Виктимология как наука: предмет, история
Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. viktima – жертва и греч. logos – учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии.
Виктимологияосновывается на идее, что поведение человека может быть не только преступным, но и неосмотрительным, рискованным, провокационным и, следовательно, увеличивает подверженность к преступным посягательствам.
Виктимологические идеи можно найти в мифах (миф об Эдипе), устном народном творчестве («На богатых бобров больше ловцов», «В сиротстве жить – слёзы лить»...) в религиозной (библейский сюжет о сыновьях Адама и Евы Каине и Авеле) и художественной (произведения Ф. Верфеля «Не убийца, а убитый виноват», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», А. Чехова «Драма на охоте». Так Н. Гоголь писал о ««лицах исторических»: когда бы и где бы они не появлялись, с ними всегда происходят какие-то истории»). То есть, первые виктимологические очерки носили ненаучный характер и были разработаны не криминологами или социологами, и даже не психологами, а поэтами и писателями.
В одном из древнейших литературных памятников античной культуры — мифах об Оресте — содержится идея о том, что вина жертвы смягчает ответственность преступника. Миф говорит о том, что отец принес свою дочь в жертву богам, вследствие чего жена убивает мужа, а сын убивает мать. Отсюда берет начало виктимологическая идея Древнего мира, которая послужила основой для реализации справедливого правосудия.
Древнегреческий философ Анаксимандр (610–547 г. до н.э.) сказал: «И невиновным есть в чем раскаяться». Смысл данной фразы заключается в том, что потерпевший должен критически оценить свое поведение, которое осознанно или неосознанно привело другое лицо к совершению в отношении него преступления.
Будда (556–476 г. до н.э.) считал, что «кто сам не делает зла, не подвержен злу». Данное положение можно рассматривать как связь между причиной и следствием, с позиций криминологии — связь между поведением жертвы и преступника. Зло, совершенное одним лицом, всегда к нему возвращается.
Сегодня представители страховых компаний стараются избегать заключать договоры страхования с лицами, предрасположенными быть жертвой крайних обстоятельств.
Развитие науки привело к изменению представления о виктимологии, возникновению различных взглядов на ее предмет и место в системе наук. В настоящее время выделяются следующие подходы к определению понятия виктимологии. Виктимология - это:
1) отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках;
2) вспомогательная для уголовного права, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельно с криминологией;
3) общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения - как криминального, так и не связанного с преступлениями. Виктимология, таким образом, самостоятельная наука о безопасности жизнедеятельности человека.
Т.о., говорят о виктимологии в широком и узком смысле. В первом случае она охватывает не только право и криминологию, но и ряд других наук, в том числе психологию и психиатрию.
К базовым понятиям виктимологии относятся:
- жертва - лицо, которому индивидуально или коллективно был причинен материальный, моральный или иной вред общественно опасным деянием;
- виктимность - потенциальная или актуальная способность лица индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного проявления и ее формы выражения;
-
- связи между жертвой и вредоносным актом (системно-структурные взаимодействия на энергетическом, информационном и вещественном уровнях) как свои основные, конститутивные понятия.
История виктимологии
Виктимология в качестве самостоятельного научного направления в криминологии начала оформляться лишь в 40-е гг. ХХ в. , со времен Второй мировой войны. В 1945 году на Японию были сброшены две атомные бомбы, в результате жертвами оказались одновременно тысячи человек. Трагедия вышла за рамки индивидуальной, превратившись в национальное бедствие, что и подтолкнуло японских ученых к рассмотрению вопросов о причинах жертвенности. В том же году появились публикации по новому научному направлению – виктимологии. Практически одновременно, хотя и с некоторой задержкой, исследования в области виктимологии начали проводиться в США и ряде европейских стран.
Основы виктимологии были заложены Гансом фон Гентигом (1888–1974) и Бенджамином Мендельсоном(1900–1998). Время рождения виктимологии относят к 1947–1948 годах, когда были опубликованы разработанные этими учеными идеи о предмете и методах исследования в виктимологии.
Термин «виктимология»впервые прозвучал в докладе Б.Мендельсона «Новые психосоциальные горизонты: виктимология» (1947).
Позднее, в 1949 г. американский психиатр Фредерик Верхайм (Ф.Уэртхем) в своей первой книге «The show of violence» («Картина насилия»), посвященной проблеме изучения пострадавших от криминальных преступлений, выступил за создание «науки виктимологии», посвященной социологическому анализу поведения жертвы преступления. Автор писал, что нельзя понять психологию преступника, не понимая социологии жертвы, и поэтому необходима отдельная наука — виктимология.
В 1948 году Гентиг опубликовал монографию «Преступник и его жертва. Исследование по социобиологии преступности», в которой он называл преступление процессом, «в котором антиобщественные элементы пожирают друг друга», где «взаимоотношения между преступником и потерпевшим, вероятно, соответствуют взаимоотношениям между хищными и травоядными животными. Разница в отношениях между хищными и травоядными животными в мире животных и в отношениях между преступником и потерпевшим заключается в том, что хищным зверям приходится самим охотиться за добычей, в то время как жертва преступника во многих случаях, по-видимому, сама активно вводит в искушение преступника». Между преступником и жертвой преступления существует негласное взаимопонимание...
Гентиг выделяет три категории понятий, составляющих предмет виктимологии: а) посягатель‑жертва, б) латентная жертва, в) отношения между посягателем (причинителем вреда) и жертвой. Он рассматривает преступника и потерпевшего как субъектов взаимодополняющего партнерства. В ряде случаев жертва формирует, воспитывает преступника и завершает его становление; она молчаливо соглашается стать жертвой; кооперируется с преступником и провоцирует его.
В монографии рассматриваются различные типичные ситуации и отношения, связанные с личностью и поведением жертвы, различные типы жертв, обладающих особой притягательностью для преступников, особенной возможностью к сопротивлению, бесполезностью для общества: старики, женщины, эмигранты («иноверцы»), национальные меньшинства, алкоголики, безработные, дети и др. В отдельные группы жертв выделяются - «обезоруженные» (с нечистой совестью, совершившие преступление и потому не имеющие возможности сопротивляться вымогательству, шантажу) и, наоборот,
- «защищенные», т. е. богатые, способные обеспечить свою безопасность.
Выделяются также «мнимые» жертвы, жертвы с отягощенной наследственностью, жертвы, склонные стать преступниками, и др.
Г.Гентиг считал виктимологию комплексным био-психо-социальным знанием.
Вторым создателем виктимологии является Б. Мендельсон.В отличие от Г. Гентига, который никогда не использовал этот термин и не выводил виктимологию за пределы криминологии, Б. Мендельсон рассматривал ее как самостоятельную научную дисциплину, считая, что центральной проблемой виктимологии является оценка «вклада» жертвы в юридически значимую ситуацию.
В его докладе «Новые психосоциальные горизонты: виктимология», сделанном на конференции психиатров в Бухаресте в 1947 году и в более поздней работе «Новая отрасль биопсихосоциальной науки – виктимология» содержатся многие основополагающие положения виктимологии:
а) рассматривается понятие «жертва» (называется пять групп жертв: совершенно невиновная («идеальная») жертва; жертва с легкой виной; жертва, равно виновная с посягателем; жертва более виновная, чем посягатель; исключительно виновная жертва);
б) вводятся понятия «уголовная чета» (дисгармоничное единство носителя агрессии и жертвы и, наоборот, гармоничное единство, как, например, бывает при криминальном аборте со смертельным исходом), «кандидат в жертвы», «добровольная жертва», «жертва‑провокатор», «жертва‑агрессор», «индекс жертвенности» и др.
В 1975 году Б. Мендельсон опубликовал монографию «Общая виктимология», в которой развил свою концепцию виктимологии, связав ее с созданием «клинической» или «практической» виктимологии, в орбиту которой должны быть включены не только жертвы преступлений, но и жертвы природных катаклизмов, геноцида, этнических конфликтов и войн.
Некоторые идеи и положения Г. Гентига получили свое дальнейшее развитие на психологическом уровне в работах швейцарского ученого Г. Элленбергера. Он более детально анализирует понятие «преступник – жертва», разные случаи, когда субъект может стать в зависимости от ситуации преступником или жертвой, последовательно – преступником, потом жертвой (и наоборот), одновременно – преступником и жертвой. Значительное место отводится так называемой прирожденной жертве и патологическим состояниям, порождающим виктимологические ситуации.
В 1958 году М. Е. Вольфганг издал работу «Типы убийств», в которой, обобщив результаты многочисленных исследовании, типизировал ситуации, складывающиеся при взаимодействии убийц с их жертвами. Пристальное внимание ученых вызвали и виктимологические аспекты таких преступлений, как мошенничество, разбойные нападения, истязания, хулиганство, изнасилования и некоторые другие.
В 1956 году Г. Шульц ввел понятие преступления на почве личных отношений между преступником и жертвой. Между жертвой и преступником могут существовать различные связи по степени их близости и интенсивности. Преступник и его жертва могут быть знакомы лишь заочно, они могут знать друг друга в лицо. Знакомство может быть «шапочным», основанным на совместном проживании по соседству, по работе. Связь может возникнуть только непосредственно перед совершением преступления. Поверхностные социальные контакты могут перейти в более близкое знакомство, в дружбу. В данном подходе заложен принцип степени близости жертвы и преступника.
Швейцарский ученый Р. Гассер в книге «Виктимология. Критические размышления об одном новом криминологическом понятии» подробно излагает историю развития виктимологии, формулирует некоторые теоретические положения, исследует жертву на социологическом уровне (одинокая жертва, беженец, иностранный рабочий, жертва с особым семейно‑брачным статусом, жертва большого скопления народа и др.). На психологическом уровне выделяются пассивная, неосознанно активная, осознанно активная, осознанно и неосознанно правонарушающая жертва. На биологическом уровне рассматриваются физио– и психопатологические черты жертв, жертвы с дурной наследственностью и «жертвы‑рецидивисты».
Немецкий исследователь Г. Шнайдер отмечает, что не существует «прирожденных жертв» или «жертв от природы». Но приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки (какие‑то физические и иные недостатки, неспособность к самозащите или недостаточная готовность к ней, особая внешняя, психическая или материальная привлекательность) могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления. Если он осознает свою повышенную виктимогенность, то может усвоить определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с этой угрозой. Виктимизация и криминализация иногда имеют одни и те же источники – исходные социальныеусловия.
Особое место занимают работы Г. Клейнфелера о провоцировании преступления самой жертвой. Он считает, что в некоторых случаях необходимо смягчать ответственность преступника в зависимости от поведения жертвы, а иногда и совсем освобождать преступника от ответственности.
Японский исследователь Миядзава (1968) выделил общую (зависящую от возраста, пола, рода деятельности, социального статуса и т. п.) и специальную (зависящую от неустойчивости в психическом и психологическом плане, отставания в развитии интеллекта, эмоциональной неустойчивости и т. п.) виктимность, исследовал связь между каждым из двух типов и преступностью. При наслоении обоих типов степень виктимности повышается.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 5712;