Папа Павел VI. II Ватиканский собор.
Джованни Батиста Монтини происходил из североитальянской буржуазной семьи. Первоначально вследствие слабого здоровья образование получил домашнее, его учителем был французский аристократ. Любовь к Франции и французской культуре вследствие этого стало характерной для Монтини. Получил высшее образование в государственном римском университете, затем - в Григорианском понтификальном университете, посещал с начала 20-х гг. Папскую академию. Примерно в это же время он поступает на службу в Ватикан и постепенно растет по карьерной лестнице. К концу 30-х гг. он уже видный чиновник курии, занимающий одно из важных мест. Его карьерный рост продолжался вплоть до 1954 г. Однако затем произошел его резкий разрыв с папой Пием XII, которого он считал своим учителем. Монтини не разделял симпатий последнего к фашизму и антипатий к коммунистам. Узнав о контактах Монтини с лидером коммунистической парии Италии Пальмиро Тольятти, Пий XII удаляет Монтини из курии, сделав его архиепископом Милана даже без полагающегося при этом посвящения в кардиналы.
С избранием нового папы отпали все опасения относительно продолжения собора. Новый папа был прогрессистом, однако прогрессистом расчетливым и холодным. Прежде, чем принять решения Монтини их тщательно взвешивал, за что и был прозван «миланским Гамлетом». В отличие от своего предшественника, Монтини хорошо знал аппарат управления Ватиканом и смог достаточно легко подчинить этот аппарат себе.
Накануне открытия 2-й сессии собора произошел ряд важных событий. Первое – получившая широкий общественный резонанс речь Павла VI в знаменитом Гроттаферратском аббатстве, которое было итальянским центром восточного обряда. Аббатство славилось своим собранием редких рукописей и книг. В своей речи папа выразил надежду на воссоединение христианства если не в ближайшем будущем, то в отдаленной перспективе.
Следующее событие – это конференция на о. Родос, проходившее с 26 по 29 сентября 1963 г. Интересы РПЦ, которые представлял возглавлявший Отдел Внешних церковных сношений митрополит Никодим (Ротов), заключались в том, чтобы и остальные православные церкви отправили своих представителей на Собор с тем, чтобы РПЦ не оказывалась в изоляции. Это наталкивалось на сопротивление Константинопольской Церкви в лице патриарха Афиногора, который стремился подчинить все православные церкви своему влиянию. Афинагор не хотел, поэтому, поддерживать РПЦ, чье присутствие на Соборе до этого обеспечивало ей первенствующую роль, а высказал идею диалога с Ватиканом «на равных началах», который, естественно должен вестись Афинагором от лица всех православных. В итоге было принято решение, что каждая поместная церковь будет сама определять целесообразность отправки наблюдателей на Собор.
Новая сессия собора проходила с 29 сентября по 4 декабря 1963 г. Перед открытием папа принял важное решение. Во главе Собора, по положению ваше президиума было поставлено 4 т.н. модератора. Все они были личными друзьями папы, и через них он осуществлял на соборе свою политику. Немаловажно, что все они в той или иной степени были прогрессистами.
На II-й сессии собора были, наконец, утверждены обсуждавшиеся еще на I-й сессии схемы или концепции о богослужении и средствах массовой коммуникации. Острая дискуссия возникла по поводу схемы «О Церкви». Здесь столкнулись консерваторы, традиционно стремившиеся подчеркнуть исключительную власть в Церкви римского папы как преемника Ап. Петра и сторонники коллегиальной роли епископата. Когда по этому вопросу высказалось около 200 человек, а желающих было еще больше, было решено предложить участникам собора несколько вопросов, с помощью письменного ответа на которые и будет сформулировано учение о Церкви. Большинство ответов было в пользу коллегиальной роли епископов.
На той же сессии стал обсуждать и вопрос об отношении к экуменизму. Следует отметить, что католическая церковь до того момента не участвовала в экуменических проектах и не входила во Всемирный Совет Церквей. Теперь Ватикану, чтобы не утратить своих позиций в мире предстояло разработать свой вариант экуменизма. Католический взгляд на экуменизм и отношение к другим христианским конфессиям будет сформулирован на III-й сессии Собора.
Новой политической интригой стало предложение освобожденного в СССР митрополита Иосифа Слипого образовать Киевский патриархат католической церкви, что не было поддержано организаторами собора и предложение 200 епископов разработать схему «О борьбе с коммунизмом», что, естественно, вызвало противодействие советской стороны.
С этими результатами II-я сессия Собора подошла к концу.
Между тем, в перерыве между сессиями собора, произошла сама значительная интрига, имевшая к ходу собора самое непосредственное отношение. Новый папа стал активно развивать диалог с православными церквами. В начале 1964 г. состоялся его визит на Св. Землю, в ходе которого состоялась встреча папы с константинопольским патриархом Афинагором. Эта встреча явилась итогом сепаратных переговоров между Римом и Константинополем. Главы других православных церквей были проинформированы об этой встрече без приглашения к участию в ней. К идее такой встречи главы разных поместных церквей отнеслись по-разному. В Москве отнеслись довольно сдержанно, не выразив определенного отношения, иерусалимский патриарх отнесся отрицательно, а Элладская церковь – резко отрицательно.
Между тем встреча состоялась. Сначала имело место совместное восхождение с разных сторон на Святую гору Афинагора и Павла VI. Затем – объятия, обмен любезностями. В ходе беседы Афинагор выразил надежду на организацию всехристианской конференции под эгидой Ватикана. Вечером того же дня состоялась беседа между Павлом VI и Афинагором. Была совместно прочтена 17-я глава Евангелия от Иоанна, а также прочтена молитва «Отче наш». На следующий день римский папа комментировал итоги встречи в духи возможности «возвращения» православных: «…Дверь овчарни открыта… Места хватит для всех… Мы с любовью ожидаем, что этот шаг будет сделан».
Эта встреча сделала необходимым проведение очередного совещания на о. Родос. Здесь опять столкнулись позиции Московского Патриархата и Константинополя. Митрополиту Никодиму удалось здесь отстоять интересы Русской Православной Церкви. От лица всего совещания была составлена декларация, в которой, признавая саму необходимость диалога с католической церковью, сам этот диалог был отсрочен на неопределенное время. Другим итогом встречи между Афинагором и Павлом VI стала отправка наблюдателей от Константинополя на Собор.
В тот момент положение Вселенского патриархата резко ухудшилось вследствие начавшегося на Кипре столкновения греческого и турецкого населения. В результате от представителей правительства и общественных организаций последовали недвусмысленные угрозы выдворения всей патриархии во главе с самим патриархом Афинагором. В этих условиях Афинагор был заинтересован в союзнике на Западе. В результате он, вопреки решения III совещания на о. Родос, пошел на односторонние переговоры с Ватиканом, результатом которых стала совместная Декларация Римско-Католической и Константинопольской Церквей по случаю снятия анафем 1054 г. Эта декларация была обнародована на последней, IV сессии собора. Как шаг навстречу православным церквам было воспринят многими «Декрет о Восточных Церквах», согласно которому в частности православным разрешалось принимать участие в таинствах Евхаристии, Покаяния и Елеосвящения в случае болезни «если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом», такое же право закреплялось и за католиками.
Иоанн Павел I.
После смерти Павла VI 26 августа 1978 г. был избран новый папа – Иоанн Павел I. Его выборы прошли на редкость быстро, как, впрочем, быстро закончилось и время управление католической церковью. Вероятно, его понтификат был самым коротким в истории папства, продлившись всего 33 дня. Его слова при избрании, которые он сказал кардиналам, оказались пророческими: «Да простит вам Бог то, что вы со мною сделали». Печальным предзнаменованием для нового папы стала и трагическая кончина митрополита Никодима (Ротова), которая произошла прямо на его глазах во время аудиенции.
Поприветствовать нового папу в Рим съехались делегации от разных церквей. Делегацию от Русской Православной Церкви возглавлял митрополит Никодим. Неожиданно он попросил о личной аудиенции с новым папой вне протокола. Такая аудиенция была ему предоставлена. Перед этой встречей митрополит очень сильно волновался, у него было больное сердце и пришлось принимать нитроглицерин для понижения давления. На тот момент митрополит успел перенести уже 5 инфарктов. В ночь на 5 сентября его состояние вследствие большого волнения еще сильнее ухудшилось. Утром появились новые поводы для волнения: у него украли машину, предоставленную Ватиканом для поездки. Встреча митрополита Никодима с папой продолжалась в течение 15 минут. Ее содержание до сих пор держится в тайне, однако не подлежит сомнению, что речь в этой беседе шла о единстве Церкви. «Никодим не прибыл в Рим, чтобы давать советы Папе. У него было острое чувство места каждого в Церкви. Митрополит говорил о Церкви во всей ее совокупности, с живейшим интересом… От этого нового видения Иоанн Павел I не укрывался. Более того, он сделал жест, показывавший, что он не боялся, и в то же время это был жест открытости и простоты… Он признал, что не-католик мог его чему-то научить, и он подтвердил даже публично, с разоружающей внезапностью, когда сказал: «Я вас уверяю, что никогда ничего не слышал более хорошего в моей жизни…» - вспоминает о том разговоре присутствовавший на встрече католический священник Мигель Оранс. Сразу же после этой беседы прямо во время аудиенции митрополиту Никодиму стало плохо, и он скончался в присутствии римского папы, который лично прочел над ним разрешительную молитву. Так ушел из жизни этот выдающийся деятель Русской Православной Церкви.
О церковной политике Иоанна Павла I сказать нечего. За короткий срок своего понтификата о просто не успел себя проявить. Имя, которое он взял себе при избрании, показывало то, что папа хочет себя видеть продолжателем политики двух своих предшественников – Иоанна XXIII и Пия VI. 28 сентября 1978 г. личный секретарь папы, зайдя в его спальню, обнаружил его мертвым. Иоанн Павел I умер внезапно, от инфаркта миокарда.
Иоанн Павел II.
14 октября того же 1978 г. конклав кардиналов собрался для выбора нового папы. В выборе участвовало 111 кардиналов. Причем, весьма возросший и обновленный при Иоанне XXIII и Павле VI состав кардиналов состоял из одинакового количества европейцев и неевропейцев, неевропейцев было даже на 1 человека больше. Это в какой-то степени и предопределило сенсацию. Новым кардиналом стал не только не итальянец (впервые с середины XVI в.), но даже и не представитель германских народов. Новым папой стал поляк, следовательно, выходец из социалистической страны, Кароль Войтыла, который принял имя Иоанна Павла II. Избрание Кароля Войтылы римским папой было полной неожиданностью
Кароль Войтыла родился в 1920 г. в Южной Польше, входящей в состав Австро-Венгерской империи. Его отец был офицером сначала австро-венгерской армии, затем – национальной польской армии. Кароль Войтыла хорошо учился, с отличием окончил гимназию. Образование продолжил в Кракове в Ягеллонском университете. Образование чуть было не прервалось вследствие немецкой оккупации. Немцы закрыли университет, однако образование было продолжено Каролем Войтылой в подпольном университете, организованном польской интеллигенцией. Параллельно будущий папа стал работать простым рабочим на содовом заводе. В это же время Войтыла с единомышленниками организует театр «Рапсодия», проявив при этом большой талант актера и режиссера.
В 1942 г. Кароль Войтыла решает посвятить себя церковной карьере. Для этого он поступает еще в подпольную семинарию, продолжая после освобождения Кракова в 1945 г. обучаться уже легально. В 1946 г. он был посвящен в священники и затем продолжил образование в Риме, в т.н. «Ангеликуме» - доминиканском университете св. Фомы. В 1949 г. он защищает докторскую диссертацию по моральной теологии.
Затем последовало возвращение на родину, где он побывал и приходским священником. Впоследствии он стал преподавателем Люблинского университета, а с 1954 г. даже возглавил там институт этики. В 1958 г. он становится титулярным епископом Краковской епархии (по-нашему - викарием) и в этой должности смог получить опыт административной работы.
Среди церковных иерархов Кароль Войтыла выделялся своей ученостью и литературными способностями. Будущий папа писал стихи, а в 1960 г. даже опубликовал свою пьесу «Лавка ювелира», которая с успехом шла во многих крупных театрах.
Большую известность Кароль Войтыла приобрел на II Ватиканском соборе, на котором выступал часто, но по делу, демонстрируя прекрасную эрудицию. Его выступления, а также работа в комиссиях сыграла большую роль при формулировке многих документов собора. К концу собора Кароль Войтыла приобрел уже большую известность. На него обратил внимание Павел VI, и с этого момента начинается карьерный взлет Кароля Войтылы. В 1964 г. он возглавляет Краковскую епархию, а уже в 1967 г. его возвели в сан кардинала.
Программа Иоанна Павла II была выражена в нескольких энцикликах. В них он заявляет о своей верности решениям II Ватиканского собора и политике своих предшественников. Большую роль папа уделял социальным вопросам. В специальной энциклике он обличает крайности капиталистического и социалистического способа производства. Он выступает против сложившейся в мировой финансовой системе практики эксплуатации одних государств другими благодаря задолженности первых. Папа выступает за мир во всем мире.
В тоже самое время Иоанн Павел II четко придерживался учения о примате римского папы. Он стремится и к сохранению чистоты вероучения. Органом, отвечающим за чистоту вероучения, в тот момент стала Конгрегация вероучения, которая пришла на смену Святой инквизиции, возглавляемая кардиналом Иозефом Ратцингером. Уже в 1979 г. конгрегация осудила ряд положений американских теологов, учение которых расходилось с христианской этикой. Далее были осуждены теологи, критиковавшие догмат о непогрешимости папы. Наконец, серьезной критике подверглись сторонники т.н. «теологии освобождения».
Благодаря своей энергичной церковной и общественной деятельности Иоанн Павел II вскоре стал весьма заметной фигурой. Это имело и положительное и отрицательное значение. Популярность папы стала причиной целой серии покушений на него. В феврале 1981 г. на него было совершено неудачное покушение в Маниле, не Филиппинах, но в мае того же 1981 г. в самом Ватикане 23-летнему турецкому террористу Мехмеду Али Агдже удалось серьезно ранить папу.
В Англии в начале ХХ в. усиливается интерес к Православию. В 1925 г. в год 1600-летия I-го Вселенского собора Англию посетили восточные патриархи и представители православных автокефальных церквей. Важнейшим вопросом, обсуждавшимся в ходе этого визита, а также других встреч, проходивших в 20-30-е гг., стал вопрос о признании православными англиканской иерархии, так как формально апостольское преемство было сохранено. Восточные патриархи готовы были здесь пойти на уступки, однако позиция ряда других поместных церквей была иной. На проходившем в 1948 г. в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви Совещании представителей православных церквей было высказано мнение, что «вопрос о признании действительности англиканской иерархии может быть рассматриваем только в связи с вопросом о единстве веры и исповедания с Православной Церковью». По большому счету все богословские собеседования с англиканами ни к какому серьезному результату не привели, так как дальнейшее распространение в обществе либеральных стандартов привело к вещам, совершенно неприемлемым для православных. С 1977 г. в англиканской церкви стали посвящать в священнослужители женщин, которых в настоящее время насчитывается уже около 2-х тысяч.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 500;