Папа Иоанн XXIII. Начало II-го Ватиканского собора.
Смерть Пия XII последовала в октябре 1958 г. На выборах его преемника столкнулось две противоборствующие партии. Одних вполне устраивал консервативный курс Пия XII и они хотели видеть преемственность в его политике, другие считали необходимым проведение реформ. Как это бывало уже не раз, пришлось избрать папой компромиссную фигуру. В результате новым папой стал 77-летний патриарх Венеции Анджелло Джузеппе Ронкалли. В отличие от своего предшественника он происходил из простой крестьянской семьи, получил духовное образование, в гг. войны был полевым священником.
В 1921 г. Ронкалли начинает работать в Конгрегации пропаганды веры. В 1925 г. он был командирован в Болгарию. Ватикан хотел воспользоваться браком болгарского царя Бориса III на итальянской эрцгерцогине Йоланде с тем, чтобы ввести Болгарию в орбиту Ватикана. Также как в известном случае с царевной Софьей в России, эта затея Ватикана провалилась. Как следствие он оставался на Балканах в течение 20 долгих лет. В 1944 г. его как человека на замешанного в германофильской политике Пия XII назначают папским нунцием в Париж. Здесь его миссия оказалась успешной. Все французские епископы, обвинявшиеся в сотрудничестве с фашистами, остались на своих постах. В отличие от консервативного Пия XII Ронкалли был готов сотрудничать с социалистами, что положительно отразилось на его имидже во Франции. В 1952 г. Пий XII делает его кардиналом. Свою малиновую шапку он получил от президента Франции одновременно с Большим крестом ордена Почетного легиона. В 1953 г. Ронкалли становится патриархом Венеции. По сути, это была почетная ссылка. Однако здесь Ронкалли проявил себя как энергичный администратор. Он посетил все приходы епархии.
Стремление быть ближе к народу в какой-то степени проявилось даже в имени, которое принял Ронкалли – Иоанн XXIII. Действительно новый папа стремился быть ближе к народу, больше общаться с простыми людьми.
Тем не менее, до 1961 г., пока был жив прежний госсекретарь, курс Ватикана оставался прежним. Впрочем, уже в 1959 г. Иоанн XXIII всех удивил, обозначив как задачу на ближайшую перспективу созыв Вселенского собора. Папа обозначил курс реформ, получивший название аджорнаменто. Аджорнаменто – это обновление, модернизация церкви. Образно Пий XXIII сравнивал двухтысячелетнее здание Церкви с собором с застоявшимся воздухом. Необходимо открыть все окна и двери, что струя свежего воздуха ворвалась в здание. Программа предусматривала и сближение с инославными конфессиями, которых Иоанн XXIII называл «отделившимися братьями».
Экуменизму в политике аджорнаменто Иоанна XXIII была уделена важная роль. Свои взгляды папа излагает в специальной энциклике, изданной в 1961 г. под названием «Aeterni Dei». Был сформирован специальный орган, занимающийся диалогом с другими конфессиями – Секретариат Христианского Единства. В рамках политики сближения с инославными христианами в 1960 г. состоялась встреча папы с архиепископом Кентерберийским.
Существенно важным в политике Ватикана стал отказ от жесткой конфронтации с коммунистами и Советским Союзом. Иоанн XXIII формулирует тезис, согласно которому несмотря на принципиальную неприемлемость атеизма для христиан, сотрудничество с любой силой во имя достижения мира не только возможно, но и необходимо. В рамках провозглашенной политики в марте 1963 г. состоялась встреча Иоанна XXIII с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Аджубеем и его супругой, дочерью Н.С.Хрущова. Спустя месяц после этой встречи выходит энциклика «Pacem in Terris», в которой излагалась новая концепция международных отношений. Страны социалистического блока признавались составной частью мирового сообщества. В период Карибского кризиса римский папа отказался от специальной молитвы за президента США Кеннеди, также он отказался от предложения посетить США в тот момент.
С 1962 г. по 1965 г. происходит важнейшее событие в истории западно-римской церкви ХХ столетия – II-й Ватиканский собор. Собору Иоанн XXIII уделял ключевую роль в своей политике аджорнаменто. Именно решения Собора должны были преодолеть косность курии и впустить в католическую церковь струю свежего воздуха. Отцам собора предлагалось рассмотреть и вынести решения по важнейшим вопросам церковной жизни. Это введение живого языка в богослужение, упрощение обрядов, допущение более активного участия мирян в богослужении и управлении Церковью, в т.ч. через возрождение первохристианского диаконата, демократизация церковного аппарата, перестройка миссионерской работы в странах Азии и Африки, у крепление позиций католицизма в странах социалистического лагеря и т.д. В июне 1960 г. Иоанн XXIII по своей инициативе сформировал подготовительную комиссию для разработки решений собора с учетом поступавших предложений. В комиссию были включены лучшие богословы-эксперты, в т.ч. и либерально-прогрессистского направления. Однако уже в процессе подготовительной работы наметилось противостояние между либерально-прогрессистским и консервативно-интегристским направлениями. Следует отметить, что либерального направления большей частью придерживались епископы из Франции, Германии, Голландии, Бельгии, отчасти, Африки и Южной Америки. Консерваторами были епископы Италии, Испании, Португалии, Ирландии.
Его открытие состоялось при папе Иоанне XXIII 11 октября 1962 г. Состав собора был грандиозен. В работе собора приняло участие 2850 человек, в т.ч. 85 кардиналов, 8 патриархов, 533 архиепископа, 2131 епископ, 12 аббатов, 14 прелатов, 67 генералов монашеских орденов. Присутствовали также наблюдатели из 18 церквей, в т.ч. представители Русской Православной Церкви, Русской Православной Церкви за границей, Коптской, Эфиопской, Сирийской и Армянской Церквей, а также делегации Англиканской Церкви и других протестантских церквей. Делегация РПЦ была представлена представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей протоиереем Виталием (Боровым) и заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Владимиром (Котляровым). Они представляли не только интересы РПЦ, но, в какой-то степени и интересы Советского Союза. Помимо их постоянных контактов с организаторами собора, состоялась аудиенция у римского папы посла СССР в Италии С.М.Козырева, а также аудиенция с представителем Польши Ежи Завейским.
Отцы Собора были связаны клятвой не разглашать то, что происходило на Соборе, наблюдатели давали в том моральное обязательство, лишь информируя о происходящем руководство своих церквей. Организаторы собора препятствовали всяким высказываниям, которые могли бы иметь провокационный характер, в т.ч. относительно положения католиков и униатов в социалистических странах.
С самого начала собора разгорелась острая борьба между прогрессистами и консерваторами. Консерваторов было несколько больше, однако прогрессисты превосходили их эрудицией и степенью популярности среди духовенства. Президиум собора предложил, чтобы в состав 10 комиссий собора были доизбраны дополнительные члены. Предполагалось, что это будут консерваторы. Однако по инициативе оппозиции довыборы комиссии были отложены, а на следующем заседании победил список прогрессистов. Иоанн XXIII в данной ситуации стремился сохранять нейтралитет, поэтому в состав 1/3 части, который он назначал сам, включил значительное число консерваторов. В целом, Иоанн XXIII все-таки способствовал принятию многих идей прогрессистов, временами делая тактические уступки консерваторам.
Так было принято решение о допущении живого языка в богослужении, правда, лишь в ограниченных масштабах, с сохранением по возможности латыни. В определенных условиях допускалось и причастие под двумя видами.
Не обошлось на I-й сессии Собора и без политической интриги. На Соборе присутствовало 15 представителей униатской церкви из числа украинской эмиграции. Вследствие принудительной ликвидации унии в послевоенные годы эти люди были настроены резко антисоветстки. Еще до начала Собора ими был выработан меморандум о принудительной ликвидации унии в СССР и преследовании униатского духовенства. Однако организаторы собора отказались рассматривать меморандум. Однако в ходе собора текст меморандума был размножен и разослан его участникам с предложением обсудить и вынести по его содержанию соборное решение. Представители Ватикана, верные своим обязательствам, сделанным правительству СССР, резко отчитали униатов и принесли свои публичные извинения патриарху Алексию I (Симанскому). Ответной любезностью со стороны СССР стало освобождение и передача Ватикану осужденного униатского митрополита Иосифа Слипого.
Первая сессия собора закончилась, а 3 июня 1963 г. Иоанн XXIII скончался от рака. Он возвел в кардинальское достоинство миланского архиепископа Монтини, который и стал его преемником с именем Павла VI.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 630;