Вызывающей зависть демаркации высших классов;

7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким ста­тусом, с высокостатусными группами.

Блумер считает, что на различных фазах своего развития мода служит раз­личным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей. В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода.

В зависимости от угла зрения на моду (как на социально-статусное, эстети­ческое, социально-коммуникативное или психологическое явление) можно выделить следующие функции моды:

· инновационную— мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные культурные образцы, способствует введению и принятию нововведений в самых разных сферах деятельности;

· регулятивную— мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой; облегчает человеку выбор и помогает тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечи­вает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближай­шему будущему;

· психологическую — мода удовлетворяет психологические потребности чело­века в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенси­рует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является спосо­бом эмоциональной разрядки и, будучи элементом механизма защиты от пси­хологических перегрузок, предлагает готовые образцы поведения личности в массовом масштабе, удовлетворяет потребность в психофизиологической раз­рядке, что особенно актуально для обитателей современных мегаполисов с их монотонной и однообразной повседневной жизнью;

· социализации — мода является одной из форм приобщения человека к соци­альному и культурному опыту, помогая восприятию определенных социальных норм и ценностей и воспроизводству определенной социальной системы; спо­собствует формированию самосознания индивида;

· социальной дифференциации и нивелирования— мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, т.е. одновремен­но обозначая и маскируя социально-статусные различия;

· престижную— мода является формой выражения престижа, связанного с определенным социальным статусом, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Мода является фактором, повышающим или понижающим престиж тех или иных культурных образцов;

· коммуникативную— мода представляет собой одну из форм массовой ком­муникации — процесс передачи модных стандартов от одних индивидов или социальных групп к другим, т.е. передачи культурных образцов, наделяемых модными значениями, а также передачи информации о самих участниках моды. Такая коммуникация способствует формированию у ее участников согласия и общности в ценностных ориентациях;

· экономическую— мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формиро­вание определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей;

· эстетическую — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распростране­ния и изменения эстетических оценок в обществе.

 

Современная мода отражает изменения, соответствующие переходному пе­риоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмо­дерна). Основными признаками нового мировоззрения становятся децентрали­зация и многомерное сознание. На смену унифицированной массовой культу­ре приходит культура разнообразия, уникальности и полицентричности, по сути, множество равноценных субкультур вместо единой модели культуры.

Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна, от­вергающего иерархическую систему норм и оценок, привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же как отсутствует понятие «хорошего вкуса»). С 1970-х гг. более не существует единой моды, властно диктующей всем свои правила. Вместо од­ной «моды» мы наблюдаем много «мод», связанных с образом жизни и осо­бенностями поведения разных социальных групп, которые имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся стандарты моды.

С 1970-х гг. в сфере потребления господствует эклектизм, что обусловлено эстетическими предпочтениями массового потребителя. Как выявили исследо­вания, большинство потребителей не обладают способностью к сложным ас­социациям, не чувствуют диссонансов при смешении стилей, что и приводит к эклектизму как следствию потребительских предпочтений. Эклектизм в дизайне одежды в 1980-х гг. получил определение «необарокко». Для эстетики необарокко характерны небрежность, беспорядок, сложность, вольность и при­хотливость вкуса, личного выбора, отрицание стандарта.

 

 








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 711;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.