Регулирующая функция моды заключается в том, что она,
с одной стороны, выявляет социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальными группами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.),
а с другой — сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества.
В буржуазном обществе мода, с одной стороны, подчеркивает неравенство, выявляет различия между социальными группами и классами, с другой — является символом демократизации и социального равенства, стирая или маскируя эти различия.
Идеологи буржуазного общества считают крайне важным для стабильности общества развитие молодежной моды, которая удовлетворяет потребности молодого поколения в самоутверждении и при этом облегчает адаптацию во взрослом мире, позволяет «выпустить пар», преобразовать недовольство обществом в формы «безопасной» агрессии. Шокирующий внешний вид и манера поведения, музыка и танцы гораздо безопаснее для общественного спокойствия, чем увлечение экстремистскими политическими идеями и участие в террористических актах.
В эпохи экономического подъема потребление напоказ достигает своего апогея — люди стремятся продемонстрировать свои успехи и покупают вещи престижных марок и фирм (например, в 1980-х гг. успехом пользовались узнаваемые марки одежды с ярко выраженными стилями — Шанель, Версаче, Москино и т.п.). Классические бизнес-костюмы от Армани, Черутти или «Хуго Босс» у яппи (так называли молодых людей, быстро разбогатевших на биржевых спекуляциях и на рынке недвижимости) стали символами успешной карьеры, на которую была ориентирована молодежь 1980-х гг.
В конце 1990-х гг. новый экономический бум вызвал увлечение показной роскошью — появились стили «гламурный минимализм» и «хиппи-шик», ставшие новым способом обозначить высокий статус и материальные возможности с помощью одежды, отличающейся от привычных аккуратных костюмов среднего класса. В моду вновь вошли престижные марки (стали говорить о настоящей «логомании» — логотипы превратились в узоры на плащах и колготках, фурнитуру и украшения).
В эпохи кризисов, наоборот, эта тенденция затихает. Высшие классы начинают копировать стиль жизни низших или средних классов, подражают их модным образцам. Например, во Франции в канун буржуазной революции аристократы подражали костюму третьего сословия и носили английские фраки из шерстяного сукна темных цветов и рединготы. Во время экономических кризисов в моду входят более «скромные» стили, демократичная одежда, например в начале 1930-х гг., в 1970-х гг. В начале 1990-х гг., в разгар экономического кризиса, элита либо скрывалась от глаз вездесущих репортеров, либо имитировала стиль жизни низших слоев — тратить напоказ деньги стало неприлично; знаменитости переоделись в футболки и рваные джинсы и активно занялись благотворительностью.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 663;