Алгоритм трансактного анализа

1. Составить матрицу:

Р Р
В В
Д Д

 

2. Выделить субъекты межличностного взаимодействия (Sи – инициатор, Sм – мишень).

3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов межличностного взаимодействия: Р, В, Д.

4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта межличностного взаимодействия и обозначить стрелками в матрице.

5. По матрице определить расхождения в позициях.

6. Сделать вывод.

Примеры:

1. На совещании одно из должностных лиц заявляет другому: «Вы сорвали выполнение поставленной руководством задачи». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, потому что не обеспечили для этого необходимыми материальными средствами».

2. Студент обращается к преподавателю на экзамене: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?» Преподаватель: «Давайте разберемся».

К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к конфликтам и ссорам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций.

Анализ игр. Среди стереотипов поведения основное место занимают игры. Игры – это стандартные цепочки трансакций. Игры противопоставляются спонтанному, открытому общению. Игра не обязательно означает фарс. Различают три типа игр: в жертву, преследователя и избавителя. Так, руководитель может быть жертвой (попустительский стиль руководства), преследователем (авторитарный стиль) и избавителем (демократический стиль). Аналогично можно обозначить и типичные роли, которые демонстрируют свои поведением люди, как ситуативно, так и в значительной временной перспективе.

Анализ сценариев. Трансактный анализ исследует также и персональную предопределённость человека и вытекающую из неё историю жизни. Анализ сценариев это метод выявления ранних бессознательных решений того, как необходимо прожить жизнь. Другим важным аспеком этой составляющей трансактного анализа является изучение пассивного поведения, под которым понимается не столько бездеятельность, сколько уклонение от принятия решения. В определённой степени рамки поведения и жизнедеятеьности сформированы в детстве. Стереотипы поведения, которые навязываются ребёнку в семье, определяют даже образ его мыслей. Так продолжается до момента их осознания и разрушения стереотипов-игр в пользу открытого общения и развития личности.

Жизненные сценарии в большинстве случаев основываются на Родительском программировании, которое легко усваивается ребёнком по трём ключевым причинам: 1) оно придаёт жизни цель (в противном случае её пришлось бы отыскивать самому); 2) даёт ребёнку приемлемый (для его родителей) способ структурирования времени; 3) оно указывает ребёнку как поступать и делать те или иные вещи.

Согласно трансактного анализа, в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, которое в дальнейшем в значительной мере определяет жизненную позицию человека, его отношение к миру в целом.

В заключении приведём практические выводы, которые следуют из трансактного анализа:

- каждый человек воспринимает и реагирует на поступающую информацию по трём каналам: Р, В и Д (Родитель, Взрослый, Дитя);

- эмоциональный канал (Д) – самый быстродействующий;

- реакция по каналу знаний (В) требует волевого и физического усилия;

- параллельно направленные взаимные обмены информацией почти всегда свидетельствует о гармоничности контакта;

- пересекающиеся трансакции приводят к напряжённости;

- ответная реакция зависит от исходного сигнала. Скрытые трансакции, смысл которых не улавливается собеседником, ведут к беспредметному общению, которое может закончиться конфликтом.

 







Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1717;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.