Некоторые сведения из истории становления праздников «Обрезание Господне» и «Сретение Господне».

Рождество Христово, отделившееся во всем христианском мире в отдельное от Крещения празднование, обрисовало собою даты ряда других праздников, связанных известными временными периодами: 9 месяцев, 8 и 40 дней, - это соответственно Благовещение, Обрезание и Сретение.

Обрезание, попав на начало Римского года– 14 января (1 января по ст. ст.), сопряженного с языческим празднованием Янусу, получило из уст Западных отцов, таких как Амвросий Медиоланский (+ 397) и блаж. Августин (+430), наказ о посте в этот день, с целью уклонения от языческих забав. Правилами Туронского собора VIв. пост предписывался даже в течение 3 дней между праздниками Рождества и Богоявления, но эта традиция не прижилась. На Востоке подобного обычая вовсе не было. А воФранции вплоть до середины XV в. день Обрезания считался днем покаяния и поста, также этот день в западной традиции стал называться «Днем Имени Иисусова». [106]

Наиболее древними сведениями о торжествеСретения Господня можно считать упоминания римской паломницы Этерии (IV в.). Она свидетельствует, что в практике Иерусалиской Церкви было особое выделение 40-го дня после Богоявления, отмечаемого на Востоке 6 января по ст. ст. Этот день не имел ещё привычного для нас сегодня именования и не был вполне самостоятельным, являясь как быотданием общего праздника Богоявления. На этот день были предусмотрены особые процессии со светильниками, как бы во исполнение Евангельских слов, что Христос пришел как «Свет во откровение языков».[107]

В практике Константинополяпраздник с названием «Сретение» прочно обрел свое место и стал активно распространяться в VIв. Он имеет наименование, знаменующее собой встречу младенца Христа с Симеоном и Анной, как представителями ветхозаветного народа Божия, чающего избавления Израиля (на следующий день после Сретения Церковь воспоминает отдельно Симеона и Анну). Но бытовало и другое название праздника - «Очищение Марии», подчеркивающее собой идею ветхозаветного очищения Матери после родов.[108] Согласно типикону, Сретение закрепилось как праздник Богородичный, но с элементами Господского.

Во времена имп. Юстиниана в Византии произошли не менее двух сильных землетрясений, к тому же на Константинополь обрушилась сильнейшая моровая язва. Прекращение всех этих бедствий связали с молебствиями напраздник Сретения, какОчищения в 542г. Результатом этого стало предписание о совершении молебных шествий в день праздника, наподобие процессий со светильниками в практике Иерусалимской Церкви, в воспоминание «избавления Антиохийской и Константинопольской Церкви от бедствий, коих зло простиралось и на прочия Церкви страны».[109] К концу VI в., папа Григорий Двоеслов(+604) подхватил традицию процессий в день Сретения и учредил её в Риме. В уставах русских монастырей также сохранялись ремарки о совершении молебствий (литаний) вне монастыря в день праздника Сретения между богослужениями Утрени и Литургии.[110]








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 329;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.