Социально – политическая организация

В гомеровский период линейное слоговое письмо было забыто. До сих пор археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку с XI по IX в. до н. э. Первые известные науке греческие надписи датируются лишь второй половиной VIII века.

В них используются уже не знаки линейного письма Б, а буквы совершенно нового алфавитного письма, которое, очевидно, только зарождалось в это время. В силу этого мы не имеем письменных сведений о политической жизни Греции гомеровского времени. Однако, можно утверждать, что характерные черты более позднего времени определились уже в «темные века».

1. Формирование полисов. Гибель микенской цивилизации сопровождалась распадом ахейских государств. Отдельные общины оказались в условиях самостоятельного экономического и политического развития. Они занимали, как правило, небольшую территорию и были почти полностью изолированы от других, соседних с нею. Политическим и экономическим центром общины был полис. В греческом языке классической эпохи это слово выражает одновременно два тесно связанных между собой понятия: «город» и «государство».

В поэмах Гомера понятие «полис» встречается достаточно часто. При этом отсутствует слово, которое можно было бы перевести как «деревня». Это означает, что гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С первым его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Тем не менее, полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы и ремесленники, которых в те времена было еще очень мало.

Как правило, владения отдельной общины были ограничены или небольшой горной долиной или маленьким островком в водах Эгейского или Ионического моря. Границей, отделяющей одну общину от другой, служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Вся Греция, таким образом, предстает перед нами в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов.

В дальнейшем на протяжении многих столетий эта раздробленность оставалась важнейшей отличительной чертой всей политической истории Греции. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. На жителей ближайшего соседнего полиса смотрели в те времена как на врагов. Их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство.

Обычным явлением были ожесточенные распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны. Поводом к ним не могло послужить, например, похищение соседского скота. В «Илиаде» Нестор, царь Пилоса и самый старый из ахейских героев, вспоминает о подвигах, совершенных им в молодые годы. Когда ему не было еще и 20 лет, он напал с небольшим отрядом на соседнюю с Пилосом область Элиду и угнал оттуда огромное стадо мелкого и крупного рогатого скота. Когда через несколько дней жители Элиды двинулись к Пилосу, Нестор убил их предводителя и разогнал войско.

3. Разделение на филы и фратрии. В общественной жизни гомеровского полиса большую роль играют традиции родового строя. Общины делились на родовые объединения – филы. Те в свою очередь делились на фратрии («братства»). Фила образовывала сообщество со своими жрецами и войском, также называемым филой. Во главе этого воинского формирования стоял филарх. По филам и фратриям община сходилась на народное собрание, которое называлось по-разному: экклесия, апелла, гелиея, агора. На нем обсуждались важные вопросы жизни общины.

Филы и фратрии вели самостоятельное существование. Община почти не вмешивалась в их внутренние дела. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, находился вне общества. У него не было очага, т. е. дома и семьи. Его не защищал закон, поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола.

Отдельные филы и фратрии постоянно враждовали между собой. Широко практиковался обычай кровной мести. Человек, запятнавший себя убийством, должен был бежать в чужую землю, спасаясь от преследования сородичей убитого. Среди героев поэм нередко встречаются такие изгнанники, покинувшие отечество из-за кровной мести и нашедшие приют в доме какого-нибудь чужеземного царя.

3. Имущественное и социальное расслоение. Земля - главная ценность для грека той эпохи считалась собственностью всей общины. Теоретически каждый свободный общинник имел право на получение надела - клера («жребий»), распределяемого при помощи жеребьевки. Время от времени устраивались переделы земли. На практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других.

Из поэм Гомера следует, что что рядом с богатыми «многонадельными» людьми (т.н. поликлер) в общине были и такие, у которых совсем не было земли (аклерой). Последние превращались в батраков - фетов. Их положение лишь немногим отличалось от положения рабов, стоящих в самом низу общественной лестницы. На вершине же ее находятся те, кого Гомер именует «лучшими» (аристос - аристократ) или «благородными» (агатос), противопоставляя их «скверным» и «низким» (какос).

Аристократы играли первые роли во всех делах общины как во время войны, так и в мирное время. Только богатый человек мог в те времена приобрести паноплию - полный комплект тяжелого вооружения. Он включал бронзовый шлем с гребнем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью. Лишь самые состоятельные люди общины имели возможность содержать боевого коня.

К этому следует добавить, что в совершенстве владеть тогдашним оружием мог только человек, получивший хорошую атлетическую подготовку, систематически упражнявшийся в беге, метании копья и диска, верховой езде. У простого крестьянина, весь день занятого тяжелым физическим трудом на своем наделе, попросту не оставалось времени для занятий спортом. Поэтому атлетика в Греции долгое время оставалась привилегией аристократов.

Во время сражения аристократы в тяжелом вооружении, пешие или верхом на конях, становились в первых рядах ополчения. За ними беспорядочно толпились простые воины в войлочных панцирях, с легкими щитами, луками и дротиками в руках. Исход сражения обычно решали воины-аристократы (промахос - «сражающиеся впереди»). Когда войска противников сближались они выходили из строя и завязывали одиночные поединки. До столкновения основных масс воинов дело доходило редко.

Являясь решающей силой на поле брани, гомеровская знать претендовала также и на господствующее положение в политической жизни общины. В ее присутствии «мужи из народа» (демос) должны были сохранять почтительное молчание, прислушиваясь к тому, что скажут «лучшие люди». На народных собраниях с речами, как правило, выступают люди «благородного происхождения». Демос мог выражать свое отношение к ним криками или бряцанием оружия.

4. Басилеи. Наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати Гомер называет «басилеями». В произведениях более поздних греческих авторов слово «басилей» обычно обозначает царя, например персидского или македонского. Внешне гомеровские басилеи действительно напоминают царей. В толпе любого из них можно было узнать по знакам царского достоинства - скипетру и пурпурной одежде.

«Скипетродержцы» - обычный эпитет, используемый поэтом для характеристики басилеев. Они именуются также «зевсорожденными» или «вскормленными Зевсом». Басилеям принадлежит исключительное право хранить и толковать законы. На войне они становились во главе ополчения и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги. Во время общенародных празднеств басилей совершал жертвоприношения богам и молил их о благе и процветании для всей общины.

Народ обязан был чтить царей дарами - почетной долей вина и мяса на пиру, лучшим и самым обширным наделом при переделе общинной земли и т. д. Формально эти дары считались добровольным пожалованием или почестью, которую басилей получал от народа в награду за свою воинскую доблесть или за справедливость, проявленную им в суде.

В пределах своей филы или фратрии басилей выполнял главным образом жреческие функции. Все вместе басилеи составляли подобие правящей коллегии или совета общины и сообща решали все насущные вопросы, прежде чем представить их для окончательного утверждение на народном собрании.

Время от времени басилеи вместе с родовыми старейшинами - геронтами собирались на городской площади - агоре и там, в присутствии всего народа, разбирали судебные тяжбы. Во время войны один или двое басилеев избирались народным собранием на должность военачальника и возглавляли ополчение общины. В походе и в сражениях басилей-военачальник пользовался широкой властью, включавшей право жизни и смерти по отношению к трусам и ослушникам. По окончании похода он обычно слагал свои полномочия.








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.