Интерактивная сторона общения
Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
2) -"- собственного выигрыша (индивидуализм);
3) -"- относительного выигрыша (конкуренция);
4) -"- выигрыша другого (альтруизм);
5) -"- минимизации выигрыша другого (агрессия)
6) -"- различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение
участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).
2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели
без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей длядостижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Существует несколько теорий, описывающих (объясняющих) межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.
Согласно теории обмена Дж.Хомана, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. С позиции теории символического интеракционизма Дж.Мида, Г.Блумера, поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Теория управления впечатлениями Э.Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. В рамках психоанализа З.Фрейда, межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.
Согласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;
3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждение не всегда определяется линейной связью типа: стимул - реакция. Высокие, вознаграждения могут приводить к потере активности и т.п.
Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в рамках символического интеракционизма. Дж.Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы "разгадываем" мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж.Мид выделял два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Мида, "принять роль другого". Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.
Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутке времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. Тогда мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все является символом, но слова - наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. На его основе не сделаны обобщения, применимые к разным ситуациям. Для развития этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придаются. Центральная идея интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Эта концепция придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействий. Интерактивный аспект общения в такой концепции отрывается от содержания предметной деятельности, при этом взаимодействие как бы замыкается на заданную группу.
Э.Гофман разработал, теорию управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенного впечатления о себе у других. Гофман пишет: "Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам''.
Согласно психоаналитической теории, процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. 3.Фрейд считал, что, люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, чтоотсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.
Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его как организацию совместной деятельности. Конкретной формой включения взаимодействия в контекст деятельности является рассмотрение его как формы организации деятельности. Анализируя группу и совместную
деятельность, мы еще вернемся к этим вопросам. А пока необходимо обозначить некоторые общие принципы рассмотрения содержательных аспектов взаимодействия.
Конкретное содержание форм организации совместной деятельности определяется соотношением индивидуальных "вкладов" участников в общий процесс групповой деятельности. Так, Л.И.Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности:
1) каждый участник делает свою часть обшей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Как и при анализе коммуникативной стороны общения, мы имеем связь системы взаимоотношений с характером межличностных отношений участников взаимодействия. Такие отношения определяют как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество). Тем не менее, даже в условиях плохих межличностных отношений в группах, занятых определенной социальной деятельностью, взаимодействие существует.
Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим важную роль приобретает оптимизация общения. Разработано большое количество практических приемов оптимизации общения. Одним из самых распространенных в психологии является трансактный анализ взаимодействия.
Трансактный анализ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда, он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за неё нести ответственность.
Трансакция – это действие (акция), направленное на другого человека. Это - единица общения.
Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек, на глазах может измениться: только что человек вёл себя как взрослый, а то вдруг смеётся или плачет как ребёнок. При этом меняется одновременно и выражение лица, и речевые обороты, и жесты, и поза человека. Анализируя подобные наблюдения, Э.Берн пришёл к идее сложного строения личности, наличия в её структуре трёх составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.
В теории трансактного анализа Э. Берна каждый участник взаимодействия является носителем трех основных независимых и обособленных личностных позиций: 1. «Родитель», 2.«Взрослый», 3.«Дитя». Эти позиции являются терминами трансактного анализа игр и имеют смысл, несовпадающий с обыденным пониманием этих слов.
В трансактном анализе выделяют четыре тематические части: структурный анализ, анализ трансакции, анализ игр и анализ сценариев.
Структурный анализ поведения, мыслей и чувств основан на трёх элементарных положениях о том, что каждый человек:
1) был когда-то ребёнком
2) имел родителей или заменявших их взрослых
3) способен адекватно оценивать окружающую действительность, если он здоров.
На этих положениях формируется представление о личности, как состоящей из трёх составляющих, которые обозначаются как Эго-состояния или Я- состояния:
1. Позиция «Родитель» (Р) проявляется в потребностях и установках доминирования, покровительства, уверенности в своей правоте, в авторитетности высказываний. Он требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т.п. Отрицательные свойства этой роли: ригидность (неспособность к гибкости поведения), догматизм, чувство превосходства, безапелляционность суждений, тенденция к «карающему» поведению.
Эго-состояние родительское (Родитель) может быть в двух вариантах: заботливое родительское Я-состояние и критическое родительское Я-состояние, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, запускает полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуации дефицита времени на размышления, анализ, поочерёдное рассмотрение возможностей поведения.
Эрик Берн пишет, что Эго-состояние Родитель – это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они «внесены» извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.
2. Позиция «Взрослый» (В) выражается в реалистичности видения мира, в трезвом и рациональном самоконтроле поведения, в признании за другим права быть самим собой. Человек в этой позиции ориентирован на объективность оценки ситуации общения, для него характерна пластичность (гибкость) поведения в целом и установка на действие, рациональное решение ситуации. Эта роль не связана с возрастом человека. Отрицательными свойствами данной позиции является скептицизм в оценках явлений жизни, недостаточная эмоциональность, излишняя подконтрольность творческого воображения, склонность к шаблонному мышлению.
Эго-состояние взрослое (Взрослый) воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения обдуманно, проверяя их реалистичность.
Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Функция эго-состояния Взрослый заключается в проверке того, что заложено в нашем Родительском и Детском Я, и сопоставлении этого с фактами, т.е. в проверке реальностью.
3. Позиция «Дитя» (Д) выражает детское эмоционально-непосредственное отношение к миру. Качества, присущие ребенку – доверчивость, раскованность поведения, творческая фантазия и, одновременно капризность, несдержанность, обидчивость, пугливость, неуверенность, беспомощность, детский негативизм, легкомыслие.
Эго-состояние детское (Дитя или Ребёнок) следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства.
Детское Я выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определённой степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или\и противостоять давлению другого человека. Это эго-состояние разделяется на:
- спонтанное детское Я (радость, печаль)
- приспосабливающееся детское Я (прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся)
- капризное детское Я.
С позиций Родителя играются такие социальные роли как начальник, педагог, старший (брат\сестра), отец. С позиций Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, знающего себе цену подчинённого и т.д. С позиций ребёнка играются социальные роли молодого специалиста, артиста – любимчика публики, зятя.
В ролевом поведении могут проявляться все три позиции, но ситуативно преобладает только одна из них. Позиция в поведении проявляется в интонациях, лексике, характерных позах и т.д. При условии издержек в воспитании, личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.
Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Целью структурного анализа является овладение внутренним конфликтом (не обязательно его решение) с помощью диагноза эго-состояния (состояния Я), его обеззараживания, действия на его границы и стабилизация тех состояний, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль над личностью в стрессовых ситуациях.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Все состояния Я хороши, правильны, необходимы и выполняют определённые функции. Вопрос в том, когда и какое состояние Я активно, когда и для каких целей его использовать.
Анализ трансакции составляет вторую часть трансактного анализа. Трансакция – это единица коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакции исходят из определённого состояния Я одного партнёра по общению и направлены к определённому состоянию Я другого партнёра. Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие - к конфликту.
Трансакции бывают параллельные, когда трансакция-стимул и трансакция-ответ не пересекаются, но дополняют друг друга (например, обращение Взрослого к Ребёнку, ответ Ребёнка Взрослому) и пересекающиеся, когда трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (обращение Взрослого к Взрослому, а ответ от критикующего Родителя Ребёнку). Кроме того, существуют скрытые трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением. Так, за внешне безобидным содержанием скрывается очень обидный подтекст. Такие трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я каждого участника взаимодействия.
С.М. Емельянов предлагает следующую последовательность трансактного анализа[2]:
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2085;