Понтификат Пия XI. Пий XII: его церковная политика.
Период между двумя мировыми войнами почти полностью совпадает с понтификатом папы Пия XI. Пий XI, в миру Акиле Ратти, происходил из итальянской аристократической семьи. Практически всю свою сознательную жизнь он провел в тиши миланской церковной библиотеки, которую впоследствии и возглавил. Впрочем, он не был таким уж книжным червем. В молодости он занимался спортом и даже таким специфическим его видом, как альпинизм. Его именем в горах Швейцарии была названа даже одна альпинистская тропа. Только в возрасте 61 года его назначают нунцием Польши и Прибалтики (т.е. территорий, входивших ранее в состав Российской империи). Выборы нового папы застали его в сане архиепископа Милана. В 1922 г. выборы были достаточно бурными. За власть боролось целых 4 кардинала! После безрезультатных попыток получить необходимые для избрания папы 2/3 голосов, в качестве компромиссной кандидатуры и был избран Акиле Ратти.
Мало кто в тот момент воспринимал нового папу всерьез. Однако с первых же моментов своего избрания Пий XI проявил себя весьма смелым и энергичным деятелем. Сразу же после своего избрания он появился на внешней лоджии собора Святого Петра для того, чтобы благословить собравшихся на площади, впервые с 1870 г.! Уже этим новый папа дал понять, что намерен урегулировать затянувшийся «римский вопрос». Сделать это было не так просто, учитывая то значение, которое имела теория «двух мечей» в римской экклезиологии. Свой новый взгляд на место Церкви в современном мире папа скоро выразит в энциклике «Ubi arcano Dei», содержание которой сводилось к следующему. Согласно новому разделению труда церковь должна уйти из политики, предоставив ее консервативной светской власти. Отныне Церковь должна объединять человечество не под политическим, а под духовным господством церкви и Рима.
В 1929 г. согласно Латеранскому договору были, наконец, установлены отношения между католической церковью и итальянским государством. Папа получил власть над территорией Ватикана.
Избрание нового папы опять-таки совпало с серьезными изменениями, пока в итальянском государстве. В октябре 1922 г. во главе государства стал лидер партии фашистов Бенито Муссолини. Став во главе государства, Муссолини стремится расширить социальную базу своей партии, поэтому был заинтересован в добрых отношениях с католической церковью. Его правительством был сделан ряд шагов навстречу Ватикану. С 1923 г. правительство ввело обязательное преподавание Закона Божия в итальянских школах, распустило масонские ложи. Ватикан и фашизм поначалу сближали общие противники – коммунизм, социал-демократия, масонство и либерализм. В своей готовности сотрудничать с церковью Муссолини шел до обещания сделать католицизм государственной религией.
В итоге в феврале 1929 г. был, наконец, разрешен 60-летний римский вопрос. Подписанные Ватиканом соглашения с правительством Муссолини с небольшими изменениями действуют по сей день. Согласно договору Италия признает суверенитет города-государства Ватикан. Территория этого государства площадью в 1,5 квадратных километра включает собор св. Петра, расположенные рядом с ним папские дворцы, музеи и парки. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами. Также было подписано дополнительное финансовое соглашение, согласно которому Ватикану было выплачено 750 миллионов итальянских лир и одновременно предоставлен заем в 1 миллиард лир на очень выгодных условиях.
Данное соглашение было несомненным успехом политики Пия XI. Ватикан практически не пошел ни на одну значительную уступку. Выгоды от соглашения были очевидны. С другой стороны Муссолини получил вожделенную лояльность от католических граждан, что позволило ему одержать внушительную победу на майских выборах в том же 1929 г.
За союз с фашизмом католической церкви пришлось заплатить запретом католическим общественным организациям выступать против политики фашистов. Со временем фашизм, стремившийся полностью контролировать общественную жизнь, станет все больше ущемлять интересы католической церкви.
Подобным же образом Ватикану удалось заключить соглашение с гитлеровской Германией. В 1933 г. был подписан конкордат с Гитлером, в котором Ватикан признавал гитлеровский режим, обеспечивая тем самым свои права в Германии. Другой причиной, толкнувшей Ватикан к союзу с Гитлером, было опасение коммунизма.
Между тем, со временем становилась все более ясной антихристианская суть германского фашизма. Принципиальное расхождение того, к чему призывал Гитлер, с основами христианства побудило папу в 1937 г. выступить с осуждением церковной политики Гитлера. Однако существенно отношения с фашизмом это не изменило. Ватикан одобрил вторжение Италии в Абиссинию, вооруженную помощь генералу Франко в Испании. Даже аншлюс Австрии не встретил возражений Ватикана. Пий XI умрет накануне II-й Мировой войны.
В марте 1939 г. был избран новый папа. Им стал государственный секретарь Ватикана кардинал Эудженио Пачелли. Сам факт избрания государственного секретаря римским папой должен был свидетельствовать о полной преемственности в политике Ватикана, что и сделал Пачелли, принявший даже имя двух своих предшественников. Он стал Пием XII.
Новый папа, еще за 10 лет до своего избрания определявший политику Ватикана, был сторонником сближения с Германией, что в условиях ее усиления было весьма немаловажным. Другой особенностью политики Пия XII стало жестко непримиримое отношение к коммунизму, что также способствовало его симпатиям тоталитарным режимам в Германии, Италии и Испании.
В тот момент мир был накануне очередной Мировой войны. Война началась 1 сентября 1939 г., когда немецкие войска начали агрессию против Польши. Изначально в польско-германском конфликте Ватикан сначала выступал за передачу Германии Данцига (Гданьска), надеясь что очередная политическая уступка Германии приведет к сохранению мира. Затем, с началом боевых действий Пий XII сохранял авторитет. В условиях явно агрессивной политики Германии это было на руку Гитлеру. Пий XII продолжал сохранять нейтралитет и во время военных действий во Франции. Он признал правительство Виши и сотрудничал с ним. О том, насколько это сотрудничество было тесным, свидетельствует тот факт, что генерал де Голль, лидер освобожденной от фашистов Франции, объявит папского нунция в Париже персоной нон грата и потребует, чтобы папа лишил сана 33 французских епископа, известных своим коллаборационизмом с фашистами.
Только в 1943 г., когда наступил перелом во II-й Мировой войне, Пий XII осудил расовую теорию фашизма и преследования евреев. Отношения с Германией осложнились еще больше после падения в июне 1943 г. режима Муссолини. В этих новых условиях папа предоставил лидеру разгромленной в свое время Народной партии де Гаспери возможность создавать антифашистское движение «Христианская демократия». Однако немцы не хотели терять Италию. Рим был захвачен немцами, а папа по сути стал пленником в Ватикане. В Италии разгоралось антифашистское Движение Сопротивления, в котором заметную роль играли католики. Успехи этого движения значительно повлияли на политическую позицию папы. В результате, когда армия союзников освободила Рим, папа приветствовал их как освободителей.
Изменившаяся ситуация в мире привела к изменению политики Ватикана. Отныне главную угрозу для мира Пий XII увидел в значительно усилившемся коммунизме, оплотом которого был Советский Союз. Страна, которой мир, главным образом, и был обязан победе над фашизмом, вышла из II-й Мировой войны, обладая громадным международным авторитетом и самой внушительной армией в мире. Оба эти обстоятельства привели к образованию т.н. социалистического лагеря, в который вошли страны Восточной Европы, среди которых были и государства с католическим населением – Польша, Венгрия, Чехословакия. В 1946 г. Французская коммунистическая партия лидировала на выборах, а в Италии коммунисты соперничали с христианскими демократами. В этих условиях в отличие от прежней осторожной политики в отношении фашизма Пий XII достаточно недвусмысленно встал на сторону антикоммунистических сил. Естественно, главную опору в борьбе с Советским Союзом Ватикан видел в Соединенных Штатах Америки. В результате переписки, завязавшейся между Пием XII и президентом США Трумэном было достигнуто полное согласие в отношении борьбы с Советским Союзом. «Совершенно определенно, что Ваше Превосходительство, - писал Пий XII Трумэну, - найдет в Божией Церкви полного радости, искреннего, готового к сотрудничеству партнера». Так Ватикан включился в активную идеологическую борьбу с коммунизмом.
Примас Венгрии кардинал Мидсенти включился в конфронтационную политику с государственной властью при полном поощрении Ватикана. В 1948 г. он был арестован по подозрению в государственном заговоре, что сразу же вызвало резкий протест Ватикана. Дело Мидсенти дало повод Пию XII фактически объявить крестовый поход против стран социалистического лагеря, заявляя, что католическая церковь в Восточной Европе нуждается в военной поддержке западных держав. В июне 1949 г. были опубликован декрет, осуждающий коммунизм, согласно которому считалось несовместимым с католической верой членство в коммунистической партии, а также любая форма сочувствия или распространения коммунистических идей. Естественно, события в Венгрии в 1956 г. были объявлены папой борьбой за свободу.
Бурные политические события долго не давали Пию XII произвести ревизию в католическом богословии. Только в конце 40-х гг. Пий XII начинает уделять этим вопросам значительное внимание, выступая с консервативных позиций. В итоге обвинениям в уклонении от истин католической веры подвергся целый ряд видных церковных ученых и богословов, среди которых Тейяр де Шарден, многие из работ которого были даже занесены в «Индекс запрещенных книг», Иозеф Ратцингер (нынешний папа Бенедикт), Анри де Любак и многие другие.
Богословие в указанный период развивалось в следующем направлении. В 1950 г. в т.н. апостолической конституции Пий XII провозгласил догмат о телесном Вознесении Божией Матери. Незадолго до своей смерти, в 1957 г. он призвал усилить почитание Богородицы.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 993;