WJICllllUjr ПП JTUiri QVLJ-ltilbW 1 страница

он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это значит, что он чувствует, как вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаски­рованным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением к носу.

Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на не­рвных окончаниях носа, и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с истиранием века,выз­ван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда собеседника, которому говорят неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще в пол.

Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. По­этому некоторые люди оттягивают воротничок, ког­да лгут или подозревают, что их обман раскрыт.

Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заста­вит обманщика отказаться от продолжения сво­ей хитрой игры.

В процессе делового общения очень полез­но следить за положением плеч, рук и голо­вы собеседника, поскольку это дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жесты почти не фикси­руются сознанием, но имеют в процессе об­щения очень большое значение, так как го­раздо лучше слов передают истинные мысли и настроения. Наиболее характерные позы с Итак,

я Вас слушаю...

использованием этих частей нашего тела пока­заны на приводимых ниже рисунках.

Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаб­лен. Человек, стоящий перед большой груп­пой людей и намеревающийся сделать какое-то сообщение или доклад, может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая за положением плеч и голов слушателей. Чем более негативно на­строена и напряжена аудитория, чем отрица­тельнее и враждебнее настроена очередь или другая группа людей, тем больше там подня- -тых плеч и опущенных уголков рта.

Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлет­воренность, страх, неуверенность.

Склоненная набок голова может свидетельствовать об ин­тересе, любопытстве и, возможно, о флирте.

Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии чело­века. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы на­зываем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без осо­бых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посы­лать двойные сигналы, и линия, соединяю­щая голову и ступни, становится ломаной. Приведем некоторые примеры однозначных сигналов.

Человек, контролирующий ситуацию и го­ворящий то, что думает, обычно принимает позу, изображенную на рис. А. Это может быть докладчик, метрдотель, стюард, администратор в гостинице или торговец; он контролирует об­становку, знает дело, получает удовольствие от

работы и не имеет каких-либо скрытых намерений. Человек, кото­рый стремится добиться от других подчинения, хочет давать ука­зания типа: «Ну, достаточно, прекращайте!» и не собирается скры­вать своих намерений, будет тяготеть к позе, изображенной на рис. Б. Это может быть руководитель, явно настроенный провести в жизнь свое решение, или работник сервиса, который решительным тоном просит о чем-то клиентов (пассажиров).

Человек на рис. В. находится в оборонительной позиции: «Я настаиваю на том, чтобы за мной сохранили это место» или «Нет, спасибо, я ни при каких обстоятельствах не буду изменять свое решение». Это положение тела также выражает явное гпптветствие между мыслями и словами.

В тех случаях, когда имеет место явное рас­хождение между мыслями и словами, тело по­сылает действенные сигналы, что можно видеть на примере показанных ниже поз.

Позу «Г» может принять флиртующая, ко­кетливая женщина или смущенный и неуве­ренный человек. Смысл сообщения здесь на­ходится в подтексте, между строк.

Поза «Д» свойственна человеку, который кого-то дружески обнимает и целует в щеку, неосознанно отодвигая назад нижнюю часть тела, чтобы проде­монстрировать, что за этим теле­сным контактом не кроется ниче­го, кроме дружбы. Такую позу мож­но увидеть на танцах, особенно у жен­щин. Ее же принимает официант, стре­мящийся выказать преувеличенную почтитель­ность. Она типична для учеников и служащих, вежливо стоящих в дверях комнаты начальника % и почтительно докладывающих о своем деле.

Если клиент, отказывающийся на словах от услуг продавца или работника сервиса, находит­ся в позе «Д», с ним все равно будут вести пе­реговоры.

Гораздо труднее это сделать, если его осанка на- •—— поминает осанку на рис. В.

Человек, стесняющийся своего высокого роста, ходит на низких каблуках и сутулится, как это показа­но на рис. Е. Особенно это касается женщин и молодых людей.

Подростки также сильно сутулятся. Из-за это­го окружающие считают их порой ленивыми и медлительными, что далеко не всегда верно. Просто в переходном возрасте в мозгу и теле человека происходит столько всего, что ему очень трудно с этим совладать.

Положение тела на рис. Ж характерно для людей маленького роста, которые ста­раются казаться повыше. Они как бы на­дуваются, желая сказать: «А вот и я, вы видите, какая я важная персона!» Эту позу часто принимают руководители низшего зве­на, любующиеся собой и всеми силами жела­ющие убедить мир в том, как важна их должность. Телодвижения фиксируются в походке. Она, по сло­вам Бальзака, - «физиономия тела». Ее составляющи­ми являются: ритм, динамика шага, амплитуда перено­са тела при движении, масса тела. Эти показатели про­являются у разных людей по-разному. По походке можно су­дить о самочувствии человека, его характере и возрасте.

Для овладения навыками «прочтения» походок укажем на их характерные виды и поясним, что каждая из них означает.

1. Озабоченный человек - ходит в позе «мыслителя:! голова опущена, руки сцеплены за спиной.

2. Человек, находящийся в угнетенном состоянии, -руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит вниз.

3. Уверенный человек - ходит быстро, разма­хивая руками, имеет ясную цель и намерен ее ре­ализовать.

4. Заносчивый человек - высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энер­гично, ноги словно деревянные, стиль - «выша-гивание лидера».

Из указанных видов походок для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека.

Существенно проигрывает имидж, когда человек ведет себя при ходьбе неестественно, стремясь выгля­деть более солидно. При этом он теряет себя в глазах окружающих не меньше, чем при демонстрации дурных привычек. Быть естественным - одно из главных условий

формирования делового имиджа, ведь имен­но наигранность, попытка выглядеть иначе, чем это присуще вашему внутреннему «я», наиболее заметны со стороны.

Походка не должна быть вялой или шаркающей. Не стоит вдаваться также и в другую крайность - делать размашис­тые движения руками и широкие шаги. «Широкая» походка - это еще не при­знак уверенности, а расслабленная ковы­ляющая поступь - не атрибут высокого об­щественного положения. Наилучший вари­ант - размеренные движения, прямая осан­ка. Правильная осанка создает впечатление уверенности. К тому же она делает любого че­ловека стройнее. И, наоборот, если у вас плохая осан­ка, вы производите впечатление расхлябанного, несобранного и неуверенного в себе человека. Поэтому, чтобы создать о себе бо­лее благоприятное внешнее впечатление у окружающих, ваша осан­ка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спина расправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.

Мимика

Установление доверительного контакта с собеседником зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим. Поэтому особое внимание нужно обращать не только на манеры и позы собеседника, но и на его мимику, т. е. выразитель­ные движения мышц лица, которые являются одной из форм про­явления тех или иных чувств и настроений.

Наблюдения за мимикой собеседника позволяют более точно определить его позицию. «Читая» его лицо, мы осуществляем связь, которая играет главную роль в целостном процессе делового вза­имодействия, а совокупность мимических движений - важная со­ставная часть такой связи. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорим - с одобрением или враждебно, открыт собесед­ник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

В мимике первостепенное значение отводится глазам. С их помо­щью передаются самые точные и открытые из всех сигналов челове­ческой коммуникации. Поэтому очень важно во время делового раз­говора контролировать свой взгляд. Для того чтобы построить хоро-

шие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом рколо 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 времени общения, редко пользуется доверием.

Ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собе­седника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и собеседник бу­дет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при усло­вии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз. Этим вы сможете контролировать ход беседы.

Если искушенные собеседники и в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то уж никто не спосо­бен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым честнейшим образом пе­редают информацию о вашей реакции на услышанное.

Когда чел овец радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сокращаются. Поэтому; когда вы разговариваете с вашими партнерами или кли­ентами или ведете переговоры, научитесь смотреть в их зрачки. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие купцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его расширяются.

Глаза обладают особым свойством самопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может осуществлять сильное психологи­ческое давление.

Восторженный взгляд девушки, адресованный молодому чело­веку, окрыляет его, пробуждает в нем желание совершить что-то героическое. А как сильны в своем искусстве привлекать глазами мужчин наши девушки и женщины!

Вообще взгляд является наиболее естественным средством не­речевого общения. Он может говорить о многом, что видно из нижеприводимой таблицы.

В мимике очень важно положение губ, поскольку они - молча­ливые источники эмоциональной информации. Растянутые в улыбке губы - показатель радости и дружелюбия. Плотно сжатые губы -показатель замкнутости, изогнутые - сомнение или сарказм. Опу­щенные уголки рта - свидетельство того, что человек расстроен. С помощью глаз и губ можно отработать различные варианты мимики, которые показаны на рисунке.

ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ, ИХ   ТРАКТОВКА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ  
Взгляд и сопутст­вующие движения   Трактовка   Необходимо  
Подъем головы и взгляд вверх   Подожди минуту, подумаю   Контакт прервать  
Движение головой и насупленные брови   Не понял, повтори   Контакт усилить  
Улыбка, возможно, легкий наклон головы   Понимаю, мне нечего добавить   Контакт продолжить  
Ритмичное кивание головой   Ясно, понял, что тебе нужно   Контакт продолжить  
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику   Хочу подчинить себе   Действовать по обстановке  
Взгляд в сторону   Пренебрежение   Уйти от контакта  
Взгляд в пол   Страх и желание уйти   Уйти от контакта  

По выражению лица можно «прочесть» определенное чувство или состояние души. Для создания благоприятного впечатления на окружающих более всего подходят лица, на которых запечатлена улыбка.

Улыбка в создании привлекательного личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на до­верительные и дружелюбные отношения при об­суждении тому, кто ее использует.

Когда люди улыбаются, их лицо дела­ется несравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, в лице появляется то, что называется его красотою.

Существует непосредственная связь между душевным и физическим со­стоянием человека и его улыбкой. ' Если у вас на душе скверно - улыб­ка будет выглядеть страдальческой. Если вам хорошо — улыбка будет ра­достной. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие привет­ливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. В жизни всегда хватает проблем.

С меньшими душевными и физическими потерями их преодолева­ют те люди, которые умеют улыбаться.

Приятная улыбка - одна из самых больших ценностей, кото­рыми обладает человек. Улыбка - это не просто движение губ. Она исходит из самых глубин вашей души и должна быть искренней. Когда вы улыбаетесь от всей души, это видно по вашим глазам. Теплая, дружественная улыбка открывает многие двери.

Невербальный язык разных народов

Встречаясь с иностранцами или посещая другие страны, деловому человеку следует знать существующие там значения мимики, жес­тов и поз. Легкомысленное использование обычных для нас жес­тов может привести к самым неожиданным последствиям. Усугуб­ляет положение также и тот факт, что нередко одно и то же вы­разительное движение или жест у разных народов может иметь совершенно различное значение.

Так, жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропа­жу или неудачу, у хорвата означает успех и удовольствие. Если в Голландии вы повертите указательным пальцем у виска, подразу­мевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означа­ет, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, ев­ропеец показывает рукой на грудь, а японец - на нос.

В некоторых странах Африки смех - это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья.

Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончика­ми пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя пока­зывать два пальца (по вашему разумению - два кофе) - это жес­токое оскорбление, подобное плевку в лицо.

Самый древний жест - «рога»: мизинец и указательный паль­цы выдвинуты вперед, а безымянный и средний пальцы загнуты. Происхождение этого жеста датируется примерно VI—IV тысяче­летием до нашей эры. Его изображение можно встретить в пещер­ных рисунках, на фресках в гробницах этрусков, населявших тер­риторию современной Италии. Утверждают, что в те времена этот жест использовался для отпугивания злых духов.

Со временем старое значение сменилось новым, связанным глав­ным образом с изменой в браке. Показывая «рога» собеседнику, вы обзываете его рогоносцем. Хотя этот жест понятен многим на­родам Европы, все же на других континентах им нужно пользо­ваться очень осторожно, поскольку его могут понять иначе.

Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.

Образовав колечко из большого и указательного пальцев, аме­риканцы и представители многих других народов со­общают нам, что их дела «о'кей». Но этот же жест в Японии используют в разгово­ре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии служит знаком отмашки, а на Мальте им ха­рактеризуют человека с извращенны­ми половыми инстинктами.

В процессе общения представите­ли разных народов кивают головами. У одних народов это является знаком согласия, а у других (например, у бол­гар) он служит знаком отрицания. У японцев вертикальное быстрое движение головой скорее означает «я внимательно вас слушаю», но не обязательно согласие. По это­му поводу иностранцы иногда жалуются: «Как же так, все время мой партнер утвердительно кивал голо­вой, а как дошло до заключения сделки, оказалось, что он со мной не согласен».

Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то иде­ей. Но то же самое в Англии будет расценено как выражение скеп­тицизма.

Француз или итальянец, если считает какую-либо идею глупой, выразительно стучит по своей голове. Немец, шлепая себя ладо­нью по лбу, как бы этим говорит: «Да ты с ума сошел». А брита­нец или испанец этим же жестом показывает, как он доволен со­бой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил ваш ум. Палец же в сторону указывает на то, что у вас «не все в порядке с головой».

Наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда фран­цуз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подно­сит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если же он потирает указательным пальцем ос­нование носа, то это означает, что он предупреждает: «Здесь что-то нечисто», «Осторожно», «Этим людям нельзя доверять».

Постукивание указательным пальцем по носу у итальянцев оз­начает: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют».

Но этот же самый жест в Голландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», в Англии - конспирацию и секретность.

Движение пальца из стороны в сторону в США, Италии может означать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Голландии этот жест означает отказ. Если надо жестом сопроводить выговор, указательным пальцем водят из сто­роны в сторону около головы.

Мы в общении не придаем особого значения левой или правой руке. Но будьте осторожны на Ближнем Востоке: не вздумайте кому-либо протянуть деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.

Вообще в любой культуре жесты неискренности связаны с ле­вой рукой, тогда как правая рука у нас «окультурена», она делает то, что надо, а левая - то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому если в разговоре с вами ваш собеседник же­стикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он го­ворит не то, что думает, или просто негативно относится к про­исходящему. Надо сменить тему разговора или вообще его пре­рвать.

Иногда даже незначительное изменение жеста может совершен­но изменить его значение. Так в Англии случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседни­ку, это ужасное оскорбление, а если ладонь повернута к себе, то это первая буква слова «victory» (победа). Мы часто видели, как этим жестом выражали свою радость известные политики, а также по­мним лес взметнувшихся «V» над головами приветствующих их сто­ронников.

Обычай приветствовать друг дру­га существует у всех народов, однако формы его проявления могут очень сильно различаться. Например, ан­гличане, когда встречаются впер­вые, пожимают друг другу руку. Это относится и к прощанию навсегда. В ос­тальных случаях они вполне обходятся без рукопожатий. Как формы приветствия поцелуи и объятия в английском общении встречаются крайне редко.

По сравнению с англичанами американцы более общительны. Это способствует легкости знакомства и непринужденности привет­ствий, когда помимо дружеского рукопожатия вполне уместно по­хлопать знакомого или не очень знакомого по плечу.

В Чехии после традиционного приветствия: «Здравствуйте! Как поживаете? Как здоровье? Как дела?» в ответ слышат сплошные сетования на сложности в делах, на заботы и трудности. Создает­ся впечатление, что у собеседников дела обстоят плохо. Однако это не так. Просто чехи при встрече не говорят, что жизнь идет хорошо, а предпочитают жаловаться на нее, хотя это говорится бодрым тоном. Они как бы гор­дятся трудностями и заботами, по­скольку по их понятиям беззаботно живут лишь бездельники.

В Японии рукопожатия не при­няты, поскольку японцы считают этот жест инородным. Особенно он неприемлем для женщин. И ес­ли японцы замечают обмениваю­щихся рукопожатием женщин, у них о таких женщинах складыва­ется самое неблагоприятное мне­ние. Такое неприятие рукопожа­тия в Японии ученые объясняют двумя причинами. Во-первых, японцы избегают пристального прямого взгляда, который при ру­копожатии неизбежен, и, во-вто­рых, им не нравится манера прика­саться друг к другу.

В Корее рукопожатие используется при встречах со знакомыми, а также при знакомстве и на официальных встречах. Признаком уважения при этом является по­жатие руки партнера двумя руками, которое сопровождается лег­ким и довольно продолжительным ее встряхиванием. Пожатие одной рукой и поддерживание пожимаемой руки второй рукой под локоть также является знаком уважения, однако носит покрови­тельственный оттенок. Протягивание одной руки для приветствия также является выражением вежливости, но означает, что протя­нувший руку считает статус того, кого приветствует, ниже своего.

При пренебрежительном отношении к собеседнику руку в Ко­рее протягивать для приветствия не принято. Похлопывание по плечу там может выражать пренебрежение в форме покровитель-

ства, хотя в целом свидетельствует об одобрении. При приветствии кореец, выказывающий уважение, подобно японцу, наклоняется, сгибаясь в пояснице, что дает возможность придать направленность взгляду «снизу вверх» независимо от роста.

Арабы при встрече помимо рукопожатия дотрагиваются ладо­нью до своего лба и делают небольшой поклон. Встречаясь после долгой разлуки, они обнимаются и целуют плечи друг другу, а если хотят показать свою близость, то еще долго не отнимают руки. При рукопожатии арабы в глаза друг другу не смотрят, ибо это счита­ется у них признаком плохого тона. Пожилые люди, желая выра­зить свое уважение собеседнику, после рукопожатия целуют свою ладонь, прежде чем дотронуться ею до лба.

Если встречаются два знакомых араба, то они приветствуют друг друга словами: «Мир вам!» или «Мир вам, изобилие и милость Божья!» Будет невежливо, если приветствующий скажет: «Мир тебе», поскольку обязательный ответ на приветствие будет «И вам мир!» Если араб встречается с группой людей, его приветствие должно быть обращено ко всей группе одновременно, но рукопо­жатием он обменивается лишь с двумя-тремя наиболее почтенны­ми людьми. Ответ на приветствие произносит каждый. В том слу­чае, когда приветствие передается через кого-либо, получивший его должен ответить: «И тебе, и ему, и вам мир!».

Рассмотрим теперь некоторые жесты, которые приняты в евро­пейских странах, но несколько отличаются по значению от приня­тых у нас.

Мы привыкли считать, загибая пальцы начиная с мизинца. В Европе при счете пальцы левой выбрасываются из центра ладо­ни в сторону. Если в счете принимают участие обе руки, то указа­тельным пальцем правой руки отводят от центра ладони в сторону сначала мизинец, затем по порядку другие пальцы. Если счет ве­дется одной рукой, то первым в сторону выбрасывается большой палец, затем указательный и т. д.

Поднятая правая рука на уровне плеча или головы означает приглашение официанта. То же значение имеет пощелкивание боль­шим и средним пальцами - жест, который у нас считается оскор­бительным. Такую же негативную реакцию у нас вызывает еще один жест приглашения официанта, принятый на Западе, - когда его подзывают, сгибая указательный палец.

Если в наших учебных заведениях готовый отвечать ученик или студент тянет руку, то в европейских школах поднимают указатель­ный палец правой руки. Если же по окончании лекции в вузах Герма­нии вы услышите стук кулаков по столам, то это не обструкция пре­подавателю, а благодарность за хорошо прочитанную лекцию.

Свои жесты, которые могут озадачить или обмануть иностран­ца, существуют у арабов. В частности, первое, что привлекает ино­странцев в Ливане, это жест отрицания: короткое резкое движе­ние головой назад, поднятые подбородок и брови, цоканье языком. Человеку, не владеющему арабским языком, придется столкнуть­ся и с выражением недоумения: покачивание головой из стороны в сторону, брови высоко подняты, рот полуоткрыт.

Если араб недоволен словами собеседника, он может показать это следующим образом: одежда на уровне груди подергивается большими и указательными пальцами обеих рук, остальные паль­цы слегка согнуты и отведены в сторону. А когда араб возмущен, то у него согнутые в локтях руки с раскрытыми и направленными от себя ладонями резко поднимаются вверх по обе стороны лица, брови подняты. Вращательное движение кистью или кистями обе­их рук при полураскрытых ладонях выражает озадаченность или досаду. Освобождение или отказ от неприятного дела обозначает­ся «очищением» ладоней одна о другую, при этом руки согнуты в локтях.

Если араб просит собеседника проявить внимание, замолчать или подождать, он это выражает так: ладонь выворачивается вверх, пальцы складываются щепотью, их кончики направлены в сторо­ну собеседника, рука движется сверху вниз. Используется и дру­гой жест, призывающий к вниманию: согнутая в локте рука при­поднимается сбоку немного выше головы, ладонь обращена к вис­ку и полураскрыта. Когда указательные пальцы ребром трутся друг о друга, а остальные пальцы загнуты, то это означает дружбу, равенство или сходство.

Если в беседе араб доволен удачной фразой говорящего, он хлопает вытянутыми пальцами по его подставленной ладони. При выражении горя араб сбрасывает головной убор на землю, а его направленная в лицо рука с расставленными пальцами является жестом проклятия.

Направляющемуся на Ближний Восток иностранцу следует иметь в виду, что приглашение приблизиться обозначается так: вытянутая вперед рука обращена ладонью вниз, пальцы делают как бы скребущие по воздуху движения. Издалека этот жест может быть воспринят в противоположном смысле - как требование уда­литься. Приказ предъявить документы обозначается ударом реб­ром ладони по сгибу другой у локтя.

У народов различных культур существуют разные представле­ния об оптимальных расстояниях между собеседниками. Например, русские при деловых беседах подходят ближе друг к другу, чем американцы. Иначе говоря, социальная дистанция для русских








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 397;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.