Братская помощь Русской Православной Церкви православным церквам Востока
Русская Православная Церковь всегда поддерживала самое тесное общение со всеми другими Православными Церквами в духе любви и согласия. Особенно тесным было это общение с Церквами Востока, когда они оказались под турецким игом. Восточные патриархи иногда сами лично приезжали в Россию для сбора пожертвований для страждущих своих Церквей, а иногда с этой целью присылали своих представителей. При этом своим авторитетом восточные иерархи помогали русской в разрешении некоторых церковных затруднений. Русская Церковь часто сама обращалась к Восточным Православным Церквам с разными нуждами и запросами.
В первой половине XVI в. приглашенный в Россию Максим Грек много способствовал подъёму просвещения на Руси. В конце XVI века Антиохийокий патриарх Иоаким и Константинопольский патриарх Иеремия II значительно расширили права церковных братств в Западной Руси и ликвидировали церковные беспорядки. Патриарх Иремия II тогда же в Москве поставил первого русского патриарха Иова. В это время особенно тесными были отношения между Русской Церковью и Александрийской, патриархи которой Мелетий Пигас и Кирилл Лукарис (1602-1620) проявили большую заботу в защите православия в Юго-Западной Руси против натиска латинян. Мелетий Пигас (1586-1601) направил целый ряд посланий православным братствам с обличением унии, а в 1594 году послал в Юго-Западную Русь своего просингела Лукариса, который занял здесь должность ректора Острожского училища. На Брестском соборе он присутствовал в качестве экзарха Александрийского патриарха. Такой же заботой о православии на Руси отличаласъ деятельность преемника Мелетия Кирилла Лукариса.
В 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном (1607-1644) в Киеве была восстановлена высшая церковная иерархия для Западной Русской Церкви. Тот же Иерусалимский иерарх одобрил исправления, внесенные в требник книжными правщиками Иваном Наседкой и архимандритом Дионисием. Тогда Феофан поставил в 1619 году патриархом Московским Филарета Романова, отца царя Михаила Феодоровича. Преемники Феофана - Паисий (1644-1661) и Досифей (1669-1707) оказали большую помощь Русской Церкви в учреждении в Москве духовной школы. Патриарх Досифей прислал в Москву ученых монахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Восточные патриархи принимали живое участие в исправлениях богослужебных книг при патриархе Никоне (1652-1658). Однако приверженцы старины на соборах 1655, 1656 гг. отказались принять нововведения.
В свою очередь Русская Церковь, считая себя в долгу перед Восточными Православными Церквами, всегда щедро помогала материально бедствующим Православным Церквам Востока. В Москву приезжали за помощью патриархи Иерусалимские Феофан (1619) и Паисий (1649), патриарх Антиохийский Макарий (1655). В 1650 году гостем Русской Церкви был патриарх Константинопольский Афанасий, который в 1654 году скончался, был канонизован в 1662 году и почивает в Харьковском кафедральном соборе.
В Синодальный период в XVIII веке эта братская помощь выражалась не только в материальной поддержке восточных патриарших кафедр, но и в содействии им в деле поднятия духовного просвещения. Особенно большие заботы проявлены Русской Церковью с благосостоянии Церквей Востока в период святительства митрополита Московского Филарета. По его инициативе и его стараниям в Москве были открыты подворья Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское, которые должны были оказывать материальную поддержку своим Церквам и содействовать тесным связях их с Русской Православной Церковью.
Иногда Россия способствовала осуществлению нормальной литургической жизни для греков, живших вне территории Османской империи. Так представители довольно многочисленной общины греков в Лондоне долгое время не имели своего храма. В 1717 г. первый православный храм в столице Англии был построен русскими при российском посольстве. Тогда смог осуществиться интересный симбиоз русских с греками, когда в определенные дни греческие священнослужители совершали богослужение на греческом языке. Так было вплоть до XIX в., когда лондонские греки смогли, наконец, построить себе храм.
Начало XX века ознаменовано целым рядом событий, свидетельствующих с тесном общении, существовавшем тогда между Русской и Восточными Православными Церквами. Из таких событий следует отметить обмен посланиями между Константинопольским патриархом и Св. Синодом в 1902-1904 гг. по вопросам, касающимся межцерковных отношений и церковной практики (с мероприятиях к более тесному единению всех православных народов; о средствах сближения с католичеством и протестантством, об отношении к старокатоликам, об общем церковном календаре и др.). Хотя в виду ряда причин намеченные в посланиях проблемы и не получили желаемого разрешения, но сам факт совместного обсуждения этих вопросов указывает на стремление обеих Церквей к укреплению общецерковного единства. Значительно упрочен был духовный союз между Русской и Антиохийской Церквами во время приезда в Россию Антиохийского патриарха Григория IV в 1913 году. При посещении Новгорода Восточный патриарх рукоположил тогда ректора Новгородской семинарии архимандрита Алексия (Симанского), будущего Святейшего Патриарха Московского, в сан епископа.
Помимо указанного, братское общение Русской Церкви с православными Церквами Востока проявилось в самых разнообразных формах повседневной церковной практики: обмен грамотами по поводу разных событий, направление молодых людей в русские духовные школы, материальная помощь и т.д.
Первая мировая война и дальнейшие международные политические конфликты ослабили на некоторое время эти братские связи. Предстоятели некоторых Восточных Церквей неправильно были информированы о положении дел в Советской России и часто попирали канонические права и достоинства Русской Церкви.
Константинопольский патриарх, например, допустил ряд самовольных действий, которые, с одной стороны, вызывали разногласия между Поместными Церквами, а с другой, принижали значение и ранг Русской Церкви. В 1922 году Константинопольским патриархом признана действительность англиканской иерархии, а в следующем году приняты решения "об исправлении Юлианского календаря" (переход на новый стиль), и о "втором браке овдовевших священников и диаконов".
В это время последовало распоряжение Константинопольского патриарха об обязательном подчинении ему всей православной диаспоры. Константинопольский патриарх даровал затем автономию православным епархиям Русской Церкви в Финляндии и Эстонии, даровал автокефалию Польской Церкви без согласия Русской Церкви и вообще часто вмешивался во внутренние дела последней. После второй мировой войны взаимоотношения Русской Церкви с Православным Востоком упрочились присутствием на Поместном соборе Русской Церкви в 1945 году лично двух Восточных патриархов (патриарха Александрийского Христофора и Антиохийского Александра III) и двух представителей древнеапостольских патриарших престолов. Вскоре после вступления на патриарший престол Святейший Патриарх Алексий совершил в 1945 году поездку в Святую Землю и по восточным патриархатам. Подобная поездка была повторена Патриархом Алексием в 1960 году. Были посещены св.места Палестины, нанесены визиты всем четырем восточным патриархам. На обратном пути Святейший Патриарх посетил и Элладскую Церковь. Эти поездки имели огромное значение для оживления и укрепления тесных связей между Православными Церквами. В 1948 году на торжественном праздновании 500-летнего юбилея автокефалии Русской Церкви, в 1958 году на праздновании 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви, наконец, в 1963 году на торжественном чествовании 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия присутствовали главы и представители всего православного мира. В 1978 году многочисленные представители разных Церквей собрались в Москве на празднование 60-летия восстановления патриаршества. Делу укрепления связей братских между Русской Церковью и Православными Церквами Востока много содействуют такие мероприятия, как восстановление в 1948 году Русской Духовной Миссии в Палестине, открытие подворий - Антиохийского в Москве и Александриского в Одессе, взаимный обмен церковными журналами и др. изданиями.
Русская Православная Церковь имеет свои постоянные представительства в Александрийском и Антиохийском патриархатах. В Александрийском патриархате к юрисдикции Русской Православной Церкви относится часть русских эмигрантов, прибывших в Египет в 1919 и 1922 годах. Они образовали небольшие церковно-приходские общины в Александрии и Каире и подчинялись Синоду Русской Зарубежной Церкви. В 1945 году настоятель русского Александро-Невского храма в Александрии, вместе с приходом воссоединился с Матерью-Церковью. В настоящее время при храме в Александрии находится подворье Русской Православной Церкви, возглавленное настоятелем с титулом Патриаршего Экзарха. Храм, по данным 1982 года объединял 100 человек.
В Антиохийском Патриархате Русская Православная Церковь имеет в Бейруте (Ливан) Патриаршее подворье образованное в 1946 году. Оно состоит из резиденции настоятеля и храма подворья. Причт храма окормляет 200 верующих.
В Дамаске (Сирия) находится Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриаршем престоле Антиохийской Церкви, учрежденное в 1958 году. Целью учреждения представительства было укрепление братского духовного единства и развития связей между двумя Церквами. Представитель Московского Патриархата имеет сан епископа.
Святейший Патриарх Пимен продолжал расширять дело укрепления братских отношений с Православными Церквами. В 1972 году он посетил Святую Землю, а также Александрийскую и Антиохийскую Церкви. В 1977 году Святейший Патриарх Пимен нанес братский визит патриарху Константинопольскому Димитрию 1 и имел с ним беседы по общецерковным вопросам.
Наглядным выражением сердечного единения между Поместными Церквами служат традиционные взаимные приветствия предстоятелей Церквей в праздники Рождества Христова, Пасхи, а также регулярная переписка по поводу разных событий и вопросов церковной жизни.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 510;