III. Духовная жизнь гомеровской Греции
Религия
Сложился Пантеон олимпийских богов. Во главе его стоял владыка неба Зевс, повелитель грозы и молнии. Братьями его были владыка морей Посейдон и Аид - бог подземного мира. Супругой Зевса стала Гера - покровительница супружеской жизни и материнства. Сестра Зевса - Гестия была покровительница домашнего очага. Другая сестра Деметра - богиней плодородия и земледелия
Зевс обитал на горе Олимпе вместе с Герой и детьми - Аполлоном (богом солнца, музыки), Артемидой (богиней охоты), Аресом (богом войны), Афиной (богиней мудрости и ремёсел), Афродитой (богиней любви), Гефестом (богом огня) и Гермесом (богом торговли). Афину изображали с совой, Зевса - с быком или орлом, Артемиду - с ланью и т. д.
Богов греки представляли себе подобием людей. Они предаются плотским утехам, едят и пьют, ссорятся и мстят. В каждой общине имелся свой бог-покровитель, которого почитали как защитника от злых дел и враждебных помыслов людей и богов. В Афинах чтили прежде всего Афину, в Аргосе и на Самосе - Геру и т. д. Однако власть местного бога-покровителя была безграничной лишь в рамках общины. На остальной территории Греции такой бог не считался всемогущим.
Сложились общегреческие святилища:
Дельфы - в юго-западной Фокиде, общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона,
Элевсин в Западной Аттике в 22 км к западу от Афин (культ культом Деметры и Персефоны),
Истмия на Коринфском перешейке (Истме), у храма Посейдона. Вторые по значимости игры после Олимпийских. Проходили раз в два года.
Немея, город на северо-востоке Пелопоннеса, немного западнее Коринфа на границе Коринфии и Арголиды. Святилище Зевса. Культ Геракла.
Олимпия в греческой области Элида, расположенной в северо-западной части Пелопоннеса, место проведения Олимпийских игр (с 776 года).
Культ осуществляли выборные жрецы. Они совершали гадания по внутренностям жертвнных животных. Почитались оракулы (прорицатели).
Распространены были представления о духах рек, лесов, источников и т. д. В их числе - нимфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae – невесты, дочери Геи): в реках, родниках и ручьях жили наяды, в море - нереиды, в лесах - дриады и гамадриады, в болотах и озерах – лимнады, в горах - ореады .
Как олицетворения природы, нимфы изображались красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами.
Ведут постоянную борьбу с уродливыми козлоногими сатирамилесными божествами, духами плодородия. Также козлоногими древним грекам представлялись силены - божества рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью, т также весёлый Пан (Πάν - «понравившийся всем») - божество стад, лесов и полей.
Важное место в религиозной жизни занимали культ предков, погребальные церемонии и игры.Церемония погребений и проведение состязаний во время тризны в честь Патрокла описаны Гомером в «Илиаде». Организация поминальной церемонии мотивировалась священным долгом перед умершим, которого необходимо было похоронить с соблюдением всех норм, с тем, чтобы он в загробной жизни ни в чем не нуждался. Кроме того, в случае гибели человека от руки убийцы долгом родственников было преследовать преступника до тех пор, пока смерть сородича не будет отомщена пролитием крови врага.
Если этот порядок нарушить, то, по представлениям древних греков, обиженные духи будут преследовать родственников умершего, пока они не выполнят свой долг перед умершим и не совершат все религиозные обряды. Впрочем, и после совершения обряда погребения в полном объеме родственники покойного обязаны были периодически устраивать сакральные игры в его честь и приносить погребальные жертвы.
Искусство
Живопись. Вместе с микенскими дворцами осталось в прошлом искусство настенных росписей и вазописи, отражавшее живое восприятие греками растительного и животного мира. Керамика сразу же после вторжения дорийцев (ее называют субмикенской) становится примитивной. Она либо вовсе неокрашенная, либо выкрашенная в один сплошной цвет (обычно чёрный), либо украшенная несколькими незамысловатыми линиями.
Позже, примерно с XII века начинает господствовать так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов.
Первые, еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце IX века до н. э. К этому времени вазы геометрического стиля уже нельзя назвать примитивными. Их формы пропорциональны и красивы, ритмичный узор располагается с учетом формы сосуда, который расписан блестящим лаком, изобретенным еще на минойском Крите.
Наиболее полно геометрический стиль представлен на дипилонских вазах (ІХ-VІІІ века до н.э.), названных так по месту находки в древних погребениях возле Дипилонских ворот в Афинах. На них появляется узор меандр, который стал основным орнаментальным мотивом в греческом искусстве. Кроме геометрических фигур, на сосуды наносились и стилизованные изображения животных и растений, а позже на погребальных урнах появляются рисунки людей, вписанные в треугольник и круг.
Из однотипных изображений людей создавались «погребальные» сюжеты: оплакивание умершего, сцены погребальных игр и состязаний колесниц. Хотя рисунки на дипилонских вазах просты, но в ритме и динамике их геометрических узоров нашли отражение новые процессы, которые получили развитие в последующие эпохи.
2. Скульптура. Представлена терракотовыми и бронзовыми статуэтками, в основном предназначенными для культовых целей. Они наивны и схематичны - пропорции фигуры нарушены, лицо и тело переданы весьма условно.
Создавались в это время ксоаны – монументальные идолы. Это были грубо обработанные стволы дерева и куски камня с примитивно намеченными контурами головы и чертами лица. Их раскрашивали и драпировали.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 660;