Рождественский пост и «Святки» - история и современная практика.

 

Церковь к восприятию важнейших событий готовит христианина заблаговременно, в частности, практикуется традиция подготовительного Рождественского поста, который на Западе именуется Адвент (период ожидания). Дословно латинское слово adventus может означать скорый приход. В преддверии праздника в традициях Испании и Галии уже в конце IVв. практиковался довольно длительный аскетичный период Адвента, - от 3 недель, до двух месяцев. Это было связано с напряженными эсхатологическими ожиданиями второго пришествия Христова именно к дням воспоминания Богоявления.

Известно, что в Италии правила Бенедикта Нурсийского(+ 543)ещё не имели особых указаний об Адвенте, а в Риме времен папы Григория Великого (+604) практиковался лишь недельный предрождественский период, с чтением так называемых «молитв четырех времен».[103] Сегодня период Адвета на Западе насчитывает 4 недели.

На ВостокеИоанн Златоуст(+407)свидетельствует о многодневной предрождественской подготовке, подчеркивая при этом, что количество подготовительных дней не так важно, ибо сила приготовления состоит в качестве усердия человека – довольно и пяти дней поста, дабы достойно встретить праздник.[104] В различных уставах продолжительность поста варьировалась и лишь пятидневие пред Рождеством, закрепилось как дни неотъемлемого строгого поста. Продолжительный пост, получившийокончательное оформление к IX в.ограничился днем памяти апостола Филиппа 27 ноября (14 ноября по ст. ст.)от которого до Рождества символичное число дней40.

По мере близости к дню Рождества в литургической практике Церкви в богослужения включаются предпраздничные песнопения и воспоминания, начиная от дня Введения во храм Богородицы 4 декабря (21 ноября по ст. ст.), когда на Утрени начинают петь ирмосы рождественского канона. Усиление подготовительных песнопений происходит с дня апостола Андрея 13 декабря (30 ноября по ст. ст.), когда в богослужение употребляются несколько специальных предпраздничных стихир вместо богородичных. Особым образом отмечены суббота и два воскресных дня пред Рождеством: «Неделя святых праотец» и «Неделя святых отец». Несмотря на разность названий воскресных дней предшествующих Рождеству и некоторые различия в службах этих дней, здесь воспоминаются все ветхозаветные праведники из которых здесь особо выделяются царь Давид, пророк Даниил и три отрока.

За пять днейдо Рождества, т.е. в период особо выделенного предпразднства, на каждый день полагаются специальные каноны - трипеснцыпо подобию Страстной седмицы Великого поста, и согласно богослужебным уставам, будничные службы отправляются по чину сходному с великопостным. Тем самым Церковь, говоря о событиях Рождества, «…приводит великую богословскую идею – именно, что воплощение Слова Божия, будучи его «истощанием», явилось для Него своего рода крестом, первым крестом, может быть не менее тяжелым, чем крест последний…».[105]

Празднование Рождества и Крещения в традиции Церкви получило несколько литургических особенностей. Обычно один литургический день содержит лишь одну Евхаристию, но в праздники Рождества и Богоявления (Крещения), как и на Пасху,служатся по две Литургии в течение одного богослужебного дня: Вечерняя Литургия (вечерня в соединении с Литургией Василия Великого) и Утренняя Литургия Иоанна Златоуста в самый день праздника или за ночным праздничным бдением, которое начинается не с вечерни, а с великого повечерия. В канун Рождества и Богоявления служатся Великие (царские) часы, которые совершаются помимо этих дней ещё только раз в году – в Великую Пятницу. Существует также богослужебное правило, согласно которому, в случае если сочельник (канун) Рождества или Богоявления приходится на субботний или воскресный день, то Царские часы читаются на день или два раньше, т.е. в пятницу. Сочельник при этом не считается днем строгого поста, Литургия Василия Великого совершается в самый день праздника. В канун праздника с утра совершается Литургия Иоанна Златоуста без соединения с вечерней. Праздничная вечерня, в таком случае, совершается отдельно после этой литургии, по уставу в свое положенное время – во второй половине дня, после чего сразу же положено совершать Великое богоявленское освящение воды.

Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки, при этом в народном благочестии впитав в себя различные языческие штучки, такие как колядования, гадания и т.п. В эти дни (от Рождества Христова до крещенского сочельника) нет поста, включая среды и пятницы. Отдание Рождества , согласно Типикону, сегодня совершается 13 января (31 декабря по ст. ст.) в канун праздника Обрезания Господня, после чего следуют несколько дней предпразднства Крещения (Богоявления).








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 342;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.