Цикличность развития моды.
В развитии моды прослеживается связь с общественно-историческими явлениями: социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. «Толчком» для немедленных изменений в моде служат политические революции, крупные исторические потрясения (войны), например Английская буржуазная революция, Великая французская революция, Тридцатилетняя война, Первая и Вторая мировые войны. Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта, война во Вьетнаме или война в Кувейте) также могут привести к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание всего общества, влияют на возникновение новых стандартов и образцов моды (например, горбачевская перестройка во второй половине 1980-х гг. вызвала на Западе моду на использование советской символики).
По своей природе мода — явление интернациональное, так как к ней может присоединиться любой желающий, для нее не существует границ. Развитие международных связей и средств массовой информации, формирование международного рынка создали основу для интернационализации моды. Этот процесс начался уже в XVI в., когда появилась первая общеевропейская мода — испанская. К концу XVII в. практически исчезли национальные особенности в городском костюме Западной Европы, к концу XIX в. — в крестьянском костюме. Сформировалась европейская мода, которая благодаря колонизации европейскими странами других регионов мира стала претендовать на роль общемировой. Появилось понятие «глобальная мода», т.е. интернациональный стиль в моде и дизайне. Свой вклад в этот процесс внесли транснациональные корпорации, заполнившие своей единообразной продукцией мировые рынки («Кока-кола» — стали говорить о «кока-колонизации» мира, «Макдоналдс» и др.), и развитие новых средств транспорта и связи (авиация, радиосвязь, спутниковое телевидение, глобальные компьютерные сети). Благодаря этому информация о новой моде практически мгновенно достигает любого уголка земного шара.
Однако экологические проблемы заставили по-иному оценивать последствия глобализации моды. Экспансия в другие страны массовой американской культуры, навязывающей стандартные примитивные образцы, все чаще подвергается критике. Даже в Западной Европе нарастает сопротивление «американизации» культуры. Интернациональная мода, ориентированная на западные стандарты образа жизни, приобретает новые качества: возникает интерес к своеобразию культурных традиций разных народов, так как современный мир — это множество национальных и региональных культур, являющихся ценнейшим наследством, полученным современной цивилизацией от предшествующих поколений. Культурная терпимость и этнический плюрализм стали важными завоеваниями современного общества.
Переход к массовому производству готовой одежды, предметов быта и формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды. Новые модные стандарты и образцы становятся доступными практически для всех социальных групп, так как возможности современного производства позволяют немедленно тиражировать новую моду и предлагать потребителям модные образцы разной стоимости.
Развитие средств массовой информации также позволяет практически немедленно получать информацию о возникновении новой моды, знакомиться с образцами международной моды.
Создание массового рынка и современные средства массовой информации явились причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению модных циклов.
Важнейшей закономерностью развития моды является цикличность. Наличие колебаний и ритмов в развитии моды свидетельствует о том, что система имеет механизмы самоорганизации.
Процессы внедрения и утверждения нового модного стандарта, т.е. смены модных циклов моды, называются модной инновацией, суть которой заключается в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — «новомодные». Инновация может затрагивать одновременно как модный стандарт, так и модный объект, а может затрагивать изменение только объекта (как правило, мода в одежде относится к изменениям объектов — цвет, длина, объем одежды) или только стандарта (например, когда в моду входит новый способ носить какую-то привычную деталь одежды — в 1930-х гг. и шляпы, и береты было модно носить заломленными на бок) или вовсе отказаться от объекта.
Модная инновация может быть осуществлена различными способами:
· посредством традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. «Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда произошло его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в моде. Именно благодаря инновации посредством традиции появляются многочисленные «ретро-моды»;
· путем заимствования из других культур или других областей культуры. В одежде новые модные идеи, стили и элементы появлялись из области изобразительного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических» регионов (этнический стиль в моде);
· из молодежных субкультур (например, стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;
· путем изобретения (инновация в собственном смысле) — редкое явление в истории моды, когда появляются подлинно новые элементы или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных «изобретений» можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-х гг. Э.Скьяпарелли и В.Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-х гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды, и т.п.
Модная инновация является результатом противоречия между модными ценностями и средствами их обозначения в конкретных модных образцах, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения и многократного воздействия перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и образцов, из которых делается выбор, и в результате возникает новая массовая мода.
Цикл моды описывает процесс функционирования, развития и смены отдельных «мод». В основе любых циклов лежат основные стадии существования системы: формирование — установившееся состояние —кризис.
Исследователи моды выявили следующие стадии цикла моды:
1. возникновение новой моды (отличительная стадия, этап яркой индивидуальности).
Эта стадия включает в себя три этапа:
1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками;
2) присвоение названия новой моде;
3)появление лидеров новой моды;
2. распространение (подражательная стадия, «пик», адаптация). На этой стадии у новой моды появляется все больше последователей. Эта стадия состоит их двух этапов:
1) «пик», или адаптация, когда к новой моде присоединяются неофициальные лидеры
моды, ранние последователи, затем присоединяется «раннее большинство»;
2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда массовое
производство тиражирует модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. К этой
моде присоединяется «запоздалое большинство», а лидеры моды уже ищут и находят
новую моду;
3. спад(стадия отмирания, исчезновение вследствие замены). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их принимают консерваторы («отстающие»).
На стадиях экономического подражания и спада цикла моды, когда на первый план выходит нивелирующая функция моды, с экономической точки зрения целесообразно продлить цикл моды путем дифференциации и специализации модных стандартов и образцов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации.
Одни исследователи моды отрицали существование четких ритмов в развитии моды, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду, особенно связанные с модой в костюме. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебаний моды 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм предложил следующую продолжительность циклов моды: в средние века— Шлет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-х гг. XX в. — 1 год. Американская исследовательница моды А.Янг на основе изучения изменений женского костюма с 1760 по 1937 г. предложила продолжительность полного цикла 100 лет, в течение которого последовательно сменяют друг друга три типа юбки: «с задней полнотой», «трубчатый тип» и в форме «колокола», каждый из которых господствует примерно треть века. Циклические изменения модной формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А.Н.Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100, 72, 48, 36, 24 года. К категории модных изменений отнесли циклы продолжительностью 12, 6 и 3 года.
Особая роль моды в рыночной экономике, формирующей и регулирующей запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению циклов потребления в индустриальном обществе. Сознательно ускоряя смену имиджей вещей, закладывая уже при проектировании быстрое эстетическое, а часто и физическое устаревание продуктов дизайна, производитель тем самым заставляет потребителя сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных (концепция планируемого устаревания в коммерческом дизайне).
Прогнозирование моды. Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. Прогнозированием называют специальное научное исследование перспектив развития явления. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях развития и сроках их осуществления. Виды прогнозов различаются по времени: оперативные — до 1 месяца, краткосрочные — от 1 месяца до 1 года, среднесрочные— от 1 года до 5 лет, долгосрочные — на 5—15 лет, дальнесрочные — более чем на 15 лет. Очевидно, что актуальность прогнозирования моды вызвана потребностями массового производства: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т.п. Для моделирования одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год —полтора и более до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более. Чаще всего речь идет о краткосрочных и среднесрочных прогнозах моды (2 — 5 лет).
В дизайне существует понятие проектный прогноз (дизайн-прогноз), когда прогноз принимает форму проекта. Проектирование новых изделий изначально включает в себя момент прогноза. Объектом проектного прогнозирования является вещь. Поэтому прогнозирование будущих модных тенденций в одежде можно отнести к разряду проектных прогнозов.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:
1) оценка перспектив развития прогнозируемого явления с помощью установления аналогии с хорошо известными процессами и явлениями, поэтому при прогнозировании моды в костюме плодотворным может быть проведение аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение формально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компьютерной графике и т.п.;
2) условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Цикличность моды как раз дает основания для подобных прогнозов;
3) создание модели явления, разработанной в соответствии с ожидаемыми или желательными условиями, перспективы развития которых известны. В дизайне такую модель называют футуропроектом. К футуропроектам можно отнести коллекции авангардных дизайнеров одежды.
Существует множество точек зрения на возможность прогнозирования моды и выбор определенных методов прогнозирования. Одни отрицают наличие четких ритмов в смене моды, как в природных циклах, и возможность точного количественного измерения модных параметров. Другие признают наличие строгой закономерности развития моды и необходимость точного прогнозирования моды, в том числе с помощью методов математического моделирования. Можно выделить два принципиально различных подхода к прогнозированию моды.
Первый подход (российский теоретик моды А. Гофман назвал его «фаталист-ским», когда модные циклы уподобляют природным циклам, в связи с чем смена «мод» происходит с такой же неизбежностью, как смена времен года) связан с прогнозированием отдельных модных объектов. В дизайне одежды это прогнозирование формы костюма, его структурных элементов. Такой подход можно назвать «формальным», так как исследуется именно форма костюма. В этом случае метод прогнозирования моды основан на изучении закономерностей изменения структуры формы костюма во времени как наиболее устойчивого признака моды в отличие от мобильных элементов костюма (цвет, орнамент, отделка). Для выявления этих закономерностей проводится анализ развития форм костюма на протяжении определенного отрезка времени (как правило, исследуется костюм XIX—XX вв. по журналам мод). Для того чтобы результаты этого анализа можно было обработать с помощью компьютера, предлагается «упрощение» информации о форме костюма. Например, в виде одной их трех фигур — трапеции, прямоугольника, овала — представляются основные элементы костюма (юбка, лиф, рукава), при этом учитываются длина и ширина этих элементов. На основании этих данных строятся графики изменения длины изделия, площади проекций формы и расположения линии талии, выявляется взаимосвязь между ними. Затем строится сводная теоретическая или формализованная «модель моды» — модель ритмического движения модных форм в костюме (математическая модель) — и определяются циклы моды. Выявленные тенденции развития формы костюма экстраполируются (условно продолжаются) в будущее, и прогнозируется структура формы костюма в нужный отрезок времени, т.е. определяется, в какой момент повторятся те или иные силуэты и формы. По подобной схеме пытаются прогнозировать и цвет в костюме, увязывая изменения цветовых предпочтений с изменением структуры формы костюма.
Однако подобный подход к прогнозированию обладает и существенными недостатками: его критикуют за то, что принимается во внимание только один из нескольких способов осуществления модной инновации (на основе традиций), только один источник информации о будущем, а также за субъективное упрощение информации о моде прошлого. Но самый главный недостаток такого подхода заключается в том, что форма одежды не дает информации о модных ценностях, т.е. исследуется только один компонент структуры моды — модный объект, другие компоненты (модные стандарты, модные значения) остаются вне сферы исследований. Кроме того, по мнению А. Гофмана, фата-листское истолкование этих циклов чревато не только ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность «творцов» моды — дизайнеров, которым вместо того чтобы делать моду, остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт им необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременив» его.
Более плодотворным (и распространенным на Западе) является второй подход к прогнозированию моды, ориентированный на все структурные компоненты моды в целом, когда прогнозируются различные аспекты образа жизни людей и их потребности. В этом случае прогнозируют развитие общества, а не отдельные «моды» (формы костюма).
Новая вещь начинается именно с требований потребителей, создателем новой вещи (и новой моды) является потребитель, поэтому прогнозирование моды тесно связано с прогнозированием социальных потребностей.
Потребность в вещи на различных стадиях своего развития может выступать в трех аспектах:
1) потребность-состояние, когда объект неизвестен субъекту потребления или существует только как возможность для проектирования;
2) потребность-стремление, когда потребитель знаком с объектом, но при этом сам объект недоступен для потребителя (по финансовым соображениям или отсутствует в продаже);
3) потребность-ориентация, когда потребитель осуществляет момент выбора. Опережающее проектирование в дизайне ориентируется именно на потребности-состоянии. Например, французская писательница М.Дюрас так написала о французском кутюрье И. Сен-Лоране: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого». Кроме того, один из путей прогнозирования моды — образное мышление и принятие рискованных решений с учетом новых тенденций в развитии формально-эстетического языка в искусстве.
Прогноз моды основывается на социологических прогнозах :
· прогнозе социальных потребностей,
· прогнозе образа жизни,
· демографическом прогнозе,
· прогнозе занятости и уровня образования и т.п.
Социологические прогнозы делаются на основе методов опроса населения и экспертов (которые позволяют определить перспективы развития потребностей общества, мотивы поведения и т.п.), изучения структуры и характера деятельности человека или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. Именно подобная информация дает возможность прогнозировать будущую моду.
В западных фирмах, занимающихся прогнозированием, есть специалисты, называемые «тренд-скауты», которые изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, торговые центры и т. п.), выявляя новейшие тенденции, например:
· нетрадиционные способы ношения одежды,
· сочетания элементов,
· предпочтения определенных стилей и т.п.
Кроме того, «предсказать» будущие модные тенденции можно, внимательно проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считают «авангардистами в моде». В крупных компаниях обязательно есть свои отделы, занимающиеся прогнозированием новых направлений моды, в том числе и на основе исследований спроса покупателей.
Именно по подобной методике занимаются прогнозированием цвета — на основе систематических исследований динамики цветовых предпочтений потребителей. Колористический облик промышленной продукции зависит от изменений общественного вкуса в области цвета. Международная ассоциация по цвету как раз занимается изучением проблемы индивидуальных и общественных цветовых предпочтений.
Впервые такие исследования стали проводить в Японии. Японский институт исследований цвета занимается изучением восприятия цвета разными возрастными группами, проводя тестирование на определение остроты восприятия цвета, ассоциативное восприятие цвета. Сопоставление индивидуальных предпочтений цвета с общей тенденцией вкусов, характерных для конкретного времени, выяснение особенностей индивидуального восприятия использования цветов в формировании образных характеристик дают основу для определения общей тенденции цветовых предпочтений и прогнозирования изменений в области цвета. Подобные исследования позволяют определить тенденции развития цвета, которые затем воплощаются в модные тенденции, представленные на международных салонах и ярмарках тканей.
Ориентация на моду в целом позволяет не просто учитывать моду, но воздействовать на нее, управлять ею, опираясь на реально существующие циклические механизмы изменений моды. Для эффективного управления модой необходима не только определенная избыточность новых идей в дизайне, но и понимание социальных причин ее возникновения и изменения, знание характерных особенностей модного поведения.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 3985;