История социальной психологии

История социальной психологии. Социальная психология как наука.

История социальной психологии

Социальная психология имеет длительную предысторию, но короткую историю[1]. В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний можно условно обозначить как философский. Он характеризовался тем, что происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).

В период, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина ХIХ в.), элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии и социологии, антропологии и этнографии, криминологии и языкознании. На этом этапе развития социальной психологии (условно его можно назвать феноменологическим) учёные лишь собирали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке. В этот период формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1859 г., когда Х.Штейнталь совместно с М.Лацарусом начал издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию «Психология народов и языкознание».

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

1. Психология народов возникает в Германии, в основном в трудах философа М.Лацаруса и языковеда Х.Штейнталя. задача социальной психологии с позиций этой концепции – «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов». Эта концепция в последствии была развита в трудах В.Вундта (1832-1920), который разделял психологию на физиологическую психологию и психологию народов. Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Сторонником «психологии народов» как самостоятельной отрасли выступил в России А.А.Потебня. «Психология народов, - писал он, - должна показать возможность различия национальных особенностей и строения языков как следствие общих законов народной жизни».

2. Психология масс первоначально разрабатывалась в исследованиях Г.Тарда. В качестве универсального принципа объяснения социальных явлений им использовался принцип подражания. Родоначальниками этого направления были также итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1831-1941).

Основой объяснения явлений и закономерностей в социальной психологии Густав Лебон считал психическое заражение и рассматривал всякое скопление людей как «массу», в которой человек утрачивает самостоятельность личности, критичность ума и способность к суждению. Согласно его исследованиям, поведение человека в толпе характеризует:

- обезличивание (господство инстинктивных импульсивных реакций)

- преобладание чувств над интеллектом

- утрата чувства личной ответственности т.п.

3. Теория инстинктов социального поведения была развита в трудах английского психолога У. Мак-Даугалла (1871-1938). Для объяснения социального поведения человека он использовал понятие инстинкта. Под инстинктами имелись в виду внутренние, прирождённые способности к целенаправленным действиям. Представители этого направления рассматривали две формы наследственности – естественную и социальную

Выход в свет книги Мак-Даугалла «Введение в социальную психологию» (1908 г.) принято считать датой рождения социальной психологии (в том же году выходит книга социолога Э.Росса «Социальная психология», ещё раньше, в 1897г. – «Исследования по социальной психологии» Дж.Болдуина).

Первыми шагами современной социальной психологии считаются:

- лабораторные исследования Н.Трипплета динамогенных факторов в кооперации (1887г.)

- полевые (в реальной практике) исследования Е.Старбака «Психология религии» (1899г.) и

- прикладные исследования Г.Джейла в области психологии рекламы (1900г.).

К числу положительных моментов развития социальной психологии на феноменологическом (по сути, описательном) этапе можно отнести следующие: выделение в особый класс таких социально-психологических явлений как массовидные явления, коллективная психология; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям; выявление психологических различий первобытных народов.

В 20-е годы ХХ в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В.Мёде, Ф.Олпорта, В.М. Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

В 1920г. В.Мёде опубликовал результаты своих экспериментов с группами, которые он начал осуществлять ещё в 1913г. эти эксперименты проводились по определённой методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым и постепенно количество участников увеличивалось. Была выявлена разница в способности выносить боль в одиночку и в группе, звукоразличении, устойчивости и силе внимания, счёте и т.п.

Аналогичные эксперименты проводил и Ф.Олпорт.

В.Мёде (в Европе) и Ф.Олпорт (в США) положили начало исследованиям по выявлению влияния (положительного и отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими какой-либо деятельности. При этом выяснилось, что эффект влияния зависит от того, «рядом» (т.е. не взаимодействуя) или «вместе» (т.е. совместно, сотрудничая) действовали индивиды.

Было замечено, что одно лишь присутствие наблюдателей из числа авторитетных для членов группы лиц создавало групповую атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных её участников (эффект фасилитации).

Несколько позже, уже в ином направлении, проводил свои эксперименты в группах В.М. Бехтерев (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым).

В.М. Бехтерев установил, что группа способствует увеличению объёма знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению к проступку, позволяет выдержать более сильные раздражители, чем в одиночку, даёт общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

Завершая описание этапов развития социально-психологического знания, следует иметь в виду, что из-за неравномерности этого процесса многие разделы социальной психологии и по сей день находятся на описательном уровне (такие как, массовидные явления, процесс социализации личности, мотивационные проявления личности и т.п.).

Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале ХХ в. направлений психологии: психоанализа, бихевиоризма, интеракционизма.

В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы и парадигмы. К числу таких новых подходов, появившихся в середине ХХ в. и признающихся более адекватными, относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля, групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, когнитивизм, теория социальных представлений и др.

Выделяют шесть критериев, позволяющих дифференцировать различные направления:

1) характер основного источника данных для наблюдения

2) понятия, используемые при описании личности

3) роль сознания в описании и объяснении поведения

4) роль бессознательного в описании и объяснении поведения

5) роль внешней среды

6) роль социокультурной среды.

Бихевиоризм

Во времена появления бихевиоризма под психологией понималась наука о сознании. Бихевиоризм радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула «стимул-реакция»

(S - R), согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Отсюда и название - от английского behavior – поведение. Это направление, выдвинувшее требование изучения психики объективными методами. «Объективность» бихевиоризма состояла в том, что изучать, можно лишь то, что воспринимается органами чувств, то, что можно зарегистрировать, записать, зафиксировать, т.е. исключительно внешние проявления психики, а именно - поведение. Единицей изучаемого предмета – поведения – они считали связь между определённым стимулом и реакцией на него. Развитие человека представлялось ими как закрепление полезных реакций, как накопление опыта реагирования на стимулы.

Первым в США распространил принцип бихевиоризма на область социальной психологии Ф.Олпорт. По его мнению, социальная психология изучает тот уровень поведения индивида, на котором он сам является стимулом для другого, либо другой является стимулом для него. Поэтому социальное - это такое поведение, которое стимулирует поведение других людей или само стимулируется другими людьми. В таком поведении наблюдается две формы:

Линейная (воздействие)

(А В С D…)

Круговая (взаимодействие)

(А В)

Примером линейного поведения является реализация приказа в армии, а кругового поведения – беседа, обмен мнениями. В качестве социальных стимулов могут выступать речь, жесты, мимика, действия и некоторые соматические реакции. Социальными реакциями на стимулы являются: подражание, симпатии, обсуждения, общая работа, заразительность реакций в толпе и т.п.

Основные достижения бихевиоризма связаны с изучением диадных (парных) взаимодействий. Однако упрощённое представление о человеческом взаимодействии, принятое в бихевиоризме, не позволяет адекватно описать сложные формы социального поведения людей.

Резкая критика в конце 20-х – начале 30-х годов заставила классический бихевиоризм в США принять форму необихевиоризма. В социальной психологии необихевиоризм разрабатывался в исследованиях Э.Богардуса, Г.Олпорта, В.Ламберта, Р.Бейлза, Г.Хоманса, Э.Мэйо и др. необихевиористы изменили основную формулу поведения, введя промежуточные переменные в традиционную формулу «стимул-реакция»

(S N R). В качестве таких переменных выступали врождённые и приобретённые детерминанты в виде стремлений, намерений, осознания целей поведения.

Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали своё внимание на групповых процессах, установках личности, её статусах, ролях, вопросах методики исследования. Так, Р.Бейлз тщательно разработал метод наблюдения, Э.Богардус и Г.Олпорт – различные приёмы шкалирования, Э.Мэйо стал одним из создателей промышленной социальной психологии.

В рамках необихевиоризма, вводящего промежуточные переменные (К.Халл) и оперантное обусловливание (Б.Скиннер), были разработаны теории: фрустрации – агрессии, социального обмена и т.д. кроме того, с позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения.

Центральной идеей этого направления выступает идея подкрепления. Основной проблемой в исследованиях бихевиористской ориентации является научение. Механизмами научения, согласно бихевиоризму, являются классическое (И.П.Павлов) и оперантное обусловливание (Б.Скиннер). В методологическом плане для необихевиоризма характерна опора на такие принципы как:

1) абсолютизация естественнонаучных стандартов исследования

2) верификация (или фальсификация) и операционализм

3) натурализм, т.е. игнорирование специфики человеческого поведения

4) отказ от учёта ценностных факторов

5) негативизм в отношении теории и абсолютизация эмпирического описания

6) принципиальный разрыв связей с философией и т.п.

Психоанализ

Подобно бихевиоризму, исходившему из упрощённых представлений о социальной активности человека, психоанализ, в его ортодоксальном варианте, был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни) психической жизни человека.

Согласно З.Фрейду, личность состоит из трёх инстанций: «Оно» (инстинкты, бессознательные влечения, потребности), «Я» (сознание, руководствующееся принципами реальности) и «Сверх-Я» (общественные нормы, законы). Поведение человека объясняется взаимодействием этих трёх составляющих.

Суть психоаналитической теории представлена в учениях о вытеснении, детской сексуальности, толковании сновидений и сублимации.

Социальная активность, по мнению Фрейда, базируется на изначальных противоречиях человеческой психики, которые в ходе общественного развития постепенно «сублимируются» в различные формы межэтнической, межнациональной, межгосударственной, групповой, партийной, классовой и прочей борьбы. Попытки «лечения» организма человечества извне, т.е. с помощью установления более разумных структур власти, усиления Лиги Наций и т.д., Фрейд считает мерой целесообразной и необходимой, но недостаточной, ибо, таким образом, мы лечим симптомы, не добираясь до корней болезни. Корни же лежат в самой человеческой психике, где изначально противоборствуют «прогрессивные» и «регрессивные» устремления, жажда жизни и жажда смерти, стремление к движению по путям саморазвития и стремление к возвращению в исходное «материнское лоно» не осознающей себя материи. Практический выход из тупика Фрейд видит в постепенном возрастании роли человеческого разума, осознающего свои первородные инстинкты и научающегося укрощать их без патологических травм для самой человеческой психики.

Непосредственные последователи Фрейда (фрейдисты) и неофрейдисты, предпринявшие попытки модифицировать учение З.Фрейда, учесть роль социальных факторов в развитии психики, активно разрабатывали и проблемы социальной психологии. Неофрейдисты выдвинули ряд положений:

- о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека (и даже национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе;

- о сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам;

- о выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп и т.п.

В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений.

В рамках неофрейдизма были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей, тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.

Когнитивизм

Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами – взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия\несоответствия.

Особое место в когнитивной социальной психологии занимают так называемые теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признаётся потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф.Хайдера), коммуникативных актов (Т.Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П.Танненбаумана).

Каждая из указанных теорий выделяет определённые аспекты во взаимодействии когнитивных структур, но все вместе они обнаруживают специфику основной объяснительной модели психического в когнитивизме, которая заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании. Эта идея может быть уязвима методологически: абстрактное соответствие зачастую никак не связано с реальным миром.

Интеракционизм

Такое направление как интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие), берёт своё начало из социологической ориентации. Его источник – теория символического интеракционизма Дж.Мида.

Интеракционизм сосредоточивается на четырёх проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются:

1) человеческая природа и социальный порядок как продукты коммуникации;

2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т.Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р. Мертон), социальной драматургии (Э.Гофман) и др.

Можно выделить и другие направления в развитии социальной психологии, но вклад их в этот процесс менее значителен.

Общей тенденцией развития социальной психологии являются утрата специфических особенностей методов исследования, сужение предмета исследования и, как следствие, переход от глобальных концепций к более локальным моделям описания социально-психологических феноменов и закономерностей.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 7525;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.