Виды и особенности графических изображений
Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный обычно стилизованный рисунок, эмблему.
К достоинствам изобразительного товарного знака относится его наглядность, а к недостаткам - трудности передачи в изобразительной форме стратегии фирмы, свойств ее продукции и услуг. При этом изображение должно быть привлекательным и выделять фирму среди конкурентов.
Главными целями использования изображения в качестве товарного знака является привлечение внимания потребителя и передача информации о фирме и товарах. Давая представление о качестве товара, изображение становится средством, формирующим отношение к предлагаемому фирмой товару и к самой фирме.
Передача информации изобразительными товарными знаками осуществляется организацией элементов изображения в единую композицию через связи элементов между собой. Сущность и законы функционирования различных видов знаков и знаковых систем изучается семиотикой, раздел которой - прагматика рассматривает вопросы, связанные с использованием знаков в качестве носителей информации. Установлено, что внешний вид знака, т.е. его форма не может в полной мере дать представление о семантике знака без раскрытия связей и отношений его структурных элементов. При установлении семантических связей знак становится носителем свойств изображаемого объекта, может замещать объект и выступать вместо него, становясь синонимом качества товара. По своим природным свойствам и физической сущности знак и обозначаемый этим знаком объект различны, поэтому полного замещения в сознании потребителя свойств товара знаком быть не может.
С помощью знака передаются отдельные свойства объекта и знак становится носителем информации об этих свойствах. Это свойство знака является функциональным. В отличии от материального, функциональное свойство знака носит идеальный характер, т.е. процесс переноса свойств происходит в сознании человека и природные свойства самого знака при этом роли не играют. Это означает, что мы получаем информацию о свойствах товара независимо от физических характеристик знака: материала, размеров, свойств носителя знака. Передавая информацию, знак становится средством коммуникативной связи между фирмой и потребителем, между товаром и покупателем. Такие связи могут быть установлены при использовании изображения самого объекта-товара, но проще оперировать знаками, которые являются носителем свойств товара и дают информацию о товаре через ассоциации. Выступая в качестве рекламы товара, товарные знаки получили широкое применение.
Форма изображения любого знака имеет характерные особенности и состоит из отдельных элементов, образующих целостный образ. Передача эмоционального содержания знака и его воздействие на целевую аудиторию требуют определенного расположения средств воздействия, к которым относятся элементы товарного знака. Образуя единую систему, структурные элементы изображения знака воспроизводят отношения между предметами через композицию изображения. Это говорит о том, что отношения частей изображения не могут быть произвольными, а должны отражать объективно существующие реальные связи изображаемых объектов.
Изображение по сравнению с текстом привлекает больше внимания и в этом заключается главное преимущество изобразительных товарных знаков. Но смысл передаваемой информации быстрее и лучше передается в вербальной форме, поскольку слово всегда более однозначно, чем изображение. В зависимости от формы и содержания изображения оно может передавать различный смысл и может быть по-разному истолковано.
По уровню отображения объекта или явления изображения принято разделять на несколько групп.
Изображения натурального подобия с наибольшей полнотой передают образ товара и его визуальные характеристики. Использование таких изображений в качестве товарных знаков было принято в 19 в. Характерным для таких изображений была сюжетность и избыточность информации, что проявлялось в излишней детализации и наличии второстепенных элементов, не участвующих в передаче основного смысла информации. По этой причине товарные знаки, построенные на основе использования изображения натурального подобия мало пригодны для передачи свойств товара и широкого распространения не получили. Однако и в настоящее время можно встретить товарные знаки этого типа. Примером может служить знак Федерации Бодибилдинга и Фитнеса, основой которого является изображение спортсмена и спортсменки, достаточно точно передающих особенности фигур. Фирма «Interskol» для передачи сферы своей деятельности ввела в фирменный блок натуралистически точные изображения фрезы.
Эволюция товарных знаков привела к лаконизации и стилизации форм. Это выражается в отборе для изображения наиболее характерных и существенных для изображаемого объекта черт, в целенаправленной геометризации формы и ее элементов. При этом сохраняется сходство изображения и объекта, узнаваемость объекта по изображению. Изображение этого типа ближе к знаку и такие изображения относятся к иконическим. За счет сохранения и выделения наиболее существенных черт отображаемого объекта в иконических знаках четче проступает заложенная в них информация.
Достоинством иконических знаков является наличие ассоциативной связи изображения с намеченными для передачи свойствами товара и фирмы. При совпадении образа товара и иконического товарного знака, передающего информацию, в сознании потребителя возникают ассоциации, усиливающие эмоциональные воздействие знака и помогающие раскрытию заложенного в товарный знак смысла. Это свойство иконических знаков обусловило их широкое использование во всех случаях, когда объект или явление поддаются изображению в товарном знаке.
Примером использования такого изображения можно считать сочетание изображения старинного орудия с треугольником, принятого в качестве товарного знака биллиардного клуба «Бомбардир». Обращение к старине говорит о традициях игры и престижности клуба, стреляющие ядрами орудие ассоциируется с биллиардными шарами, попадающими в цель, а треугольник напоминает рамку, используемую для укладки шаров в исходную фигуру перед началом игры.
По своей сущности и выполняемым функциям иконические изображения относятся к знакам, семантика которых отражает сущность и свойства изображаемого объекта.
По мере увеличения лаконичности и стилизации изображение все больше теряет сходство с отображаемым объектом, приобретает относительную самостоятельность и становится символом. Символ - это знак, не имеющий сходства с отображаемым предметом. Четкую границу в товарных знаках между иконическим знаком и знаком-символом не всегда можно провести, т.к. в некоторых иконических знаках можно усмотреть отдельные черты изображаемого объекта и они ближе по сути к символическим знакам. Если такая связь все-таки сохраняется, то эти знаки можно назвать семантическими символами, т.к. они сохраняют и передают смысловое значение объекта, лежащего в основе символа. В противоположность им абстрактные знаки-символы являются произвольными, т.к. их форма не связана с предметами, ими обозначаемыми. Символы приобретают значение только в конкретных обстоятельствах на основе договоренности о передаваемом ими смысле и поэтому они называются конвекциальными. Символические знаки, лежащие в основе многих товарных знаков, гербов, геральдических символов становятся понятными только после объяснения того, какой смысл в них заложен. Эмоциональное воздействие таких знаков осуществляется через особенности их формы и композиционное построение изображения.
Достоинством знаков-символов является более широкий передаваемый смысл, по сравнению с иконическими знаками, которые передают какое-то одно свойство изображенного объекта. Символические знаки могут изображать конкретные объекты или явления, но смысл глубже содержания изображения. Так, изображение молотка и серпа могут говорить о характере трудовой деятельности, но соединенное в одно изображение в определенном порядке символизирует союз рабочих и крестьян, имеет политическую окраску. Изображение скалы и разбивающихся о нее волн передают незыблемость, несокрушимость. С помощью символов можно передавать такие абстрактные понятия, которые трудно передать словами или изображениями натурального подобия. Сам по себе знак условен и ничего не значит, но, если он известен всем, как носитель определенного смысла, то он олицетворяет и отражает какое-то понятие.
Многие абстрактные знаки возникли в результате стилизации изобразительных знаков, которые, постепенно превратились в символы.
Следует отметить, что узнаваемость и известность товарных знаков, использующих символы, построена на организации широкой рекламы и требует затрат времени и материальных средств. Вкладываемый в символический товарный знак смысл закрепляется в сознании потребителей лучше, если фирма зарекомендовала себя высоким качеством продукции и оказываемых услуг. В этом случае роль товарного знака заключается в формировании через него устойчивой связи товара и фирмы-производителя.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 384;