Социальные функции преступности

Можно говорить о нескольких социальных функциях, которые выполняет преступность внутри цивилизационной системы. С антропосоциологической точки зрения преступления как разновидность социальной деятельности позволяют определенным категориям индивидов реализовывать свои трансгрессивные наклонности. Внутри социального пространства всегда существуют возможности для разнообразных проявлений трансгрессивных наклонностей: путешествия, спорт, политика, сфера экономической конкуренции, наука, разные формы творческой деятельности. Но одновременно существует и область трансгрессивного резерва или ценностного арьергарда с набором видов деятельности для тех, кто не нашел себя в позитивных, созидательных занятиях. Движимые потребностями в самоутверждении, жаждой острых ощущений, духом авантюризма, меркантильными побуждениями или избытком агрессивности, они преодолевают порог, разделяющий морально-правовую и криминальную области, и устремляются от дозволенного к запретному, переходят от законопослушного поведения к противоправному.

Далее, у преступлений есть свойство испытывать прочность, крепость и надежность нормативно-ценностных структур цивилизации. Они заставляют социальное "тело" цивилизации постоянно заниматься укреплением своих "мускулов", регулярно совершенствовать и поддерживать в рабочем и боевом состоянии средства сдерживания и блокирования деструктивного напора. Поскольку этот напор идет изнутри и по множеству самых разных направлений, то в социальном пространстве, по существу, не остается ни одного участка, застрахованного от опасности криминализации. Таким образом, преступность выполняет по отношению к цивилизационной системе, вынужденной заботиться о своем самосохранении и саморазвитии, мобилизационную функцию, не позволяющую цивилизационным субъектам полностью погрузиться в состояние благодушия, эйфории и забыть о существовании опасного внутреннего противника.

В контексте макросоциологических констатации следует сказать и о способности преступлений обозначать недолжные, отклоняющиеся, гибельные линии вероятностного развития цивилизации. Общество предлагает субъектам множество разнообразных вариантов социальных действий. При этом оно стремится, чтобы самые вредоносные из них были выбракованы, а наиболее конструктивные оказались на переднем плане. Но для подобной выбраковки необходимо обладать достоверной информацией о злокачественности неприемлемых моделей социальной деятельности. В этом смысле преступность помогает маркировать такие модели и выставлять их перед общественным сознанием во всей их отталкивающей наготе.

Одновременно она обозначает и обнаруживает нежелательные, но вместе с тем реальные возможности трансформаций самой цивилизации, если она уступит напору агрессивной криминальной социосферы. Фигура преступника в этой ситуации становится своеобразным олицетворением той угрожающей опасности, которая подстерегает цивилизованный мир, если он не найдет оптимальных путей и средств разрешения существующих противоречий социально-исторического процесса. Надеяться на то, что когда-нибудь человечество сможет полностью избавиться от делинквентных форм поведения, вряд ли приходится. Когда-то Достоевский заявил устами главного героя своих "Записок из подполья", что человек никогда не откажется от возможностей учинять разрушения и хаос. Потребность отклоняться от норм, нарушать запреты, как это демонстрирует библейская мифологема грехопадения прародителей, укоренена в самой человеческой природе. Задача заключается не в том, чтобы избавиться от этой потребности, а в том, чтобы создавать необходимые социальные условия и предпосылки для ее трансформаций в цивилизованные, культурные формы.

Возникающие на различных исторических этапах тенденции к делинквентности приобретают массовый характер, что это не может не привести к процессам дезорганизации общества как социального целого. Социально-профилактическая деятельность в широком смысле слова ставит своей целью выявления, устранения и нейтрализации причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления — в частности делинкветного поведения. Она представляет собой систему социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством и обществом для того, чтобы устранить указанные причины, способствовать формированию правомерного, высоконравственного поведения граждан.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 811;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.