в Древней Греции и Древнем Риме
Древнегреческое общество и его культура не могли не внести существенный вклад в развитие юридической науки. Уже в 621 г. до н. э. были изданы легендарные законы Драконта. Однако их текст до нас не дошел. Серьезная законодательная реформа, проведенная в начале VI в. до н.э. Солоном была направлена на сглаживание острого социального кризиса, возникшего в этот период в Афинах. В более поздний период развитие афинского права, его систематизация, повышение уровня юридической техники наталкивались на сложную и громоздкую, хотя и очень демократическую судебную и правовую систему. Они не позволяли создать более совершенную кодифицированную систему законодательства и эффективную систему отправления правосудия. В афинском праве сохранялись пережитки глубокой древности. Право у афинян, «не должно представлять собой трудную для соблюдения и сложную в техническом отношении категорию, присущую только профессиональным юристам, а, наоборот, оно должно применяться в соответствии с теми требованиями в соблюдении морали и здорового благоразумия, которые господствуют в данном конкретном обществе…», а «право как таковое представляет собой комплекс этических правил, воплощенных в понятии справедливость». Причем последняя зиждется на принципе эквивалентности.
Участие широких слоев населения в государственном управлении и в отправлении правосудия, систематическая ротация состава таких учреждений привели к тому, что в Афинах формирование отдельной юридической профессии и юридической науки в собственном смысле слова не состоялось. Но в Греции имелись свободные адвокаты, институт которых вырос из обязанностей членов общин взаимно поддерживать друг друга. Первоначально каждая фила обязывалась представить определенное число защитников для разбора судебного дела. Последним вменялось в обязанность дача краткой характеристики поведения сторон. Со временем такие лица стали принимать непосредственное участие в процессе, но взимание какой-либо платы им было запрещено. Адвокаты могли вести дела политических объединений, партий и городов. Только в период Римской империи они превратились в постоянных чиновников. В птолемеевском Египте это была уже профессиональная деятельность с установленными государством правами и обязанностями.
Юридическая подготовка осуществлялась в Древней Греции в различных учебных заведениях, где преподавались философия и риторика. В рамках последней, например, в школах стоиков, преподавалось судебное красноречие. Специальное юридическое образование на данном этапе еще отсутствовало.
Зарождение теории познания неразрывно связано с древнегреческой философией и ее виднейшими представителями. Установление демократических начал общественной жизни в Афинах, социальная активность граждан, рост правосознания и числа публичных судебных процессов стимулировали развитие ораторского искусства, а также переориентацию интересов философии. Философским течением, отвечающим таким потребностям, становится софизм (V – IV вв. до н. э.). Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко. И такие точки зрения могли носить взаимоисключающий характер. Тем самым они исключали объективную истину. Поэтому у каждого человека, как они утверждали, имелась своя истина. Они абсолютизировали относительность знания, провозглашая его зависимость от конкретных условий. Такой подход носил характер гносеологического скептицизма и релятивизма, которые стали, возможно, результатом сравнительного анализа законов и устройства различных греческих полисов, прекрасно демонстрировавших возможность существования в относительно сходных условиях различных государственно-правовых моделей. Поэтому право, законы у софистов – это творение человека, отражающее интересы отдельных слоев общества. Они изменяются со временем в отличие от законов природы. Философские подходы софистов носили прогрессивный характер и способствовали развитию логики и методологии науки.
Критиком и противником софистов был древнегреческий философ-идеалист Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.). Рассматривая различные вопросы, относящиеся к государству, праву и общественному устройству, Платон обращается и к проблемам познания. Методом познания у Платона выступает диалектика, которую последний понимал как восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до самых высших родов, а также обратный процесс от наиболее общих понятий к понятиям наименьшей общности. Бытие у философа, относительно высших родов сущего, заключает в себе противоречие, которое становится необходимым побуждением души к размышлению. Такое бытие едино и множественно, вечно и проходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется.
Трудно переоценить значение для современной методологии науки и, в частности, методологии юридической науки, разработанные Аристотелем (382 – 322 гг. до н.э.) труды по логике, содержащие в себе важнейшие элементы теории познания. Он первым изучил все формы дедуктивных заключений, определил законы тождества, противоречия и исключения третьего. В сочинении «Об истолковании» Аристотель объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий. Главным вопросом логики он ставит проблему о том, каким образом строится дедуктивное рассуждение (т. е. практически силлогизм). Силлогизмом у философа является путь от суждения к суждению, при осуществлении которого устанавливаются необходимые связи между суждениями, и одно, в результате, вытекает из другого. Трактат «Об истолковании» вместе с другими трудами философа впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Именно Аристотель вводит метод логического анализа и систематизации.
В главе VII труда «Об истолковании» философ так описывает сравнение и систематизацию (соотнесение): «Соотнесением называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находится в каком-то ином отношении друг к другу; так, о большем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь говорят большее, чем что-то; и о двойном говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим; ведь говорят двойное против чего-то. Также обстоит дело и с другим, им подобным» .
Таким образом, если не сами правовые институты, которые были достаточно совершенны, имевшие место в Древней Греции, Афинах, то сами философские подходы к праву, методы научного исследования древнегреческих философских течений сыграли важную роль в становлении юридической науки и имели продолжение уже в Древнем Риме.
Зарождение юридической науки в Древнем Риме связано с деятельностью жрецов – коллегии понтификов. Она ведала составлением календарей, погребальным культом и сакральным правом (т.е. божественным). Кроме того понтифики занимались комментированием законов. Сформировавшиеся религиозные и правовые формулы должны были четко произноситься, без каких-либо запинок и ошибок. Только с начала III в. до н. э. положение начинает меняться. В III – I вв. до н. э. бесплатные юридические консультации давались чаще всего членами влиятельных сенаторских семейств, появившимися профессиональными юристами. Известными юристами, государственными деятелями I в. до н. э. были Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф. Однако юридические трактаты данного периода в большинстве своем до нас не дошли.
Большое значение получает и деятельность адвокатов. Они защищали своих клиентов во время предварительного следствия и суда.
Развитие юридической профессии привело к появлению юридического образования. В 254 г. до н. э. верховный жрец Тиберий Корунканий начал разъяснять нормы права всем желающим. С этим именем обычно связывают начало публичного преподавания права в Риме. Начиная с I в. н. э. римская система образования значительное место отводила юридической науке. Известный римский юрист Сабин (I в. н.э.) открыл первую частную юридическую школу. Там читали лекции по праву, проводились диспуты и давались ответы на вопросы учеников. Последователи Сабина образовали видную школу римского права – сабинианцев, а самому Сабину вместе с некоторыми другими известными юристами было дано право официально разъяснять законы. Такие разъяснения имели обязательную силу для суда. Это право было дано императором Августом, и одним из первых его получил Мазурий Сабин. Введение таких обязательных заключений (responsa) повысило правовую культуру, заставило чиновников и судей, зачастую не обладавших навыками профессиональных юристов, учитывать в своей деятельности достижения юридической науки. В период принципата и домината высшие должностные лица, в том числе и императоры, всегда имели при себе советников-юристов. Таким образом, осуществляя свою научную и практическую деятельность, римские юристы издавали различного рода комментарии к гражданскому праву, труды по отдельным правовым вопросам и юридические учебники, содержавшие систематизированный анализ применения правовых норм в доступной форме.
Не менее важным юридическим направлением была школа прокулианцев. Ее основателем был Марк Антисий Лабеон (ок. 50 г. до н.э. – 18 г. н.э.), а видным представителем – его ученик Прокул. Эта школа по ряду важных положений выступала противником сабинианцев. Различие этих направлений можно вывести из их характеристики Помпонием. Говоря о двух родоначальниках этих школ, он указывает, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства (лат. plurima innovare instituit — «установил много нового»), меж тем как Капитон, сторонник нового государственного режима, в области юриспруденции был представителем и защитником старины (лат. in his, quae ei tradita fuerant, perseverabat — «упорствовал в том, что было ему передано правовой традицией»). Из этого можно заключить, что школа прокулианцев была школой прогрессивной, а школа сабинианцев — консервативной.
При преподавании права римские юристы не уделяли особого внимания общим понятиям (в отличие, например, от греков). Они сразу же ставили перед учениками практические вопросы.
Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.
Говоря о норме права, римские юристы, как справедливо указывает Г. Берман, «воспринимали правовую норму как обобщение общих элементов решений по ограниченному классу дел». Они впервые стали проводить широкие обобщения, разрабатывать правовые понятия. Однако такой теоретический уровень развития в римском правоведении был достигнут только в классический и постклассический период.
Среди римских ораторов, государственных деятелей и юристов особо необходимо выделить Марка Туллия Цицерона (106 – 46 гг. до н.э.). Цицерон впервые придает практическое значение естественному праву: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным… Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».
Среди римских юристов особо следует выделить тех, мнения которых с 426 г. н. э. должны были рассматриваться в суде в качестве наиболее авторитетных. Наиболее выдающимися юристами Рима были Гай Кассий Лонгин (автор знаменитого учебника римского права – Институций (143 год н.э.), где затрагивал проблемы гражданского права), Эмилий Папиниан (автор 19 книг Responsa и 87 книг Questiones, где описывал умение согласовывать установленные законом нормы с особенностями каждого отдельного случая), Юлий Павел (автор более 300 книг о юриспруденции, которые отличались точностью юридического анализа и энциклопедическим охватом всего правового материала), Домиций Ульпиан (автор множества работ, в которых высказывается с критикой о безграничности власти императора, о превалирующей роли власти над правом) и Геренний Модестин (автор нескольких юридических сочинений, где даны общие обзоры права. Внёс заметный вклад в формулирование некоторых вопросов юридической доктрины и практики). Высказываниям и трудам указанных юристов была придана сила закона (закон Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов). Труды указанных правоведов стали определяющей составляющей кодификации Юстиниана, состоявшей из Институций, Дигеста, Кодекса Юстиниана и новелл.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1004;