Средства и приемы композиционного построения
Функции товарных знаков осуществляются через изображение знака и его логотип. Соответствие изображения товарного знака предъявляемым требованиям достигается с помощью средств композиции, т.е. через организацию формы и расположение структурных составляющих знака относительно друг друга.
Это положение является аксиомой, однако в практике проектирования товарных знаков оно используется в неполной мере. Это объясняется главным образом тем, что имеющиеся в литературе сведения по методике композиционных построений товарных знаков отрывочны и не систематизированны.
Являясь творческим процессом, проектирование товарных знаков базируется на научно обоснованных закономерностях зрительного восприятия и композиционного построения. Образно-пластичная выразительность проектируемого знака зависит от количества композиционных связей и характера взаимоотношений между структурными единицами изображения знака. Форма знака является синтезом точек, линей и пятен, формообразующие свойства которых определяются их визуальными характеристиками - величиной, пропорциями, членением на части, размещением на плоскости изображения. В процессе проектирования дизайнер использует эти средства построения формы, как формальные элементы структуры знака, но через композиционное построение они помогают создать форму, передающую семантичную и эстетическую информацию. Использование обоснованных средств и приемов композиции при проектировании товарных знаков в конечном счете помогает манипулировать зрительным восприятием и эмоциями потребителей.
Основополагающий принцип единства формы и содержания для товарного знака означает, прежде всего, наиболее полное раскрытие через художественную форму свойств, выделяющих на рынке фирму и её товар.
При выборе и использовании приемов композиции необходимо стремиться к созданию выразительной формы, обладающей достаточной силой воздействия. Недостаточно выразительные формы не оказывают планируемого психологического воздействия на потребителя. То же можно сказать о композиции знака, в которой трудно определить закономерность в расположении элементов и слабо проявляются композиционные связи. Только через закономерности композиции и гармонию линий, пятен, цвета можно отыскать в памяти человека образы, накопленные жизненным опытом и вызывающие определённые чувственные реакции.
Важным признаком композиционного построения изображения является его целостность, т.е. зрительное объединение всех элементов изображения в одно целое. Целостность отражает внутренние единство композиции. Визуально целостное изображение товарного знака лучше передает заложенный в него смысл, поэтому главной задачей проектирования изображения товарного знака является объединение отдельных структурных элементов знака в единую композицию. Используемые для этого различные графические средства служат установлению композиционных связей.
Визуальное объединение структурных элементов товарного знака в единую форму происходит, когда элементы подобны по форме, текстуре, размеру, а также расположены относительно близко друг от друга, примыкают или накладываются друг на друга.
Часто используется объединение элементов обрамлением, т.е. изображение обводится рамкой, обычно имеющей форму простой геометрической фигуры: квадрата, окружности, овала, треугольника и др. Форма обрамляющей рамки сама может быть связана с формой товара (Дока хлеб), характером услуг (Betty Crocker) или названием предприятия (шоколадная фабрика («Россия»). Действенным является расположение знака на контрастном по отношению к нему фоне.
Единый образ возникает в сознании, когда расположение элементов имеет какую-то определённую закономерность. Именно закономерность в расположении элементов определяет вид композиции и ее свойства, которые через ассоциации передают заложенную в знаке информацию. Так, динамичная композиция вызывает ощущение движения и используется в товарных знаках, связанных с производством и продажей автомобилей, самолётов и других средств транспорта. Статичная композиция передаёт устойчивость, неподвижность и может быть использована в товарных знаках строительных фирм. В значительной степени статичность является результатом симметричного построения относительно оси или центра изображения. Статичная композиция может быть асимметричной, но в этом случае она должна быть зрительно сбалансирована.
Наиболее важным условием динамичности является односторонняя направленность формы, что достигается большим её размером в направлении кажущегося движения по сравнению с поперечным размером. Для усиления динамичности форму заостряют, придают стреловидность. Если изображение составлено из похожих по форме и размеру элементов, то динамизм торгового знака может быть получен построением его структурных элементов в ритмический ряд.
Важным свойством товарного знака является его способность привлекать и удерживать внимание. Для привлечения внимания при проектировании используются контрасты цвета, формы и размеров элементов изображения. Резкое противопоставление этих характеристик изображения делает знак оригинальным и запоминающимся. С помощью контраста осуществляется акцентирование- выделение наиболее важных структурных элементов знака. Выделенный элемент должен обладать высокой ассоциативностью - способностью передавать через изображение свойства товара и характер деятельности фирмы.
Выбор вида композиционного построения товарного знака определяется его семантикой, т.е. заложенной в него и передаваемой информацией об особенностях и качестве товара и характера деятельности фирмы. Эти особенности будут определять, будет ли композиция статичной или динамичной, уравновешенной или не уравновешенной, симметричной или несим- метричной. Но в любом случае, независимо от вида композиции, должны соблюдаться некоторые принципы, которые являются законами композиции. Признаком композиционного построения является цельность художественного образа при обязательной его структурности, Число структурных единиц определяется принципом трёхкомпонентности. Смысл его заключается в том, что при построении композиции знака нужно стремиться к передаче смысла через использования трёх структурных единиц. Они должны быть трёх разных размеров или окрашены в три разных цвета, или находиться друг от друга на трёх разных расстояниях и т.д. Смысл этого принципа заключается в том, что число три является минимальным, но достаточным для передачи какой-то закономерности. Это закономерность будет заметнее проявляться, если трёхкомпонентность сочетается с акцентированием, т.е. выделением одного из трёх главного признака структуры. Это достигается контрастом выделенного элемента по отношению к двум другим по размеру, цвету, форме. Возникающие при этом визуальные композиционные связи подчёркивает противоположные качества элементов, что делает знак заметным и способствует созданию формы, воздействующего на восприятие потребителя в нужном направлении. Эффект контраста наблюдается при определённой величине отличий элементов по одной из визуальных характеристик. Контрастность проявляется, начиная с момента, когда соотношение качеств элементов становится равным 0,382 : 0,618, т.е. по пропорции золотого сечения. При большей разнице контраст усиливается, а при меньшей - отношение между элементами становится нюансным, т.е. слабо различимым. Нюансные отношения принимаются для второстепенных отношений элементов товарного знака. Если же нюанс принят в качестве главного принципа построения композиции товарного знака, то это может отрицательно сказаться на восприятии знака в целом и он становится менее заметным. Положительные свойства товарного знака в этом случае достигается другими способами.
Важную роль в композиции товарных знаков играет цвет. Он может использоваться как средство гармонизации композиции для придания изображению знака устойчивости, уравновешенности, динамичности.
Чтобы добиться изображением товарного знака передачи свойств продукции фирм нужно в процессе проектирования использовать весь арсенал средств графического дизайна. Только при этих условиях цветографическое решение знака будет соответствовать предъявляемым требованиям и обеспечивать ему оригинальность и высокие эстетические качества. Богатства арсенала художественных средств графика-дизайнера позволяет создать для фирм и предприятии, уникальные и патентопригодные товарные знаки, несмотря на огромное их количество и разнообразие производимых и реализуемых товаров.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 541;