Социальная психология как наука
Социальная психология как область исследования появилась в конце 19 века, но начала оформляться как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе как серьёзная научная дисциплина, лишь в середине ХХ века.
Изучение социальной психологии следует начинать с рассмотрения её специфического круга феноменов, который является фундаментом при изучении объектов данного раздела психологии.
1. Человек существует и развивается в обществе, в конкретной группе в соответствии с принятыми требованиями: изменяет свои мысли, и поведение, переживае6т какие-либо эмоции, чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Иначе говоря, социальная среда влияет на нас как на отдельную личность.
Обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лу4чше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении.
Находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в межличностных отношениях.
Поскольку любой из нас принадлежит к определённой социальной общности, нам часто приходится участвовать в групповом взаимодействии (а людям, чья профессия связана с таким взаимодействием, необходимы ещё и навыки его организации).
Мы замечаем, что наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей: с одними легко и продуктивно работается, а с другими возникают трения, в одиночку часто скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно. Приведённые примеры показывают, что характер взаимодействия людей влияет на эффективность их деятельности.
Группа может способствовать развитию личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «скажи, кто твоя малая контактная группа и я скажу кто ты».
Рассмотренные нами явления относятся к социально-психологическим явлениям или феноменам, а науку, изучающую такие явления, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, называют социальной психологией.
Приведём наиболее известные определения социальной психологии и попытаемся выделить то общее в них, что может представлять основной предмет социальной психологии.
Социальная психология:
- изучает «механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, а также социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях»;
- «эта область» психологии призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом»;
- «это научное исследование поведения человека под влиянием присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошлом, настоящем и будущем»;
- «социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредоточивается лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах».
Обобщая данные определения, можно сказать, что
социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей |
В центре внимания социальной психологии находятся цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников группы, лидерство и руководство и т.д.
Существенное место занимают проблемы, связанные с личностью - это социальные установки, межличностные связи (отношения), ценностные ориентации, социальные роли.
Особое значение придаётся изучению массовидных явлений - это классовые и национальные психологические особенности, нравы, обычаи, привычки, психологические особенности массы, толпы.
При всём разнообразии социально-психологических феноменов и явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми, т.е. каждый из нас приобретает основные социально-психологические черты через свой личный опыт общения, через непосредственные контакты в микросреде (в семье, в школе, на улице, на производстве). Через микросреду, через непосредственное общение и контакты каждый из нас познаёт социальный мир и общается со всем миром, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами и т.д.
Грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреда и есть малые группы, где протекает жизнь каждого из нас.
Через микросреду (в семье, в школе, на улице, на производстве) и её особенности каждый из нас осваивает опыт и знания предшествующих и современных поколений, т.е. проявления макросреды. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а опосредованно, через свой круг общения, т.е. через малую группу.
Очертив поле социально-психологических феноменов, необходимо выделить системное ядро этого многообразия, которое собственно и должно составлять предмет социальной психологии, так как специфику любой науки определяет её предмет и методы взаимодействия с этим предметом.
Каждое психологическое направление под своим углом зрения производит сечение (или проекцию) феноменологии и, соответственно, решает вопрос о содержании предмета социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей.
Одни исследователи в качестве предмета видят «общественную психологию - уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов». Другие, напротив, видят главным предметом исследования социальной психологии личность. Третьи попытались синтезировать два предыдущих подхода и трактовать предмет данной науки как «изучение и массовидных психических процессов, и положения личности в группе».
Опираясь на определение социальной психологии, можно утверждать, что предметом социальной психологии как науки являются факты, закономерности, механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Важно, что при всех частных расхождениях основная идея была общей – предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
Основными разделами социальной психологии являются:
Психология совместной деятельности и общения. Она изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.
Социальная психология личности. Изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.
Психология межличностных отношений. Рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи (симпатии, совместимости, срабатываемости), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процесс их взаимодействия.
Психология социальных групп. Исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей.
Наиболее близкими к социальной психологии науками (по своим предметам) являются общая психология и социология. Социальная психология стала независимой отраслью психологической науки отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы, связанные с описанными выше феноменами.
Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологические образования как социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический климат, общественное мнение, умонастроения, а также групповые феномены – идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т.д.
Соотношение предметных областей общей психологии, социальной психологии и социологии
С О Ц И О Л О Г И Я |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ |
Если социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных норм и ценностей, то социальных психологов – конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учётом микро- и макросреды, в которой живёт человек.
Задачи, которые не решаются общей психологией – это динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия, т.е. как конкретно действует личность в различных социальных группах. В отличие от общей психологии социальная психология не просто отвечает на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но и почему именно такие, а не иные мотивы, потребности и установки сформировались у данной личности, в какой мере всё это зависит от той группы, в которой эта личность действует и т.д.
Современное социально-психологическое исследование включает в себя:
1. Формулирование специальных проблем, решаемых на основе собранных данных и их анализа.
2. Чёткое определение понятий и критериев описания.
3. Построение выводов на основе данных, получаемых общепринятыми методами.
4. Верифицируемость данных, т.е. доступность проверке со стороны различных исследователей.
Понимание предмета социальной психологии и её статуса в системе наук зависит от понимания «границ» предметов как психологии, так и социологии.
Тема 2. Общение – базовая категория социальной психологии
Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура и какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?
Термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь с позиций теории деятельности. В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как образ жизни, как две стороны социального бытия человека (Ломов, 1976. с. 130). В других случаях общение понимается как определённая сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, оно есть её элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев, 1975. с. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (как коммуникативная или речевая деятельность).
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра.
Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т.д.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.
1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Общение - это не только передача суммы умений, навыков и знаний, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием "неподтверждение''. Причем в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами "Ты не прав" или "Ты — плохой" и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь". Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей "подтверждающей терапии": ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные процедуры направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности''.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:
императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной'' стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и, требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения. К таким сферам относятся: военные уставные отношения, отношения "начальник — подчиненный" в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений;
манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общениюстремление добиться контроля над поведениеми мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции'' является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого, типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.
Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в, остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э.Шостром - один из ведущих критиков "карнегианского" подхода в общении - манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим.
Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А. А.Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников";
диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1. Наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу "здесь и теперь").
2. Использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.
4. Содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).
5. Следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.
Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
Структура общения
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова, заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий; К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание.
Коммуникативная сторона общения. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным (в данном случае мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы). Это обусловлено тем, что в условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального).
Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание данногомеханизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.Для этого обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.
В процессе коммуникации перед участниками общения
стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблёма выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту). Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным - оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, тексту и ситуации общения.
Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, оно может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это, так называемое, фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим, количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о детской "логике" и т.д.
Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это - социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера имеет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
Барьеры отношения — это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия, к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.
Принято выделять два основных типа коммуникативного
воздействия - авторитарную и диалогическую коммуникацию.
Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.
В случае авторитарного воздействия реализуется установка "сверху-вниз", в случае диалогического — установка на равноправие. Установка "сверху-вниз" предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установке слушатель воспринимается, как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение. Соответственно различаются и позиции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного диалогического типа. В первом случае слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором — вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.
Коммуникации между людьми имеют ряд специфических, особенностей.
1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл (А.Н.Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.
2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае, предполагает воздействие на повеление партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).
4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно использовать понятие "направленность сигналов". В теории коммуникации по характеру направленности выделяют: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis — ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации; б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete — сеть), когда сигналы направлены множеству возможных адресатов. По отправлении ретиальных сигналов члены группы начинают осознавать свою принадлежность к группе и социально ориентироваться.
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный "фильтр доверия-недоверия" (Б.Ф.Поршнев). Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией (А.А.Брудный). Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки, зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальный мерам, чтобы скрыть ее).
В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Являясь универсальным средством общения, речь приобретает значение только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление других -неречевых - знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семантикой, т.е. смыслом поступков (В.Г.Ананьев). Иначе говоря, полнота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (применяются различные неречевые знаковые системы) коммуникации. Каждая из них использует свою знаковую систему, поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако в общение, помимо этого универсального знакового средства, включены и другие знаковые системы, называемые, в целом, невербальной коммуникацией.
Прежде всего, отметим роль оптико-кинестетической и акустической систем. К оптико-кинестетической системе относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека — жесты, мимика, позы, походка и т.д. Сюда же входит такая специфическая форма человеческого общения, как контакт глаз. К акустической системе относится качество голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь - паузы, покашливания, смех и др.
Среди невербальных систем большую роль играет также организация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет, скорее всего, негативную защитную реакцию человека.
Особое место могут занимать ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые "хронотропы". Описан, например, хронотроп "вагонного попутчика". Нам нетрудно объяснить удивительную откровенность, которую допускают по отношению к себе люди в общении с "вагонным попутчиком".
Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда целью общения со стороны говорящего является "излияние души", эмоциональная разрядка.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1760;