Русская духовная миссия в Палестине
Путешествие в Святую Землю и в святой град Иерусалим издавна было вожделенной целью русского паломника. Весьма скоро после принятия на Руси христианства, благочестивые русские люди стали стремиться попасть в Святую Землю. Несмотря на дальность и трудность пути, волна паломников в страну воспоминаний, священных для каждого христианина, непрерывно росла и вскоре приняла массовый характер. Это паломничество явилось выражением того тяготения, которое имела Русская Православная Церковь к сближению с Матерью всех Церквей - Церковью Иерусалимской и с другими Восточными Церквами.
Их трудное положение привлекло внимание Русской Церкви к нуждам православия на Востоке, и в 1847 году Святейший Синод решил учредить в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию, которая должна была поддержать морально и материально Иерусалимскую Православную Церковь, нейтрализовать влияние католицизма и протестантизма и помогать русским паломникам в Святой Земле. Выполняя эти задачи, Русская Духовная Миссия вела большую духовно-просветительную и благотворительную деятельность: учреждала школы, типографии, библиотеки, приюты и богадельни, строила храмы и странноприимные дома. Начальником Миссии был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), незадолго до этого посетивший Православный Восток с научной целью и считавшийся его знатоком. Штат Миссии, вместе с её начальником, состоял из четырех человек: иеромонаха Феофана (Говорова), впоследствии епископа и Вышенского затворника, и двух студентов, окончивших Петербургскую семинарию. По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Архангельском монастыре и здесь вела свою работу. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии появилась типография, в которой печатались книги на арабском языке, в Яффе были организованы школы для подготовки пастырей из коренного населения. Много было сделано для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.
Между тем, духовные связи с Востоком продолжали развиваться. В Петербурге возник Палестинский комитет, который стал изыскивать средства и руководить организацией материальной базы для русских паломников. В это время по всем храмам России были организованы денежные сборы "на Палестину". Появился солидный и неоскудевающий фонд, который позволил приобретать в Иерусалиме и в других местах Палестины земельные участки, строить на них странноприимные дома, богадельни и др. учреждения, необходимые для обслуживания огромного числа русских паломников. Кроме того, деятельность Миссии много способствовала возвращению в лоно Православной Церкви арабов-униатов, отторгнутых некогда от Православия латинской пропагандой, а также несториан сирохалдейцев.
Наиболее яркие страницы истории Русской Духовной Миссии после Крымской войны (1853-1856 гг.) связаны с именем архимандритов Кирилла (Наумова), впоследствии епископа, Леонида (Кавелина) и Антонина (Капустина). Епископ Кирилл, будучи начальником Миссии с 1857 года, оказал большое содействие в деле обращения в православие униатов-сирийцев. При нем в 1860 году началось строительство соборного храма Святой Троицы на приобретенном "русском подворье" и стали воздвигаться другие сооружения для Миссии и обслуживания паломников.
Архимандрит Леонид (Кавелин), возглавлявший Миссию с 1864 по 1868 гг., организовал и материально поддерживал православную школу для арабов вблизи Иерусалима.
Архимандрит Антонин (Капустин) был назначен начальником Миссии с II сентября 1965 года. Ему удалось наладить дружественные контакты с Иерусалимской Патриархией и укрепить авторитет и влияние русских представителей в Палестине. Даровитый, всесторонне образованный и беззаветно преданный делу Церкви, архимандрит Антонин на этом посту развил кипучую деятельность, которая не ослабевала в течение 30 лет его руководства Миссией. Одним из первых и наиболее замечательных приобретений о. Антонина был знаменитый Мамрийский или Авраамов дуб, близ Хеврона, то место, на котором, согласно свидетельству Библии, патриарх Авраам оказывал гостеприимство Трем Странникам. 22 мая 1871 года у дуба Мамрийского русским духовенством была отслужена на переносном престоле первая Божественная литургия. Впоследствии это место было благоустроено и на нем сооружен храм.
Постепенно, несмотря на препятствия со стороны католиков, располагавших в Палестине средствами, о. Антонин скупил такие места, как вершина горы Елеонской, Иерихонское подворье - место для отдыхающих паломников, посещающих реку Иордан. Вселим куплено 13 участков.(Общая площадь 425 тысяч м). Тщательно изучая намеченные к приобретению места, о. Антонин производил для них серьёзные, научно поставленные археологические раскопки. Последние дали богатый материал для библейской исторической науки. Нельзя не упомянуть о большой работе о.Антонин по описанию рукописей, хранящихся в библиотеках обителей Синая. С организацией в 1882 г. православного Палестинского общества дело Русской Духовной Миссии и Святой Земли было значительно облегчено. Появились люди, заинтересованные в поддержке и развитии работы Миссии, начали поступать в значительном количестве средства. И рядовое духовенство, и светские люди вступали в члены организованного общества, вносили посильную лепту либо деньгами, либо чтением популярных лекций о Святой Земле изданием брошюр и т.д. Палестинское Общество вело большую научную исследовательскую работу. В результате деятельности Русской Духовной Миссии в Палестине, а также православного Палестинского общества в различных пунктах Святой Земли появилось много русских сооружений: храмы, подворья, монастыри, странноприимные дома, открыты 103 общеобразовательные школы, больницы в Иерусалиме, Хевроне, Назарете) на горе Елеонской, в Яффе и др. местах. Были куплены участок и два дома в Анн Каране, и началось основание женского Горненского монастыря. Незадолго до своей кончины архимандрит Антонин в духовном завещании передал Синоду все земельные имущества и книги своей библиотеки, Миссии - музеи древностей, Эрмитажу - найденный им при раскопках бюст Ирода Великого, Публичной библиотеке в Петербурге - собрание греческих и готско-славянских рукописей. Он завещал Синоду 23 своих больших и малых дневников.
После кончины архимандрита Антонина (+ 1894 г.) деятельность Миссии продолжалась до первой мировой войны. К 1914 г. Миссия имела 37 земельных участков, на которых было расположено 8 храмов, несколько молитвенных домов, две женских обители, здание для размещения паломников и др.
Во время первой мировой войны турецкие власти конфисковали имущество Миссии и всех русских благотворительных обществ, а после Октябрьской Социалистической революции 1917 г. часть недвижимого имущества Миссии была захвачена раскольническим духовенством, возглавлявшимся так называемым "Карловацким Синодом". Но в 1948 году Русская Православная Церковь получала ту часть своих владений, которая оказалась на территории государства Израиль. Тогда же, по указу Святейшего Патриарха Алексия1 в Палестину выехал первый после 30-летнего перерыва состав Миссии во главе с архимандритом Леонидом (Лобачевым). Первое впечатление её сотрудников о состоянии нашего имущества в Палестине было безрадостным. Военные действия прекратились до прибытия нашей Миссии, но их последствия в городе еще не были ликвидированы.
Русской Духовной Миссии пришлось немедленно приняться за восстановительную работу. С этого времени под руководством многих её видных начальников начался новый этап жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которая, как и прежде, остаётся для Русской Православной Церкви духовным проводником благодати великих христианских святынь Святой Земли, способствует единению наших Церквей в духе братства, взаимопонимания и любви. В настоящее время Русская Православная Церковь владеет следующими земельными участками и строениями: в Иерусалиме собор во имя Св.Троицы, храм св.мученицы Александры, здание Духовной Миссии в местечке Айн-Кирем, Горненский женский монастырь с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, в г. Яффе - храм апостолов Петра и Павла, могила праведной Тавифы, на горе Кармил - храм пророка Божия Илии, а также земельные участки и здания в Назарете, Кане Галилейской, Тивериаде, Магдале и др. местах.
По установившейся доброй традиции клирики и миряне Русской Православной Церкви ежегодно совершают паломничество в Святую Землю, пользуясь радушием и любовью Иерусалимской Церкви.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 839;