стереотипы возникают обычно на основе простой ассоциации: люди, занимающиеся умственным трудом, портят глаза, следовательно, носят очки; те, кто чаще других улыбается, имеют морщинки у глаз и т. п.
Бытуют также стереотипы, связанные с формой лица. Сведения о них можно получить из физиогномики - науки о типах лица, об умении их читать, выявляя по их чертам скрытые характеристики личности. Все это позволяет «с ходу» ориентироваться в людях, а значит подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать возможные действия своих партнеров. В этой связи очень полезно знать основные физиономические типы лица.
Продолговатое:прямоугольник при ширине лба, примерно равной ширине подбородка. Это так называемый «аристократический» тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, нередко - о рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, им присуща ярко выраженная целеустремленность.
Треугольное:высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но короткий нос, глубоко посаженные глаза, небольшой и слегка выдвинутый вперед подбородок. Для обладателя такого лица присущи и высокая одаренность, и чувствительность. Вместе с тем такого человека отличают хитрость, неуживчивость, склонность к одиночеству.
Трапециевидное:широкий лоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, как правило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен; он не борец.
Женщины с таким лицом оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу общения.
Квадратное:суровый, мужественный, нередко бессердечный тип человека; как правило, тугодум, часто бывает грубым, настойчив. Яркая его черта - решительность. Такие люди прямолинейны и откровенны в общении, у них неутолимая жажда успеха. Хорошие исполнители, хотя сами настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с таким лицом стремятся доминировать во всем.
Круглое:добродушие, миролюбие, мягкость в характере человека. Такие люди нередко гуманны, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако честолюбие им не чуждо. Если у обладателя такого лица высокая переносица, выступающие скулы и «огненные» глаза - его считают целеустремленным; такой тип лица нередко встречается у лидеров и полководцев.
Эти сведения по физиогномике весьма полезны для ориентации в повседневном общении. Умелое снятие информации физиогномического характера со своего партнера по общению позволяет на уровне визуального контакта быстро сориентироваться в его качествах. В конечном итоге, это может помочь избрать оптимальную модель поведения, что так важно для создания положительного делового имиджа. Указанные обобщенные представления о людях нередко далеки от действительности, но поскольку они могут сформировать первое впечатление о человеке, их следует учитывать в процессе делового общения и особенно знакомства. Отсюда можно сделать вывод, что первое впечатление очень важно. Оно на первых порах делового общения является как бы визитной карточкой внешнего вида человека, отражающего его внутреннюю сущность.
При этом важно заметить, что внешний облик - это не только отражение внутреннего состояния человека и его отношения к окружающему. Внешнее, в свою очередь, влияет на внутреннее. Разве вы не замечали, что, когда на вас хороший костюм, а под ним ухоженное тело, вы увереннее входите в любой коллектив, смелее подходите к нужному человеку и сам стиль разговора становится иным?
Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов того, что мы в нем видим. Если человек не будет выгля-
деть прилично, люди не поверят, что он говорит что-то важное. И не надо в этом сомневаться: когда вы хорошо одеты, это возвышает вас в собственных глазах и придает уверенности.
Известно выражение «По одёжке встречают...». В нем очень точно подмечена роль одежды в социальном представлении человека. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих. Одежда выступает здесь как своеобразный инструмент общения, как средство воздействия на поведение и отношение других людей, поскольку в первую очередь о вас станут судить по внешнему виду, а лишь потом по вашему разговору, манерам поведения и интерьеру кабинета. Чисто и прилично одетый человек всегда внушает большее доверие, чем одетый кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. От того, как вы себя оденете, будет в значительной степени зависеть отношение к вам со стороны окружающих вас людей.
Предпринимательская деятельность также как и политическая предъявляет особые требования к одежде. Внешний облик ее участников - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального оппонента, партнера или клиента костюм человека служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени его солидности и надежности.
Как и у всякой профессиональной группы людей, у предпринимателей сложился определенный стереотип в отношении одежды. Посетив любую международную ярмарку или выставку, вы заметите, что большинство стендистов проявляют удивительное сходство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки или костюма. Любое политическое мероприятие также обнаруживает единство мнений в этом вопросе.
В настоящее время принято считаться с советами модельеров. Основополагающим принципом при составлении гардероба, по их мнению, должна стать универсальность одежды. Если в гардеробе много вещей, которыми редко пользуются, значит, гардероб составлен неправильно.
Не менее важное требование к одежде - ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует
о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде - аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо прилаженная одежда, мятый костюм или неглаженная рубашка рождают ощущение суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличия к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае вызывают ответную реакцию неодобрения или снисходительности.
Иностранные партнеры тщательно следят за деталями и придирчиво учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впечатление производят короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают белые икры человека, когда он сидит, закинув нога на ногу. Кстати, о безукоризненности носков особо следует позаботиться направляющимся в Японию, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом или ресторан.
Портят впечатление мятый, несвежий носовой платок, болтающаяся пуговица или привычка протирать очки концом галстука. Надо отбросить простодушную отечественную привычку дополнять пиджачную пару с галстуком босоножками, из которых выглядывают нитяные носки, избегать слишком пахучих одеколонов и лосьонов после бритья. Вообще, главное, к чему следует стремиться, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это непременно заставит партнера думать, что столь же подтянуты вы будете и в делах.
Определяя характер нашей одежды, следует постоянно помнить о тех людях, на восприятие которых мы рассчитываем. Излишняя яркость и пестрота, подчеркнутая экстравагантность создают впечатление нескромности, свидетельствуют о недостаточно развитом чувстве меры.
Наблюдение за миром деловых людей показывает, что в этот мир мода и утонченный вкус входят не так активно и быстро, как в быт. Бизнесмены и тем более политические деятели достаточно консервативны по отношению к моде, но тем не менее они строго придерживаются определенного уровня, отвечающего принятым в мире правилам в одежде, в значительной степени определяемого модой.
Слово «мода» происходит от латинского «модус» - мера, образ, вид, способ и означает господство в обществе в данный период определенных форм, касающихся различных сторон быта (главным образом одежды) и обусловленных национальными традициями, сложившимися вкусами, уровнем достигнутого экономического и общественного развития производства и бытовых потребностей. В основе моды лежит стремление к усовершенствованию внешних форм быта.
Мода в одежде характеризуется преобладанием определенных форм, образуемых длиной, шириной одежды, ее цветом или сочетанием цветов, расположением линии талии, формой рукавов и воротника, видом отделки, фактурой применяемых тканей.
Моду можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле - это мода сезона, т. е. новое в тканях, отделке, покрое, цвете и т. п., что появилось в сезоне данного года. В широком смысле моду можно трактовать как преобладание определенных силуэтов и форм одежды на протяжении более длительного периода - нескольких лет, а то и больше.
Мода в деловом мире не есть что-то обязательное для всех. Однако, если подавляющее большинство людей начинает носить одежду нового стиля, ваш консерватизм рискует оказаться смешным. В то же время слепое следование моде также нежелательно, поскольку в сверхмодно одетом человеке прослеживается желание казаться значимым, когда его истинное положение таковым не является.
Сверхмодное всегда бросается в глаза, и если такая одежда или, например, прическа используются деловым человеком без учета своих природных данных или не соответствуют ситуации, то это показатель не только отсутствия вкуса, но и некритического отношения к своему делу, свидетельство того, что такой человек на самом деле не тот, за кого он пытается себя выдать.
Красивая, гармоничная, модная в хорошем смысле одежда украшает, делает совершенней и привлекательней внешность, заставляет внутренне подтягиваться, вызывает стремление к аккуратности и чистоплотности. Поэтому отношение к красоте одежды как к чему-то ненужному и незначительному отражает устаревшие взгляды и может только помешать сделать жизнь красочной и яркой.
Мода должна соответствовать вашей индивидуальности. Платье и костюм зрительно меняют пропорции тела. Правильно подобранные фасон, цвет, каждая деталь смягчают физическое несовершенство и подчеркивают достоинства фигуры.
Но культура одежды не исчерпывается умением следить за модой. Красиво и изящно одеться человеку поможет его вкус, выражающийся в умении подобрать фасон, покрой и цвет одежды, которые соответствовали бы особенностям его фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года и назначению одежды.
Хороший вкус проявляется также в умении носить одежду, т. е. следить, чтобы туалет всегда находился в порядке, чтобы не было оторванных пуговиц, грязных пятен, стоптанных каблуков. Практика современных деловых отношений каждодневно доказывает, что со вкусом одетый предприниматель заключает гораздо больше выгодных сделок, чем тот бизнесмен, который безразличен к своему внешнему виду. Пренебрежительное отношение к одежде поставит крест и на политической карьере.
Существует известная поговорка «о вкусах не спорят», из которой часто делают поспешный и односторонний вывод, будто здесь царит полный произвол. На самом деле это не так. При оценке вкуса нужно всегда учитывать, во-первых, его уровень, т. е. степень развитости, а во-вторых, направленность и характер выраженного в нем чувства.
Вкус часто определяется как культура
чувств, на основании которой мы испытываем удовольствие от вида хорошо одетого человека. Развитое чувство вкуса предполагает умение реагировать на значительное количество деталей, различать даже еле заметные глазу оттенки цвета, изгиба линий, очертания форм, способность соотносить их друг с другом, улавливать их выразительность и воспринимать как единое целое.
Таковы общие требования к одежде делового человека. Рассмотрим теперь, какие конкретно требования предъявляются к одежде как делового мужчины, так и деловой женщины.
Культура одежды делового мужчины
Если вы спросите, что такое «деловой мужчина», вам вряд ли скажут что-то конкретное. Но если вы попросите описать, как он должен выглядеть, то подавляющее число ответов будет примерно начинаться так: «Это человек в костюме». Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятность, подтянутый вид, и многие другие факторы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его внешности практически единодушно и без запинки будет назван костюм.
И это действительно так. Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда настоящих мужчин - это, несомненно, костюм. Можно с уверенностью сказать, что он стал «рабочей одеждой» современного делового человека во всех странах мира.
В Англии, например, деловой мужчина наиболее уютно чувствует себя в строгом костюме-тройке. Американский — хотя и не считает жилет обязательной деталью своей одежды, но на ответственные встречи старается к черному костюму его надеть. В скандинавских странах считается нормой клубный пиджак и серые брюки днем и темный костюм - вечером. Для французов характерна более свободная и изысканная одежда, но важные деловые встречи и приемы они также предпочитают проводить в строгом черном костюме. Итальянцы, как и англичане надевают черный или белый костюм-тройку, иногда в сочетании с яркими ботинками. Деловой человек из арабских, африканских стран и государств Юго-Восточной Азии чаще всего ориентируются на западную моду, в которой строгий костюм занимает главенствующее место. У японцев и немцев обязательно ношение на работе костюмов даже в 30-градусную жару, а также введенной повсеместно удобной и красивой униформы для работающих.
Таким образом, в деловом мире наибольшей популярностью пользуется костюм. В нем можно появляться в любое время дня и в любом обществе. В рабочее время принято носить не слишком светлые костюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее.
Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску - наиболее распространенный тип костюма для каждого случая. Дело в
том, что иной раз трудно знать заранее, куда вас пригласят вечером и удастся ли вернуться в гостиницу или домой для того, чтобы переодеться.
Лучше всего в качестве «базовой модели» приобрести себе костюм на каждый день, т. е. костюм из материала неброского цвета в мелкую клетку или полоску, и другой костюм, более строгий, из материала темно-серого, темно-синего или черного цвета, в котором подобает присутствовать на мероприятиях праздничных или торжественных.
Если оба костюма умело подобрать по цвету, то в некоторых случаях их можно использовать, комбинируя один с другим. Эти два костюма может хорошо дополнить комбинированный костюм спортивного типа, на каждый день. Такой костюм теперь все чаще надевают на работу. Он состоит из брюк и пиджака, которые могут отличаться по цвету и рисунку, но должны гармонично дополнять друг друга. Так, к пиджаку в клетку или полоску лучше всего подходят однотонные брюки, а к брюкам в клетку или в полоску - однотонный пиджак.
Легкий костюм из хлопчатобумажной ткани или искусственного волокна для теплого времени года стал теперь непременным реквизитом мужского гардероба. Материал такого костюма может быть одноцветным либо с рисунком, светлых или темных тонов -это зависит от имеющихся в вашем распоряжении сорочек и туфель, которые должны гармонировать по цвету с костюмом.
Кстати, специально отметим, что модельерами разработаны цветовые сочетания всех основных элементов мужской одежды применительно к различным цветам костюма (см. таблицу).
Пользуясь данными таблицы, нужно учитывать, что любой цвет и его сочетания хороши применительно к конкретной внешности и ситуации. Так, полным не подходят светлые, так называемые «пастельные» тона, но если уж они используются, то желательно выбрать из них лишь «теплые» (например, оттенки слоновой кости), так как холодные светлые тона - синеватый, зеленоватый - оптически увеличивают фигуру. Черный цвет рекомендуется, как правило, для торжественных случаев. Он особенно идет светловолосым со свежей кожей. Черный цвет удачно сочетается и с другими цветами - белым, желтым, красным.
Однако контрасты хороши для молодых, а людям зрелого возраста лучше избегать подобных сочетаний. Коричневый цвет хорошо смотрится в шерстяных тканях, а его оттенки - шоколадный и каштановый - подходят к светлой коже. Зеленый цвет многими несправедливо отвергается, хотя его теплые оттенки - оливковый и липовый -неплохо освежают естественные краски лица. Желтый цвет очень из-
бирателен, он хорош для лета. Синий цвет более других подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он молодит в любом возрасте, ведь белый цвет - король всех цветов.
Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды
Костюм | Сорочка | Галстук | Ботинки | Носки |
Серый | Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости | Любого цвета | Черные | В тон галстуку |
Темно-серый | Белая, светло-розовая, слоновой кости | Красно-черный | Черные | Черные |
Темно-голубой | Белая, слоновой кости | Серо-красно-бордовый | Черные, темно- | Серые, бордо коричневые |
Темно-синий | Белая | Бело-красно-голубой | Черные | Темно-голубые, темно-бордовые |
Темно-зеленый | Слоновой кости | Красно-зелено-коричневый | Коричневые | Коричневые |
Костюм | Сорочка | Галстук | Ботинки | Носки |
Песочный | Светло-голубой | Темно-голубой | Светло-коричневые | Светло-голубые |
Светло-коричневый | Белая, розовая, табачная | Зеленый, бордовый, красно-черный | Кофейные, красно-коричневые | Бордо |
Темно-коричневый | Белая, бежевая, светло-розовая | Зелено-коричневый, красно-черный | Коричневые | Кофейные, бордо |
Черный | Белая | Серебристо-серый, красно-черный | Черные | Дымчатые, черные, темно-фиолетовые |
Для мужчин среднего роста и нормального телосложения ограничений в одежде не существует. Не надо только злоупотреблять отделкой и украшениями. Высоким, стройным идет одежда из двух частей и из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотрительности при выборе как материала, так и модели. В этом случае более
приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую полоску, расположенную вертикально.
Особо хочется обратить внимание на то, что в ансамбле мужской одежды велика роль сорочек. Можно иметь пару выходных костюмов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смотреться эффектно и свежо. Но при обязательном условии: иметь не менее дюжины различных сорочек. Чаще всего в деловом мире используется белая или светлая (голубая, бежевая, в темную или мелкую полоску, в чуть заметную клеточку) сорочка.
Сорочка всегда должна быть светлее самой темной нити в костюме. Пестрые и клетчатые обычно носятся без галстука. Если же с галстуком, то лучше - гладким. Сорочки спортивного типа застегиваются под горло.
Носить сорочки с короткими рукавами не следует, поскольку манжеты сорочки должны выступать из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. На все виды приемов рекомендуется надевать белую (не трикотажную) сорочку с крахмальным воротничком.
В костюме делового мужчины особая роль отводится галстуку. У англичан даже существует выражение: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но при этом у него должна быть дюжина галстуков.
Галстук почти всегда отражает вкус владельца. Иногда выбрать его очень трудно, поэтому рекомендуется наряду с пестрыми галстуками из шелка, искусственного шелка или искусственного волокна приобрести два-три шерстяных однотонных галстука, которые можно спокойно носить с любимым костюмом. Однако универсальными цветами для галстука был и остается малиновый и бордовый. Черный галстук надевается только в знак траура или, если это положено, к форменной одежде.
Выбор галстука зависит от цвета и рисунка ткани костюма, а также его фасона. К строгому деловому костюму подходят галстуки из натурального и искусственного шелка. «Бабочки» приняты только в официальных случаях. Они должны быть выдержаны в изысканных тонах. Бант прикалывают только к праздничным и строгим костюмам. Будет ли бант однотонным или пестрым, темным или светлым - это прежде всего зависит от назначения костюма.
К костюму из ткани в мелкий рисунок подходит любой галстук. Будет правильно взять к пестрому костюму однотонный галстук, если они гармонируют по тону. При этом надо следовать двум правилам. Либо подбирают галстук так, чтобы он был одного тона с костюмом, но светлее его или темнее, в результате чего цвет галстука и костюма будут дополнять друг друга, либо костюм и галстук должны быть контрастных тонов. Но этот контраст должен быть единственным в вашем туалете.
К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочке в полоску или клетку -однотонные, спокойной расцветки. С костюмами светлых тонов принято носить яркие галстуки. Сложнее подобрать галстук к костюму из тканей в полоску или клетку. В этом случае предпочтительнее галстуки однотонные, чуть светлее костюма.
Трудности возникают и в том случае, когда вы хотите надеть пестрый галстук к костюму из ткани также с пестрым рисунком. Общего правила, которого можно было бы придерживаться, здесь нет. Однако в этом случае следует иметь в виду, что рисунок костюма и галстука (например, полоска) не должен повторяться. И еще одна рекомендация - можно комбинировать два отличающихся друг от друга рисунка, но не более; в противном случае костюм (да и человек, который его носит) производит впечатление сшитого из кусков разных тканей и выглядит излишне вычурно.
Галстук лишь тогда галстук, когда он правильно завязан, а не болтается на шее, как веревка. Зажимы на галстуках не говорят о хорошем вкусе, и их не носят те, кто одевается со вкусом. В крайнем случае можно заколоть узел однотонного галстука булавкой.
Существуют всякого рода модные дополнения к костюму. Так, к праздничному темному костюму обязательны белая сорочка, черные туфли и черные носки. Из нагрудного кармана должен выглядывать уголок или краешек белого платка. К сугубо строгому костюму необходимо иметь шляпу и перчатки, которые в жаркую летнюю погоду можно держать в руке. Однако не следует слишком буквально истолковывать понятие «строгий костюм». В тридцатиградусную жару даже на дипломатических приемах иногда можно появляться в светлых костюмах.
К комбинированному костюму (серые в полоску брюки, черный пиджак) надевают белую сорочку с двойными манжетами (манжеты и воротничок должны быть накрахмалены), серый галстук, черные туфли и темные носки.
Комбинированный костюм почти вытеснил визитку, которая появилась в Англии в начале нашего столетия и долго служила образцом костюма для дневных официальных приемов. Характерными признаками такого костюма являются: длинный черный или темный сюртук с округлыми фалдами, брюки без отворотов, черный или темный жилет. К визитке полагаются черные туфли, белая сорочка с накрахмаленным воротничком и манжетами, серый или черно-белый галстук.
Днем на работе вполне приемлем костюм клубного стиля. Для несведущих поясним, что чаще всего это темно-синий пиджак с блестящими пуговицами. Настоящий клубный пиджак предполагает наличие эмблемы клуба на нагрудном кармашке справа. Если у вас эмблемы нет, не расстраивайтесь: ведь все прекрасно понимают, что ни в каком клубе вы не состоите. Требования к сорочкам и галстукам сохраняются. Брюки могут быть либо светлого тона, либо темнее пиджака. Можно одеться и так: белый верх, темный низ, т. е. если у вас светлый клубный пиджак, носить его лучше с темными брюками. Водолазки пытались «пролезть» в деловой стиль (они очень идут к клубным пиджакам), но они в нем не прижились. Водолазку лучше носить по выходным дням.
Весьма значительна в мужской одежде роль шляпы, которую носят преимущественно с пальто или плащом для защиты от холода. Шляпа всегда должна соответствовать верхней одежде. Шляпы весной и летом носят более светлые, осенью и зимой - темные. Не рекомендуется носить велюровые шляпы, а также черные шляпы к пальто и костюму не черного цвета.
Что касается обуви, то надо знать, что для строгих костюмов рекомендуется надевать туфли или ботинки темно-коричневого или черного цвета. Светло-коричневые или коричневые туфли совершенно не подходят к черному костюму, черные же туфли подходят к коричневому костюму. В летнее время к нетемному костюму можно надевать цветную обувь. На приемы нельзя надевать сандалеты или сандалии. Ботинки на толстой подошве, грубые спортивные ботинки и сандалеты подходят только к спортивной, но не к выходной одежде. Лакированные надеваются только к
смокингу.
Перчатки лучше всего иметь светло-коричневые, поскольку они подходят к темно-коричневому или серому зимнему пальто. Черные перчатки надевают только к совсем темному пальто. Надевая
праздничный костюм, лучше всего подобрать к нему матерчатые или кожаные перчатки нейтральных тонов.
К деловому костюму следует подобрать и соответствующее пальто. Пальто не приобретают так часто, как другие предметы одежды, хотя бы по чисто финансовым соображениям. Покупая пальто, помните, что «сей предмет» служит не только для вечерних выходов, но и предохраняет от дождя и снега.
У начинающего политика или средней руки бизнесмена должно быть в гардеробе по крайней мере два пальто. Одно пальто - из легкой ткани такого фасона, чтобы его было удобно носить каждый день и чтобы в холодную погоду к нему можно было пристегнуть теплую подстежку. Другое пальто - темного цвета - подойдет для любых торжеств и официальных встреч. При выборе и покупке костюма или пальто нужно не забывать простое, но мудрое правило: лучше и выгоднее иметь немного дорогих и разумно подобранных, приобретенных на долгое время вещей, чем покупать вещи дешевые.
Мужчина, который любит одеваться со вкусом, не станет выставлять напоказ ни дома, ни на улице свои подтяжки, даже если они узкие и вполне приличные по своему внешнему виду. Против подтяжек как таковых никто не возражает. Для мужчин, обладающих излишними накоплениями в области талии, они являются обязательной частью туалета. Однако появляться в общественном
месте в подтяжках, когда они не прикрыты пиджаком, считается неприличным.
Во внешнем облике делового мужчины не должно быть много украшений. Он может надеть перстень, но не на ту руку, на которой носит обручальное кольцо (оно, кстати, украшением не считается).
В наше время многие молодые предприниматели стали носить цепочки. И это вполне нормально, \ когда цепочку не видно и она но-J сится под рубашкой. Но когда fe^ цепочку носят поверх одежды, это считается дурным тоном, особенно если на ней висит нательный крест. Таковы основные требования к одежде, которые пунктуально соблюдаются деловыми людьми всего мира. Необходимо четко разбираться в подобного рода правилах, так как, находясь за рубежом, вам из вежливости придется приспосабливаться к действующему там от-
носительно костюма регламенту. Однако во всех случаях к своему рабочему гардеробу надо относиться самым серьезным образом. Не стоит рисковать своим профессиональным и политическим имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие починки. Не следует также приобретать одежду, выпадающую из стиля или не вписывающуюся в ту среду, где вам приходится бывать.
Вместе с тем не нужно стараться подавить окружающих богатством своего костюма, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности. В большинстве промышленно развитых стран тяжелые золотые перстни, цепочки и браслеты, бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука могут только зародить подозрение в вашей несерьезности.
Правда, есть регионы (например, арабский Восток), где не только допускается, но даже требуется от человека с положением демонстрация роскоши как наглядное свидетельство его процветания. Такими «признаками успеха» являются и платиновые зажигалки с монограммами, и часы с бриллиантами, и запонки с драгоценными камнями.
Конечно, даже самому удачливому нашему дельцу пока невозможно тягаться с нефтяными шейхами или китайскими миллионерами из Гонконга, а все попытки казаться похожими на них только вредят, так как имитация богатства считается в деловом мире тяжелым грехом.
Культура одежды деловой женщины
Для женщины, желающей добиться успеха в делах, очень важно помнить о своей внешности, более того, поставить ее на службу. Деловая женщина не может прийти на работу просто в брюках и кофточке. В брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках - не может, поскольку это одежда для дома. Деловая женщина никогда не придет на работу сильно декольтированная, в платье без рукавов или в майке и без чулок. Во всем мире основная форма женской одежды для работы - это костюм. Платье можно позволить себе только в жару и только однотонное.
В гардеробе деловой женщины должны быть две-три юбки, жакеты, две-три блузки. Менять туалеты желательно часто, ведь одна и та же вещь, надеваемая каждый день, надоедает и «гасит настроение». Деловую одежду отличают классический по-
крой и многофункциональность. Но тем не менее и здесь предназначением женской одежды было и остается подчеркивание личной незаурядности и элегантности. Женщина всегда обладает правом на оригинальность своей одежды и на свой стиль в ее ношении. Особенно ценен хороший вкус, который проявляется в умении подбирать для своей одежды ткани по структуре и расцветке. Так, худеньким женщинам лучше всего шить или покупать одежду из легких «торчащих» тканей или из тканей с большим ворсом. Полным, наоборот, пойдут тяжелые, «падающие» ткани. К тонким фигурам хорошо подходят ткани ярких расцветок с крупным рисунком, с поперечными или косыми полосами, в крупную клетку, а также однотонные светлые ткани (белые, голубые, желтые и т. д.) с различными блестящими оттенками. Женщинам, имеющим полную фигуру, больше идут ткани с мелким рисунком, продольными полосами и однотонные ткани темных расцветок (черные, коричневые, красные и т. п.). Такой подбор цветов и рисунков объясняется их световыми эффектами: в первом случае они как бы укрупняют фигуру, во втором - делают ее тоньше.
Особо хочется остановиться на критериях цветового решения, связанного с женской одеждой.
Ткани подбираются в зависимости от цвета и характера кожи, волос, лица женщины. Ткани пастельных оттенков подходят только к хорошему цвету лица и гладкой коже, не имеющей каких-либо изъянов, родинок и т. д. Голубой цвет идет блондинкам, обладающим ярким цветом лица. Для них также хороши розовый и оранжевый цвета, оттенки черного, белого, серого цветов. Рыжеволосым не идут розовый, оранжевый и желтый цвета. Им подходит коричневый с фиолетовым оттенком, зеленый или голубой цвета. Брюнеткам лучше носить платья ярких тонов (красного, черного, фиолетового и т. п.).
В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Так, если у вас черные пиджак и юбка, то следует иметь либо черные туфли, либо черную сумку. Таким образом, цвета должны подбираться так, чтобы подчеркнуть основной доминирующий цвет или контрастировать с ним. Удачны, например, такие сочетания: черный, серый и фиолетовый цвета; синий, серый и голубой; беж, коричневый и зеленый и т. п. Еще легче подобрать два тона, например, красный с черным, синий с белым, серым, голубым, желтым или малиновым.
Однако лучшими цветами делового платья считаются темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, умеренно синий и светло-синий.
В одежде делового стиля предпочтение отдается не только глад-коокрашенным тканям названных цветов, но и различным вариантам полосок и клеточек в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны геометрические, растительные или абстрактные рисунки.
В имидже деловой женщины имеются и другие ограничения. В частности, не нужно первой появляться на работе в остро модной одежде, носить брюки, если работаете среди мужчин, и вообще одеваться в мужском стиле. Лучше всего надевайте костюм или блузку с юбкой. Причем чрезмерно укорачивать юбку, повинуясь моде, не следует.
Также не следует носить вещи, чересчур подчеркивающие вашу привлекательность (облегающие свитеры, джинсы). Может получиться так, что мужчины, вместо того чтобы слушать вас на переговорах, будут рассматривать ваши достоинства. Кроме того, у них может сложиться впечатление, что вы в первую очередь предлагаете убедиться в красоте своей фигуры, а не в деловых качествах.
Туфли желательно носить простые на среднем каблуке, а чулки - телесного цвета. Пальто и плащ должны закрывать юбку или платье. В специальных случаях можно пользоваться спортивной одеждой хорошего качества.
Для женской деловой одежды подходит платье с жакетом в тон. Блузка или блайзер должны контрастировать с платьем, а свитер на работе, как уже отмечалось выше, вообще носить не принято.
Волосы делают лицо привлекательным не сами по себе (хотя и это важно), а в виде прически. Главное, что должна сознавать каждая женщина, - это то, что ее прическа все время должна быть в порядке. Поэтому остановимся на этом элементе оформления женской внешности более подробно.
Волосы деловой женщине лучше иметь средней длины - это значит, что они не должны напоминать прическу мальчика или мужскую прическу, но и не должны быть ниже плеч. Женщины с очень длинными волосами могут быть привлекательными, но в ущерб их служебному авторитету.
Женщины, как известно, красят волосы, чтобы выглядеть моложе и красивее. Что касается седины, то насколько она прибавляет солидности мужчине, настолько же отрицательно влияет на облик женщины.
В психологическом плане темные волосы женщины ассоциируются с властностью, светлые же способствуют ее популярности. Однако всякие эксперименты с волосами, особенно с цветом, снижают авторитет деловой женщины. Особенно нежелательно, окрашивать волосы в два тона (различные пряди) и более.
Для каждой женщины очень важен выбор прически; здесь действует ряд правил.
Первое правило.Прическа выбирается с учетом фигуры. Крупная и высокая женская фигура: средняя _ длина волос должна быть до мочки уха, увеличен их объем на височной части. Маленькая и полная фигура: ей пойдут волны или легкие кудри, уходящие в теменную зону. Маленькая и худенькая женщина: линия каре - короткий и удлиненный вариант, увеличенный объем волос около ушей и висков.
Второе правило.Прическа выбирается с
учетом типа лица. О том, какие существуют типы лица, говорилось ранее. Нет особых проблем с выбором прически для тех, у кого овальное лицо. К круглому лицу пойдет каре классического или романтического стиля. Женщине с квадратным лицом не следует открывать лоб, рекомендуется челкой прикрывать верхнюю часть лба.
Существуют корректировки отдельных частей лица. Так, длинный нос требует напуска волос, вздернутый - использовать кудри. Скошенный подбородок выправят зачесанные назад волосы или прическа с пробором.
Третье правило.При выборе прически следует принимать во внимание форму головы. Если заметно выражена теменная часть, то желательна стрижка, скрывающая объем теменной части. Если
скошена линия лба, то лучше всего длинные волосы в области челки.
Теперь несколько полезных советов по макияжу. Блондинкам, предпочитающим холодную гамму, рекомендуются розоватые, серые, сливовые и серо-голубые тени, бежевый или розовый тональный крем. Теплую гамму у блондинки создают каштановые или медные тени для век при золотисто-бежевом тоне лица. Остальной макияж сдержанный, помада может быть яркой.
Черноволосым женщинам не следует применять ярких и так называемых чистых цветов. Серые и розовые тени «смягчают» взгляд.
Каштановые оттенки волос нейтральны. Их отлив может быть теплым (коричневым и красноватым с желтым) или холодным (пепельно-каштановым). Если волосы медно-каштанового оттенка, а глаза цвета лесного ореха, то предпочтение следует отдавать светло-бежевому тону лица. Глаза подчеркиваются сочетанием теней коричневого и рыжеватого цветов или золотистого и цвета листвы. Румяна и губная помада в таком случае - медных и коричневато-оранжевых оттенков.
Если волосы пепельно-каштановые, а глаза карие, голубые, тон лица розовый. Макияж глаз — желто-каштановый с бежевато-ро-зовым.
Сегодняшняя мода напоминает моду семидесятых годов. Бледная губная помада коричнево-бронзового тона - на день, бордовая или красная - на вечер. К ней прилагается лак для ногтей такого же цвета. Популярны накладные ресницы, но очень аккуратно наложенные поверх своих. Брови тонкие, «арочной формы». Румяна используются редко и настолько скупо, что их почти не видно. Пудра тоже должна быть почти не заметна на лице. Если вы используете крем-пудру, то она должна быть на тон темнее, чем сухая.
Дадим еще ряд советов, полезных деловой женщине. Косметикой пользуйтесь в меру и не употребляйте броских цветов. Запах духов должен быть также едва заметен, но сами духи - дорогими и тонкими. Не следует смешивать разные украшения - например, цепочки, бусы в сочетании с брошкой. Сейчас многие молодые женщины и девушки надевают одновременно на одну руку золотые и серебряные кольца, что считается модным, хотя на самом деле свидетельствует об отсутствии вкуса.
Иногда женщины носят подследники с босоножками. Это не рекомендуется. Подследники существуют только для того, чтобы носить их с туфлями без чулок, но как известно, деловая женщина без чулок прийти на работу не может. Не следует также носить на работу лосины и легинсы. Эта одежда создана для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т. п., но не для работы.
А теперь о носовом платке. Где его нужно держать? Конечно, либо в кармашке, либо в сумочке, но никогда в рукаве платья или
кофточки.
Если вы носите очки, оправа должна быть средних размеров, пластмассовая или роговая. Брюнеткам рекомендуется подбирать оправу для очков в тон волосам, блондинкам и рыжеватым - избегать оправ, цвет которых хоть как-то напоминает цвет их волос. Лучшая оправа для них - коричневого цвета. Избегайте металлических оправ, а также темных и дымчатых очков. Они придают солидность деловой женщине, но отчасти лишают ее привлекательности.
И несколько слов об эффекте аксессуаров, поскольку есть немало женщин, не придающих им должного внимания. Вместе с тем благодаря аксессуарам, женщина всегда может придать своему облику шарм.
Цветной (но не цветастый) платочек, брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка - эти и другие нехитрые детали женского туалета придают ее внешнему виду индивидуальность, своеобразие. Стремление быть замеченной - глубинная потребность истинной женщины. Вот почему она постоянно изобретает средства для ее удовлетворения. И эффект аксессуаров — одно из таких средств.
Примечательно, что достижение данного эффекта не требует каких-то значительных материальных затрат. Сами аксессуары поддаются многочисленным комбинациям. Они прекрасно выполняют роль дополнительных деталей в создании личного имиджа.
У каждой деловой женщины при себе должны быть ручка и карандаш, причем желательно, чтобы ручка была с надежным золотым или позолоченным пером. Никогда не пишите дешевыми ручками и огрызками карандаша: эта, на первый взгляд, мелкая деталь может навсегда испортить вашу репутацию.
Незаменимым атрибутом должен стать атташе-кейс - кожаный, телесно-коричневый, простой, без ярких металлических украшений. Если женщина пользуется дамской сумочкой, то уж, конечно, кожаной и очень высокого качества (внутри сумочки должен быть полный порядок). Бумажник и кошелек приобретайте одного цвета, без узоров.
Одежда для приемов
Исторически сложилось так, что приемы играют очень важную роль в развитии деловых контактов. Они проводятся с целью их углубления и расширения, а также получения нужной информации в неофициальной обстановке. Таким образом, основным содержанием
приемов является не прием пищи и дегустация напитков,
а продолжение служебной или политической
деятельности, что заставляет к каждому
приему тщательно готовиться и прежде
всего обращать внимание на свою
одежду.
К одежде для приемов предъявляются более строгие требования, чем к повседневному деловому костюму. Ее выбор прежде всего определяется временем приема.
Так, на все виды приемов, которые начинаются до 20 часов, можно надевать костюм любого неяркого цвета, если только прием не устраивается по случаю национального праздника, в честь или от имени главы государства, главы правительства или министра. На приемы, устраиваемые по тем же поводам, но начинающиеся в 20 часов и позднее, рекомендуется надевать костюм черного или темного цвета.
Для вечерних приемов используются фрак и смокинг, которые ранее служили исключительно вечерним костюмом. К смокингу надевают белую мягкую сорочку, черный жилет и галстук-бабочку, черные туфли и темные носки. Смокинг (однобортный или двубортный) шьют из тонкого сукна с черными атласными отворотами; по швам брюк с внешней стороны проходит атласная тесьма - галун.
Если вечером надевают фрак, то к нему полагается белый жилет, а в торжественных случаях - черный. К фраку надевают также накрахмаленную или полунакрахмаленную манишку, белый галстук-бабочку (даже в случаях траура), лакированные туфли, черные носки. Как и у смокинга, отвороты у фрака из черного шелка, но на брюках вместо одного шелкового галуна - два.
Фрак и смокинг надевают в том случае, если в пригласительном билете указано «вечерний костюм». Если указано «малый вечерний туалет», это значит, что приглашенный должен прийти в смокинге; если у вас смокинга нет, то можно прийти в комбинированном вечернем костюме, но ни в коем случае нельзя появляться во фраке.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке ходят к знакомым, в ресторан, в кабинет на совещание, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с докладом. То же самое - во время танца. Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда. Расстегнуть пуговицы пиджака можно во время завтрака, ужина, обеда или сидя в кресле. Цвет мужских носков должен быть темнее цвета костюма, что создает переход от цвета костюма к цвету обуви. Темно-синий, темно-серый, черный - наиболее подходящие цвета для носков. Необходимо заметить, что носки в полоску или клетку не подходят к вечернему костюму.
И е
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 3172;